Научно-популярно о космосе и астрономии

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Три интриги на два стартапа или как правильно взорвать свой ракетный двигатель
lozga
01.jpg

Уже две недели прошло со взрыва ракетного двигателя "Атар" на испытаниях российского космического стартапа "Лин Индастриал". В первые дни после происшествия на странице "Лин Индастриал" появилась просьба прекратить распространять сплетни и догадки и ждать официального пресс-релиза. Его мы так и не дождались, а в дискуссиях по следам происшествия вскрылись некоторые любопытные факты.

Необходимый дисклеймер


Задача создания собственной ракеты-носителя очень сложная, и я испытываю огромное уважение к людям, которые пытаются ее решить. Но уважение не исключает недоумения по поводу странных действий и указания на кажущиеся очевидными ошибки (и пусть меня поправят, если это не так).

Краткое описание происшествия


Для тех, кто не в курсе дела. 11 декабря прошли первые огневые испытания ракетного двигателя "Атар" тягой 100 кгс. Но, проработав примерно четыре секунды, двигатель взорвался. Первая официальная информация была очень неопределенной.

02.jpg

Неизвестность с лихвой компенсировали журналисты. По сообщению Life.ru осколок взорвавшегося двигателя оторвал часть руки рабочего, находящегося в вагончике неподалеку.

В материале "Комсомольской правды" уже говорилось о переломе руки, а вечером 13 декабря на официальной странице "Лин Индастриал" ВКонтакте появилась информация о "повреждении" кисти.

03.jpg

Было также опубликовано видео испытаний, но взрыв и последующий пожар стенда (на КДПВ) оттуда были вырезаны.



СМИ переключились на новые события, и, без официальных обновлений, спустя две недели мы так и не знаем степень травмы и текущее состояние пострадавшего рабочего, наличие и статус уголовного дела (была информация о том, что оно заведено), статус расследования аварии и дальнейший график работ "Лин Индастриал".

Странное место


В сюжете телеканала "Россия 24" было показано место происшествия.

04.jpg

Если найти это место на карте, то возникают вопросы к официальному сообщению. Как "на километры вокруг никого не будет", если место расположено в черте города, возле дороги, а рядом находятся заправка и автобусная остановка?

05.jpg

Это выглядит во много раз более странным, если учесть еще несколько факторов. Во-первых, у "Лин Индастриал" летающий стенд для отработки системы управления запускали уже как минимум тринадцать раз где-то "в полях", куда конструкторы имели возможность добраться с не сильно меньшим по размерам и габаритам грузом.

Во-вторых, из открытой информации, представленной на официальном сайте "Лин Индастриал" видно, что двигатель делали долго и планомерно. Испытания форсунок для двигателя начались в декабре 2015. Сам двигатель был изготовлен в марте 2016. Гидравлические испытания прошли в мае. В сентябре началась сборка огневого стенда, которую завершили к октябрю, и провели еще одни гидравлические испытания тогда же. Параллельно в сентябре были испытаны два варианта самодельного катализатора для разложения перекиси водорода - одного из компонентов топлива для двигателя. После работы такого качества и продолжительности испытания в тех условиях, в которых они случились, выглядят спешкой.

В-третьих, любой человек, хотя бы немного интересующийся космонавтикой и ракетной техникой, знает, что ракетные двигатели иногда взрываются. Новые двигатели на испытаниях взрываются уже не иногда, а как правило. Даже в "Укрощении огня" первый исторический пуск ГИРД-09 производится людьми из укрытия. На этом фоне странно видеть открытый прицеп без какой-либо противоосколочной защиты - земляного вала, бетонных блоков, железных листов - допустимых вариантов очень много. Конструкторы "Лин Индастриал" были настолько оптимистичны, что верили, что двигатель заработает с первого раза? При том, что на своем опыте сталкивались с ситуациями, когда на испытаниях получались результаты, противоречащие ожиданиям? Странно.

