Научно-популярно о космосе и астрономии

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Развитие космических событий 2016 и самое ожидаемое в 2017
lozga
01.jpg

Публикация, даже лонгрид, похожа на фотографию - она показывает снимок ситуации на момент своего создания. Но жизнь на этом не останавливается, случившееся получает свое развитие. 2016 год не получится назвать годом одного космического события, даже значительных было много и разных. Что сейчас с тем, что волновало нас в 2016, и что интересного в мире космонавтики ждет нас в 2017?

Пилотируемая космонавтика


Самым ярким событием в пилотируемой космонавтике стало завершение годовой миссии Скотта Келли и Михаила Корниенко. После возвращения с орбиты в начале марта их дороги разошлись. Скотт завершил космическую карьеру, стал лицом часовой компании и пишет мемуары. Михаил Корниенко проходит многомесячную послеполетную реабилитацию, совмещая ее с пиар активностью, например, Новый год он с семьей встретил в Башкортостане, совмещая отдых с выступлениями перед школьниками.



Очевидно, что годовой полет прошел в целом успешно, научные публикации пока пишутся, а из интервью самих космонавтов можно узнать, что первое время после полета они чувствовали себя весьма так себе. Корниенко в интервью говорил про боли в спине непонятного происхождения, Келли рассказывал про боли в ногах и ощущения ожога на коже, которая на Земле гораздо чаще и сильнее взаимодействует с окружающими предметами, нежели в невесомости. Косвенно об успехе также говорят новости о планах повторения годового полета с новыми экипажами.

02.gif

Вторым важным событием на МКС стало развертывание надувного модуля BEAM. Модуль несколько слежался из-за переноса запуска по причине аварии Falcon 9 еще в 2015 году, поэтому надували его медленно и печально. Но это не помешало полностью его развернуть, и модуль сейчас летит "пассажиром" в составе МКС - в нем не работают и не живут, и он закрыт почти все время. В июне его люк впервые открыли и установили датчики, а в сентябре люк открывали снова - заменить батареи, подтянуть разболтавшиеся датчики и привести в чувство зависший ноутбук. Пока что модуль переносит космические условия нормально, датчики собирают информацию, и пока что нет оснований сомневаться, что BEAM сможет провести в космосе запланированные два года.

03.jpg

Расследование аварии "Прогресса" 1 декабря все еще ведется. По последним новостям работу комиссии снова продлили, теперь уже до 9 января, но сегодня вместо результатов мы можем услышать новости об очередном переносе сроков.

Как это ни печально, но, похоже, самой значимой новостью 2017 на МКС станет уменьшение экипажа - из-за сокращения полетов "Прогрессов" на одного российского космонавта теперь будет меньше, а экипаж МКС сократится с 6 до 5 человек. Зато, как и в нулевых годах, снова можно будет возить космических туристов.

Еще одна большая новость - в 2017 году ожидаются первые тестовые полеты новых американских пилотируемых кораблей - Boeing CST-100 Starliner и SpaceX Dragon 2. Первые полеты будут беспилотными, а в 2018 могут состояться и пилотируемые запуски. Учитывая постоянные переносы сроков у SpaceX я не удивлюсь, если они сдвинут свой первый пуск на 2018, а вот у "Боинга" больше шансов уложиться в график.

04.jpg

В 2016 году Китай после трехлетнего перерыва продолжил пуски по пилотируемой программе. На орбиту была выведена орбитальная станция "Тяньгун-2", и на ней месяц успешно проработали два космонавта. Раньше говорилось, что на станции будет второй стыковочный узел, и одна из экспедиций примет грузовой корабль, но по последним новостям план работы "Тяньгун-2" очень небольшой - у нее нет второго стыковочного узла, в первой половине 2017 она примет в автоматическом режиме грузовой корабль, который проверит возможность перекачки топлива, и на этом ее эксплуатация завершится. А следующие пилотируемые экспедиции отправятся уже к новой станции "Тяньгун-3", которая по функциональности будет похожа на "Мир" и будет запущена не то в конце десятых, не то в начале двадцатых годов.

