Научно-популярно о космосе и астрономии

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Летим и садимся вместе с Falcon 9R
lozga
01.jpg
В ночь на понедельник должен был состояться (перенесли на сутки) старт ракеты Falcon 9R, который будет особенным сразу в трех отношениях. Во-первых, должна стартовать новая версия ракеты-носителя (v. 1.2) с увеличенной тягой двигателей и большим количеством топлива на второй ступени. В-вторых, эта миссия является возобновлением полетов после летней аварии и полугодового перерыва. Ну и в-третьих, впервые для SpaceX и во всей истории космонавтики будет предпринята попытка мягкой посадки первой ступени на космодром старта. Для выполнения последней задачи первой ступени надо будет развернуться после отделения, затормозить, погасить горизонтальную скорость, еще раз развернуться для финального торможения, выйти в район посадки и совершить мягкую посадку. К счастью, благодаря замечательному сценарию для Orbiter мы можем посмотреть на этот процесс почти как непосредственные зрители.

Подготовка


Для виртуального полета вместе с ракетой Falcon нам потребуются:

Порядок установки: сначала Orbiter, затем аддон Falcon 9R, затем дополнение OG2.
Сценарий не требует какого-либо пилотирования и хорошо подходит для знакомства с симулятором.

Немного теории


В момент разделения первой и второй ступеней Falcon 9 находится на высоте в районе 90 км и движется со скоростью под два километра в секунду. Для того, чтобы вернуться на старт, первой ступени необходимо погасить горизонтальную составляющую скорости и начать разгоняться в обратную сторону. Профиль полета хорошо иллюстрирует эта схема:

02.jpg
Это же фото в большом размере

Оранжевым отмечены участки работы двигателей, после разделения двигатели первой ступени будут включаться еще три раза. Сначала на трех двигателях ступень погасит горизонтальную скорость и разгонится в сторону космодрома. Затем, также на трех двигателях, ступень притормозит, падая с 90 до 50 км, потому что ракета имеет очень небольшую площадь поперечного сечения и плохо тормозится набегающим потоком. Также на этом участке, наверняка, будет произведено более точное прицеливание в море около точки посадки (на случай отказа двигателя на финальном этапе). Затем, при третьем включении уже только одного двигателя, ракета сойдет с безопасной траектории и произведет посадку на основную или четыре запасных площадки. Между местами старта и посадки всего 9 км.

03.jpg

Что любопытно, несмотря на то, что возврат на стартовую площадку еще ни разу не использовался в истории космонавтики, этот режим отрабатывался для Спейс Шаттла. В случае аварии в начале полета шаттл должен был перейти в режим RTLS Abort (Return To Launch Site - возвращение на место старта). Сразу после сброса твердотопливных ускорителей шаттл должен был развернуться, погасить скорость (в какой-то момент он бы оказался "висящим" с нулевой горизонтальной скоростью, что очень нервировало астронавтов, несмотря на понимание физики процесса), разогнаться в обратную сторону и совершить посадку на аэродром мыса Канаверал. Этот режим ни разу не пришлось использовать, но он был полноценно рассчитан, проверен, запрограммирован, и астронавты были на него натренированы.

Полетели!


Вернемся к Falcon 9. Нам нужен сценарий OG2 Launch.

04.jpg

Запускаем

05.jpg

Все очень красиво, но ночью посадка будет менее зрелищной. Поэтому немного схитрим. У всех будет 01:25 UTC, а у нас уже утро. Можно промотать время вперед с помощью ускорения времени по T и вернуть нормальную скорость времени по R, но лучше поступить изящнее - по Ctrl-F4 открываем редактор сценариев и перематываем время на 15 часов UTC.

06.jpg

Вот так гораздо лучше:

07.jpg

Нажимаем кнопку V, и ракета отправляется в полет. По F2 переключаемся на камеру около ракеты:

08.jpg

Приближаемся к скорости звука. Автор сценария не поленился изобразить эффект Прандтля-Глоерта за головным обтекателем (дымка от конденсирующегося водяного пара в местах с пониженным давлением воздуха около летательного аппарата):

09.jpg

Высота 90 км, скорость 1,8 км/с. Точные данные в циклограмме полета пока неизвестны, но эти примерные значения близки к истине - баллистику и законы физики никто не отменял. Отделение первой ступени:

10.jpg

Нажав F3, переключаемся на первую ступень:

11.jpg

Она активно разворачивается на газовых двигателях ориентации на торможение:

12.jpg

По клавише F1 можно переключиться в режим кокпита, там вовсю работает автоматика.