Не первые


Многие СМИ назвали происшествие испытаниями первого в России частного жидкостного ракетного двигателя. Но это не так. Оказывается, еще 14 ноября компания НСТР РТ испытала свой ЖРД тягой 85 кгс, и в программе "Космическая среда" ТВ Роскосмоса можно найти видео работы двигателя (с 3:57)



При этом было показано интервью Николая Дзись-Войнаровского с подписью "представитель компании Лин Индастриал". Из обсуждения на форуме журнала "Новости космонавтики" получается, что компания НСТР РТ отпочковалась от "Лин Индастриал", и у нас теперь есть как минимум два ракетных стартапа. Кроме этого видео информация о двигателе НСТР РТ отсутствует, и генеральный конструктор Николай Дзись-Войнаровский не горит желанием ее раскрывать.

06.jpg

У компании есть сайт, но он пока пустой. Нехватка информации привела к тому, что некоторые горячие головы сомневаются в существовании компании НСТР РТ и двигателя и доходят даже до оскорблений.

Глядя на эти "тайны королевского двора" возникает нехорошее подозрение. Неужели недостаточная продуманность испытаний "Лин Индастриал" была вызвана спешкой из-за потери приоритета в испытаниях "первого частного ЖРД в России"? Это было бы очень печально. Разработка ракет-носителей - дело очень трудное, не стоит усложнять его еще больше нерациональными действиями из-за вполне понятных амбиций.

Менталитет


От частных космических компаний в России 21 века ждешь открытости и хороших навыков пиара. И, пока все шло хорошо, "Лин Индастриал" выпускала отличные отчеты о том, что происходит. Но случилась авария, и действия космических стартаперов стали напоминать худшие образцы пиара даже не Роскосмоса, а советской космонавтики - информации нет, на видео испытаний взрыв и пожар вырезаны, комментарии в обсуждениях местами удалены. Неужели это менталитет или что-то настолько же въевшееся во всех нас? Почему датский ракетный стартап Copenhagen Suborbitals собирает нормально защищенный стенд и проводит испытания публично, с приглашением зрителей, а у нас испытания проводятся ночью в промзоне?

07.jpg
Разборный стенд Copenhagen Suborbitals можно перевозить

08.jpg
Бетонные блоки надежно защищают от осколков

09.jpg
Зрителям будет, что вспомнить и чем вдохновлять своих детей и внуков

Почему на YouTube можно найти видео взрывов двигателей какого-то неизвестного японского стартапа, а у нас поддаются на искушение показывать только хорошую картинку?



NASA не стесняется в свои фильмы вставлять хронику взрывов своих двигателей. Ракетная техника - сложная штука, и испытания двигателя, который, наконец, не взорвался, выглядят гораздо более наглядной победой.

Заключение


Конструкторам "Лин Индастриал" очень не повезло - ситуация "осколок пробил забор, стенку вагончика и попал в человека" весьма маловероятна. Но им, в то же время, очень повезло - осколок, попавший в руку, мог попасть и в шею, и тогда бы все могло быть гораздо более печально. За неимением информации остается только надеяться, что "Лин Индастриал" преодолеет последствия аварии и сделает выводы из своих ошибок. Потому что очень хочется в один прекрасный день сесть за компьютер и, вместе с сотнями других зрителей, открыть онлайн-трансляцию испытаний двигателя "Лин Индастриал" тягой тонн в пятьдесят.

UPD: В блоге руководителя "Лин Индастриал" Александра Ильина появился новый пост, в котором опубликована дополнительная информация о причинах выбора промзоне в качестве места испытаний, сделан предварительный анализ возможных причин аварии и объясняются причины молчания:

К сожалению, любые публикации (даже в хорошем ключе), любые вопросы, любые обсуждения - могут сильно ухудшить ситуацию для нас лично (не только для фирмы).




Я в социальных сетях:
Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube

attentioneer.jpg

Записи из этого журнала по тегу «частный космос»


промо lozga ноябрь 4, 2014 17:00
Разместить за 20 жетонов
Привет! Добро пожаловать в блог, посвященный популяризации космонавтики, астрономии, и, шире, науки и прогресса человечества. Если вы зашли ко мне впервые, рекомендую почитать длинные серии постов по тегам: Серия "Незаметные сложности космической техники". Рассказы о том, как и почему ракеты и…

  • 1
у них скорей всего просто не хватает денег на выезд в поля и поэтому решили проводить испытания где придется

Для такого выезда только бензин нужен. Сложно представить, что и на него не хватит.