SpaceX


05.jpg

2015 год закончился большим успехом SpaceX, когда они впервые посадили первую ступень на площадку около старта. Весной 2016 первая ступень впервые успешно села на баржу. В конце 2016 года ожидались первый полет сверхтяжелой ракеты Falcon Heavy и первый запуск уже летавшей ступени, но оба этих события съехали на 2017 не в последнюю очередь из-за сентябрьской аварии при тестовом прожиге. Только спустя четыре месяца, 2 января, на официальном сайте SpaceX появились результаты расследования происшествия. Причиной названо разрушение бака наддува второй ступени. Этот бак состоит из двух частей - алюминиевого внутреннего корпуса и композитной обмотки. Оказывается, в обмотке были пустоты, и это обнаружено в обломках. В аварии 1 сентября в такую пустоту попал переохлажденный кислород, возможно, замерз и из-за трения и давления карбоновых волокон воспламенился, вызвав разрушение бака и второй ступени. В качестве мер по устранению причин аварии SpaceX планирует подавать в баки наддува более теплый гелий и, до изменения конструкции баков, отказаться от процедуры ускоренной заправки. Возобновление пусков сдвигалось весь декабрь, переместилось на 8 января, но, по последним новостям, было перенесено на 14 января, теперь уже из-за погодных условий. Первый пуск использованной ступени пока что запланирован на февраль, а первый полет Falcon Heavy - на второй квартал, но, учитывая постоянные переносы сроков у SpaceX, было бы замечательно, если бы эти события в принципе состоялись в 2017 году.

Суборбитальный туризм


В этой области самого большого успеха достигла компания Blue Origin с ракетой и кораблем New Shepard. В 2016 году они провели четыре полностью успешных беспилотных полета, в которых также протестировали посадку на двух парашютах из трех и работу системы спасения на участке максимального скоростного напора. В итоге успешно приземлившаяся пять раз ракета уехала в музей.

06.jpg

В 2017 году ожидаются первые пилотируемые пуски уже на новой ракете, а туристов собираются начать возить в 2018.

Компания Virgin Galactic, потерявшая в катастрофе 2014 года суборбитальный аппарат SpaceShipTwo и одного из пилотов, сумела вернуться к полетам только в 2016 году. Да и то пока второй летный экземпляр SpaceShipTwo проверяется в планирующих полетах без включения двигателя, который и был главной проблемой всей системы в последние годы. В 2017 году, надеюсь, начнутся полеты с включением двигателя, и мы сможем узнать, способен ли с ним SpaceShipTwo подняться до высоты в 100 км. Если Брэнсон будет очень торопиться, и ему будет способствовать удача, то он даже сможет начать возить туристов раньше неторопливого Безоса, но по уровню безопасности эти корабли несравнимы. Если бы у меня были лишние 100-200 тысяч долларов, я бы однозначно выбрал New Shepard.

Научная космонавтика



В начале 2016 года огромной новостью стало открытие гравитационных волн. Оно было сделано на наземном оборудовании, но в космосе уже летает демонстратор технологии LISA Pathfinder, который способен измерять положение платиновых кубиков с точностью до фемтометров. Весь 2016 год аппарат тестировался на орбите и показал отличные результаты. Жаль, что детектор на основе его технологии планируется развернуть только в 2030-х.

07.jpg

Весной к Марсу стартовал и в октябре успешно вышел на орбиту российско-европейский зонд "ЭкзоМарс". Летящий с ним тестовый посадочный аппарат Schiaparelli разбился из-за неверно воспринятого как посадка насыщения инерциального навигационного устройства. Инерциальная система целую секунду сообщала неверные данные об отрицательной высоте, и бортовой компьютер, не запрограммированный на такой тип ошибки, напрасно поверил ей, потому что на самом деле аппарат находился на высоте 3,7 км. Орбитальный аппарат Trace Gas Orbiter сейчас готовится к переходу на рабочую круговую марсианскую орбиту с высокоэллиптической при помощи небольшого торможения об атмосферу Марса каждый виток орбиты.