13.jpg

Обратите внимание, у пустой ступени запас топлива позволяет изменить скорость еще на целых 2,8 км/с. Это топливо могло пойти на разгон всей ракеты, и несложный расчет по формуле Циолковского показывает, что в баках остается еще примерно 30 тонн топлива. Такого количества хватило бы, чтобы придать второй ступени дополнительные примерно 500 м/с. Это много, и одноразовая ступень имела бы более высокую грузоподъемность. Увы, такова плата за многоразовость.

Тем временем, ступень развернулась и начала тормозить. Что любопытно, из-за достаточно заметной вертикальной компоненты скорости ступень, скорее всего, действительно будет тормозить "носом вниз", а не как на картинке выше.

14.jpg

15.jpg

Первый этап торможения закончен. Горючего осталось всего на 1,5 км/с. Высота 180 км, ступень разворачивается двигателями вниз на второй этап торможения.

16.jpg

17.jpg

На высоте 50 км тормозимся с 1,6 км/с до 1 км/с. Аэродинамические рули раскрыты и работают. Запаса характеристической скорости (delta-V) осталось на 1 км/с.

18.jpg

Еще одно включение двигателя, которого не было на циклограмме, скорость погасили до 200 м/с.

19.jpg

Высота 2 км, раскрываются посадочные опоры.

20.jpg

Финальное включение двигателя:

21.jpg

И идеальная посадка. Конечно же, посадка в симуляторе проще реальной. Автомат даже умудрился сэкономить 200 м/с. Кстати, в случае успешной посадки эту первую ступень не будут использовать повторно, а отправят на изучение на стендах SpaceX. Дорога к повторно используемым ступеням не является прямой и легкой, например, серьезные проблемы могут возникнуть с сажей от сгорающего в двигателе и газогенераторе керосина.

22.jpg

Переключаемся на вторую ступень - а она еще выходит на орбиту:

23.jpg

По окончании выведения сбрасываем вторую ступень кнопкой J:

24.jpg

И красиво раскидываем спутники по космосу из диспенсера. В реальности этот процесс будет происходить с гораздо большими паузами.

25.jpg

Старт в понедельник перенесли на сутки, значит можно спокойно разобраться в Orbiter, как он будет производиться. Ну и пожелаем удачи команде SpaceX!

Материалы по симулятору Orbiter по тегу Orbiter.

Интересно? Подписывайтесь на обновления.

Записи из этого журнала по тегу «orbiter»

  • Пролетая над долиной Маринера

    Если в новогодние каникулы у вас окончательно испортилась погода, и посмотреть на небесные красоты нельзя, то есть еще минимум два интересных…

  • Лекция «Небесная механика без единой формулы»

    Физика орбитальных полетов - штука не интуитивная. Иногда надо затормозить, чтобы догнать, или тратить топливо, разгоняясь, чтобы зависнуть. То, как…

  • Прыжок с орбиты

    Метеорит попал в космический корабль, и у экипажа начался очень плохой день. Были повреждены двигатели, или теплозащитный щит, или еще какая-нибудь…


промо lozga ноябрь 4, 2014 17:00
Разместить за 20 жетонов
Привет! Добро пожаловать в блог, посвященный популяризации космонавтики, астрономии, и, шире, науки и прогресса человечества. Если вы зашли ко мне впервые, рекомендую почитать длинные серии постов по тегам: Серия "Незаметные сложности космической техники". Рассказы о том, как и почему ракеты и…

  • 1
интересно, какие ставки у букмекеров? :)

"Челленджер". RTLS-все сработало как надо ((

Ну, типа экипаж был жив до момента удара об воду, но никакого управляемого полета после взрыва бака, естественно, не было.

Да, есть версия, что они оставались живы после взрыва. Но что это меняет в конечном итоге?

Этот режим помог бы при аварии с сохранением управляемого полета. Полноценной системы спасения на шаттлах не было.

Не помог. Да, собственно, никакого управляемого полета и не было. После взрыва бака - на каком топливе работал бы Шатлл?

(Анонимно)
А нельзя только сам двигатель на парашюте спускать?

В теории можно, там много интересных идей. Но вот решили делать так.

Посадили, все сработало как надо. Рад за SpaseX, а Роскосмосу надо шевелиться, чтобы его не выдавили со временем с рынка.

Что интересно, в кинофантастике 50-60х все ракеты только так и садились, в каждом первом фильме, в реале, до Маска никто этого никогда не делал, хотя вроде как не дураки занимались ракетами, но, видимо посчитали невыгодным.

Возможно, тогдашние компьютеры не справлялись с вычислением управляющих моментов на таких скоростях и массах. Даже Армстронг при первой лунной посадке взял управление на себя — компьютер заглючил...

У Армстронга ошибки компьютера были нестрашные, компьютер просто сообщал о перегрузке. А управление на себя он взял, чтобы перелететь район с большими валунами, куда садиться было небезопасно.

На заре космической эры идеи многоразовости были в основном самолетные - шаттлы разных размеров.

  • 1
?

Log in