(Удалённый комментарий)
Спасибо за информацию. Версия "отчитаться перед инвесторами" всплывала в обсуждениях, и ее опровергали, насколько я помню, люди в теме, так что в этом пункте вопрос.

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal волжского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal России! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Думаю что чисто российская специфика, за неосторожное слов в пресс-релизе или неофициальной информации можно на изматывающие проверки нарваться а то и реальный срок заиметь

Думаю, специфика есть везде. И общее найти можно.

у роскосмоса нет денег на такие испытания(рабочим то сократили зарплату и практически нет заказов)
кстати в бауманке не знают о "студентах" )

Это частники, причем тут рабочие Роскосмоса? Они давно выпускники.

Эти "конструкторы" искали место для испытаний через ру-авто. Причём главным критерием для поисков было условие - внутри МКАДа! На вопросы о том, зачем ракету испытывать внутри МКАД, мычали в ответ что-то невнятное.

Со стороны выглядит как какой-то лубочный стартап на уровне кружка моделистов. Надеюсь что не прав.

Проблема может быть как в деньгах (посмотрите на стенд японцев и датчан, на стоительную технику... изготовдение + аренда всего этого стоит немалых денег), так и в "любительском" подходе без технической базы (судя по тому что писал про них Зелёный Кот).
То есть, по-моему, затевать такой технически сложный стартап можно только на базе какого-нибудь "инкубатора" или профильного предприятия с готовой инфраструктурой и доступной производственной базой. Кажется, у Лин этого всего нет. Хотя я не в теме...

У них был грант от Сколково и инвестиции от владельца Wargaming. У Copenhagen Suborbitals краудфандинг+деньги от преподавания.

При всём уважении, психологические нагрузки, видимо, очень большие и Лин лажанул. Его могут просто посадить. Если на пустыре никого не должно было быть, это нужно было тупо проверить, облазив его. Затем нужно было натянуть ленточку. Сколько пролетел тот осколок?

Желаю, конечно, всем участникам ситуации -- успешно её разрешить, сделать выводы и двигаться дальше.

"натянуть ленточку" - вы серьёзно?
Про осколок писали, что 20 метров.

Одному мне происходящее кажется бредом? Зачем проходить весь путь развития двигательной техники заново? Если уже есть двигатели, есть наработанный опыт. Это как получать гранты для повторения опытов ученых 19 века в научных целях. В просветительских я понимаю это можно, но это буду просто лабораторные опыты, которые делаются школьниками или студентами.

Вот я, кстати, тем же вопросом задаюсь. С моей колокольни это выглядит так, как будто чуваки решили заново пройти по стопам Королёва и сотоварищей. Но зачем?

> Но уважение не исключает недоумения по поводу странных действий и указания на кажущиеся очевидными ошибки

грамотно сформулировано. меня за другую формулировку в блоге другого космоблогера закидали какашками :)

вопрос, по-моему, еще в разрешении такой деятельности, ну то есть в неразрешении - специфика российских стартапов

Чтобы разрешить, надо чиновникам разработать процедуру. По-моему, им слабо. Так что проще "не заметить".

НСТР РТ - это круто. Только СантаБарбары не хватало.

Всё, конечно, выглядит как пионерский кружок. И интересно, что скажет государство.

Почему, да почему...?
Да потому!
Исторически у нас на личное мнение/решение кого то замкнуто всё, и не понятно на чём этого "кого-то" и не совсем ясно даже - кого - перемкнёт... Поэтому лучше не кипишить совсем.

Почему нет видео взрыва - как раз понятно. Во-первых, станет ясно, был ли мальчик вообще, а во-вторых, если и был, то можно приблизительно понять причину взрыва. Ведь как стало ясно из бодрых репортажей всяких теленовостей, взрыва никто не слышал. А ночью, через пять дворов крышку мусорного бака захлопнут - и то слышно. А уж запуск ракетного двигателя, штука ну совсем не бесшумная. Уж одно это настораживает. Может это просто ПиАр такой?

А на видео высадка Рогозина на Луну?

Еще до удаления материалов на эту тему было долгое обсуждение. По ответу одного из главных - "торопились, решили варить сами" - на вопрос "чего это оно такое корявое", можно судить об уровне технологий данной компании. Я бы таким спецам мангал не доверил делать, не то что ракетный двигатель.

  • 1
?

Log in