Следующим большим событием стало прибытие к Юпитеру станции "Юнона". Увы, здесь тоже не обошлось без накладок - зонд до сих пор не смог перейти с промежуточной орбиты на рабочую из-за проблем с клапаном наддува. Витки промежуточной орбиты занимают гораздо больше времени, и на них "Юнона" может не успеть выполнить всю научную программу до выхода из строя из-за крайне тяжелой радиационной обстановки у Юпитера.

В сентябре стартовала новая межпланетная станция OSIRIS-REx к астероиду, она должна достигнуть цели в 2018, а вернуться с образцами астероидного материала только в 2023. А в конце сентября завершила работу и была целенаправленно разбита о комету Чурюмова-Герасименко межпланетная станция Rosetta.

В 2017 году в атмосфере Сатурна намеренно сожгут аппарат Cassini, который работает уже больше десяти лет, и вокруг газовых гигантов впервые за долгое время не будет работать ни один земной аппарат. Но есть в планах на 2017 и хорошие новости - Китай собирается впервые после советской "Луны-24" вернуть образец грунта на "Чаньэ-5".

Прикладная космонавтика


Здесь космос приносит прямую выгоду, поэтому количество запусков в 2016 исчислялось десятками и будет расти в 2017. Кроме телекоммуникационных спутников, в последнее время сильно растет рынок спутников дистанционного зондирования Земли. Немного комическая история произошла в 2016 с компанией Planetary Resources, которая изначально собиралась добывать полезные ископаемые на астероидах. Телескоп для разведки потенциально интересных астероидов, на который собирали деньги краудфандингом, запускать передумали, зато компания заключила контракт на создание спутника для наблюдения за посевами пшеницы и повышения ее урожайности. Запуск российского спутника ДЗЗ "Канопус-В-ИК" с конца декабря сдвинулся на второй квартал 2017, и это, может быть, даже неплохо, потому что попутной нагрузкой с ним летит кубсат "Маяк", который, возможно, на некоторое время станет самой яркой звездой на небе, и во втором квартале его будет удобнее наблюдать.

Кстати, американский военный связной спутник MUOS 5, у которого летом сломался маршевый двигатель, таки добрался до геостационарной орбиты на маневровых.

Космодромы и средства выведения


08.jpg

Большим успехом для России стал первый пуск с нового космодрома "Восточный" весной 2016. Как это ни парадоксально, он приносит пользу, даже если с него производить только редкие пуски - наличие суверенной альтернативной площадки сделало Казахстан более сговорчивым в вопросах эксплуатации Байконура. В Китае также открылся новый и очень перспективный космодром - с Вэньчана, занимающего выгодное положение недалеко от экватора, успешно стартовали новые китайские ракеты - "Великий поход" -5 и -7.

После аварии 2014 года вернулась к полетам на новых, но также российского производства, двигателях ракета-носитель Antares.

В 2017 году ожидается первый пуск еще одной китайской ракеты, легкой Naga-L, которая, как ожидается, не будет находиться под ограничениями США, и ее можно будет запускать вне территории Китая (называются территории Швеции, Индонезии и Танзании) с коммерческими полезными нагрузками. Кроме этого, в первый полет должны отправиться две сверхлегкие ракеты - японская SS-520, переделанная из геофизической, и частная Electron.

2017 выглядит не менее обещающим на интересные события, чем минувший год, не забывайте про космос, там много интересного.


Я в социальных сетях:
Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube

attentioneer.jpg

Записи из этого журнала по тегу «годовые обзоры»


промо lozga ноябрь 4, 2014 17:00
Разместить за 20 жетонов
Привет! Добро пожаловать в блог, посвященный популяризации космонавтики, астрономии, и, шире, науки и прогресса человечества. Если вы зашли ко мне впервые, рекомендую почитать длинные серии постов по тегам: Серия "Незаметные сложности космической техники". Рассказы о том, как и почему ракеты и…

  • 1
1. Это бы как-то подтвердить. А я вот ILS выше бы поставил. Вы же даже не упомянули их постоянные теперь переносы.

В разработке CST-100 Boeing пока отстает от SpaceX по мнению заказчика.

Falcon Heavy не переносили, зря ждете пуска без пусковых сооружений. Вы спутали план и маркетинг. SpaceX пытались найти заказчика и предметно обсудить с ВВС или NASA место, откуда им разрешат пуск. И это так очевидно.

2. Двигатель SpaceShipTwo давно заменили. Virgin, как и с планером Scaled, переносили производство себе от SNC. Это было давно. А происшествие связано с системой управления и методикой испытаний. Теперь они втройне осторожны, после двух крупных происшествий их могут попросту закрыть, не дать разрешения. Бюрократия в США действует жестко.

1. На мой взгляд, у ILS пока статистики мало.

А можно ссылку, где это заказчик говорит?

Ну вот вам ссылка на официальный сайт SpaceX - новость от 2011, пуск в 2013 или 2014. Если это маркетинг, то тогда им вообще верить нельзя.

2. Вы путаете причину катастрофы с проблемами, которые были до этого. Я об этом писал тут, если не согласны - аргументируйте.

1. У ILS статистики уже не будет. А у SpaceX не было.

Ссылку можно, но вот эксперт-то вы. Но поищу.

Да, это очевидный маркетинг и никакого лукавства. Чтобы пускать новый носитель нужно разрешение, пусковая, заказчики. SpaceX объявляла о готовности сделать в 2013 - это смысл.

Если бы ВВС США очень не захотели бы тратиться на Delta Heavy, то все было бы раньше.

2. Это вы путаете. Нет проблем у них давно.

1. Что значит не было? Последние годы постоянные переносы всего - пусков, новых проектов. На этом фоне ILS пускал как часы, я не помню раньше регулярных переносов пусков "Протонов".

Если утверждаете - арнументируйте, нынче каждый суслик - эксперт :)

Вот нравится мне эта логика. Официально говорят "мы доставим на космодром новую ракету в 12 и пустим в 13-14". Но это, оказывается, задним числом, маркетинг, и верить этому не надо было. А где критерии, чему верить? Все, что они сейчас говорят, тоже маркетинг и пилотируемый Dragon полетит в 2025?

2. Ну так найдите мне подтверждения того, что я путаю. Почему они тогда по-вашему топливо меняли и на первых полетах двигатель на старом топливе только ненадолго включали, при том, что у них был опыт SpaceShipOne?

1. Переносы других фирм вас попросту не волновали. Ну отложил что-то Ariane - кого волнует? В SpaceX же создавали новое, потому всех занимало, когда создадут. Буквально каждый пуск - напряженное событие. Это не статистика.

Переносы Протонов были, особенно задолго до вывоза ракеты на стол. Не говоря о совсем уж простом: каждая авария вела к ломке расписания. Для SpaceX берут в качестве "обещания срока" - заявку. Все подают заявки, не все заявки любопытны.

Вы аргументировали разве? Вы выступаете как эксперт, а вдруг выясняется, что у вас такое вот чувство. Утверждаете - подтверждайте. Не нравится?

Что до оценок NASA, то пока не нашел, времени требуется больше, чем смог уделить. Вот по-русски: "SpaceX, по словам Лудерс, опережает Boeing: в компании планируют провести испытательные полеты в 2016 году, а пилотируемые - уже в 2017. Испытательные полеты Boeing назначены на апрель-июль 2017 года." К тому же, назначенный срок испытаний SpaceX и теперь почти на полгода раньше. Притом добавлю, что стоимость контракта SpaceX в полтора раза меньше, а работы больше.

Вам не нравится инженерная логика - понятно. Ну не разобрались сразу, как и я впрочем, что для пуска нового носителя нужны пусковые сооружения, а их размещение полностью зависит от надзорных служб США. И что делаете вы? Вам не нравится ваше невежество? Мне тоже.

2. Топливо заменили давно, на более энергоемкое, современное. Читайте больше.

1. Не валите все в кучу. Авария всегда приводит к остановке полетов, это одно. Что касается ILS, то у них не было раньше заявлений, что, допустим, "Протон Легкий" полетит в 2013,14,15,16,17,18 годах, в отличие от SpaceX. SpaceX известна громкими заявлениями и постоянными переносами сроков в этих заявлениях. Я не собирал статистику, но, на мой взгляд это заметно. Хотите опровергнуть - соберите статистику переносов у разных фирм, любопытный пост получится, сам с интересом почитаю. Если же то, что я говорю, для вас не аргумент, говорите прямо, и давайте завершать бессмысленный спор.

Это у вас какая-то старая новость, в 2016 испытательного полета уже очевидно не будет.

Вы очень изворотливо изобретаете сущности. Тут у вас маркетинг, там - некая "инженерная логика". Если SpaceX официально говорит, что собирается доставить ракету FH на космодром в конце 2012 и запустить в 2013 с Ванденберга и в конце 2013-начале 2014 с Канаверала, то на каком основании мне им не верить? Стартовые сооружения? Так они же утверждают, что первые ступени одинаковые, может, у них заранее продумано, как на месте одного заправочного шланга три поставить? А вот уже потом, когда выясняется, что то, что они говорили в 2011 не сбылось, и потом - тоже съехало, тут уже и появляются сомнения, что сроки выдержат в новых обещаниях. А задним числом дезавуировать заявления, мол, "это маркетинг, кто ж ему поверит", неправильно, потому что на момент 2011 года не было никаких оснований говорить, что это маркетинг и обман трудящихся.

2. Ну и где читать-то? Там, где я читал, писали, что от старого топлива консистенции резины куски отваливались, поэтому и пришлось ставить топливо больше похожее на пластик. Где вы вычитали, что они потратили месяцы, если не годы, на замену топлива только для улучшения характеристик?

1. Нет, это вы не валите отложенное из-за аварий, несоответствие заявкам (когда плана вы попросту не знаете) и маркетинг в одну кучу. Более того, вы не анализировали и не привели свои данные, но навязываете вывод, повторяете его много раз без доводов и как факт, а не свою догадку.

Как вы определяете их громкость заявлений? Вот Протон Лайт (не "легкий") - это громко или скромно потупившись? Вы не имеете статистики, вы даже не пытаетесь разделить переносы сроков на категории, вы уверены, что всякий раз были правы, когда полагали заявление громким, однако можно источник громкого заявления от компании SpaceX?

Сравним с Хруничевым, скажем.

Edited at 2017-01-09 21:17 (UTC)

Ну вот давайте по поводу сроков, что ли.

В 1995 году Указом Президента РФ работы по созданию ракетного комплекса «Ангара» определены как работы особой государственной важности;

В этом году Элон Маск закончил университет и основал вместе с братом свою первую компанию, 7Zip (с капиталом в 28 тысяч одолженных у родителей долларов)

SpaceX была основана в 2002

На 2005 был назначен первый пуск Ангары, но вместо этого в 2006 полетел (неудачно) Falcon-1

на 2011 был перенесен первый пуск Ангары, но вместо этого в 2010 полетел Falcon-9

на 2012 был перенесен первый пуск Ангары, и в этот год корабль SpaceX пристыковался к МКС и были начаты испытания "Кузнечика"

на 2013 год был перенесен первый пуск Ангары, в этот год SpaceX запустила вторую версию своего Falcon-9 (она раза в полтора больше, чем первая) и впервые попыталась посадить ракету на воду

на 2014 был перенесен первый пуск Ангары, и в этот год она таки полетела, через два десятка лет после начала разработки

второй пуск Ангары А5 переносился уже как минимум трижды. За это время SpaceX успела успела запустить 14 ракет, угробить две, еще раз ее модернизировать, а также 6 раз посадить первую ступень. И мне очень интересно, успеют ли они еще и человека в космос запустить...

> Если бы ВВС США очень не захотели бы тратиться на Delta Heavy, то все было бы раньше.

Яб тут уточнил, что сам Маск на ВВС США как на заказчика не надеялся вообще. Как он сам говорил, "Мы, наверное, раньше высадим первого колониста на Марсе, чем получим первые документы для запусков в интересах Пентагона".

Ну, Heavy, по его мнению, был пряником, которым можно управлять ВВС. Не очень-то вышло. Кончено, они теперь надеются сами спрос создать, но у Delta Heavy заказчик, по сути, один - это ВВС. Чтобы получить сертификат ВВС пришлось привлекать Обаму.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account