Научно-популярно о космосе и астрономии

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Исторический пуск SpaceX на фоне экономических вопросов
lozga
На этой неделе, скорее всего, состоится исторический первый пуск уже летавшей ступени ракеты-носителя Falcon 9. Ее тестовый прожиг уже съехал с воскресенья на понедельник, и плановая дата запуска, вероятно, сдвинется со среды на четверг. Пуск, скорее всего, будет успешным, и интернет заполнит ликование. Но в 2017 году для SpaceX более важными, чем повторный запуск летавшей ступени или даже испытания Falcon Heavy будут менее заметные и более грустно выглядящие экономические вопросы.

01.jpg
Пуск EchoStar 23 16 марта, фото SpaceX

Приключения ступени №1021


Тестовый прожиг в понедельник станет уже пятым (или восьмым, смотря как считать) включением двигателей первой ступени №1021. После сборки ступень испытали 5 февраля 2016 на тестовом стенде в МакГрегоре. После успешных испытаний сопла нескольких двигателей умудрились повредить в инциденте с наземным оборудованием 8 февраля. Сопла починили, и ступень отправили на мыс Канаверал в конце марта 2016. Во второй раз двигатели включались на 3,5 секунды при тестовом прожиге на стартовом комплексе SLC-40 5 апреля. Спустя три дня ступень стартовала (третье включение двигателей) с миссией снабжения МКС CRS-8. Проработав 2 минуты и 42 секунды, первая ступень отделилась от второй. Успешная посадка на баржу "Конечно, я все еще люблю тебя" - это еще три включения двигателей, но не всех, поэтому их можно как учитывать, так и нет.

02.jpg
Ступень №1021 после посадки, фото SpaceX

Эта посадка стала первым успешным возвращением первой ступени на баржу. Любопытно, что в качестве альтернативного рассматривался вариант возврата на посадочную площадку около старта, но выбрали посадку на баржу для доказательства ее осуществимости.

Изначально планировалось, что ступень №1021 не полетит снова, а будет использована в испытаниях на стенде. Десять включений двигателей должны будут подтвердить, что ступень возможно использовать повторно. Но ситуация изменилась, когда, вопреки ожиданиям, на баржу успешно села ступень №1022, использованная при выведении JCSAT-14. Спутник был тяжелый, и предполагалось, что первая ступень не сможет совершить мягкую посадку. Частично эти опасения оправдались - посадка получилась более жесткой. Но для испытаний ступень №1022 подошла лучше всего.

03.jpg
Уже летавшие ступени Falcon 9 в ангаре, фото SpaceX

В июле 2016 SpaceX объявила, что ступень №1021 будет использована повторно, для не объявленной полезной нагрузки, а ступень №1022 отправили на испытания. В августе 2016 были названы полезная нагрузка - телекоммуникационный спутник SES-10 для геостационарной орбиты и ожидаемая дата запуска - октябрь-ноябрь 2016. Но все карты спутала авария 1 сентября на тестовом прожиге перед пуском спутника AMOS-6. Полеты SpaceX были остановлены на четыре месяца, а запуск SES-10 в итоге съехал на конец марта. В январе 2017 ступень снова была протестирована в МакГрегоре (четвертое или седьмое включение двигателей) и отправлена на мыс Канаверал. Старт уже был перенесен как минимум два раза - один раз из-за задержки пуска грузовика Cygnus OA7 к МКС и второй раз из-за задержек при подготовке к пуску уже у самой SpaceX. Мы уже привыкли, что с первого раза ракеты у Маска не улетают, так что пуск в четверг, вполне возможно, будет еще перенесен, но, скорее всего, успеет состояться на этой неделе.

Главная задача


Действительно большое достижение повторного использования ступени, тем не менее, не является критически важным, после которого у SpaceX внезапно станет "все хорошо". Дорога перехода на многоразовые средства выведения долгая, и в ближайшие годы никто даже в SpaceX не будет знать, окажется ли она в итоге успешной. Более подробно об этом я писал тут - стоимость послеполетного обслуживания, ресурс ступени и процент потерь пока что существуют только в бумажных расчетах и не подтверждены опытом.

А самой важной задачей на 2017 год для SpaceX я бы назвал выход на регулярные успешные пуски. По плану в 2017 году должно быть 27 пусков Falcon 9 и Heavy, уже кончается март, а состоялось всего три. В январе этого года президент SpaceX Гвин Шотвелл уже говорила о "надежде как минимум на 20 пусков". При этом два последних года были очень неудачными для компании из-за аварий. В начале 2017 газета The Wall Street Journal опубликовала финансовые данные и планы SpaceX. Статья до сих пор недоступна для не зарегистрированных пользователей, но российский сайт vc.ru процитировал иллюстрации статьи у себя.

04.jpg
Иллюстрация The Wall Street Journal/vc.ru

Если предположить, что финансовые результаты 2016 повторяют 2015 из-за аварии 1 сентября, что вполне логично, то SpaceX несет убытки уже 2 года подряд. Косвенно это подтверждается тем, что на официальном сайте из описания компании убрали слово "прибыльная".

05.jpg
Иллюстрация The Wall Street Journal/vc.ru

В 2015 и 2016 годах SpaceX не смогла выйти на 10 пусков в год, значит, планы на 20-27 пусков в 2017 - это увеличение объемов работ как минимум в два раза. А такая задача - большой вызов для любой организации. Именно "золотая эра" спейс шаттлов 1984-1985 была временем самой большой нагрузки на обеспечивающий персонал, ресурсов, денег и людей не хватало. Если SpaceX, как и NASA в 80-х, ошиблась с оценками затрат ресурсов на запуски, то проблема перегрузки может повториться.

"Уроки космических катастроф"
Блестящий видимый успех NASA скрывал катастрофическую перегрузку исполнителей. В мемуарах астронавта Майка Маллейна рассказывается о целых коллективах, перерабатывающих месяцами без единого выходного, рабочих, которых выдергивали вечером из дома по срочному вызову, и они работали даже в пьяном виде. Документооборот NASA переполнялся требованиями «Мне нужны люди! Запасные части! Оборудование!», которые оставались без ответа, потому что не на что было приобрести требуемое.


В таких условиях легче совершить ошибку или недооценить проблему, которая может привести к аварии. А новые аварии SpaceX себе позволить не может, потому что это потеря времени, денег, клиентов и репутации.

06.jpg
Иллюстрация The Wall Street Journal/vc.ru

При всех сложностях планы SpaceX грандиозны на уровне мегаломании. Начиная с 2020 года главным доходом компании планируется сделать не запуски ракет-носителей, а доход от услуг связи и глобального интернета. 12000 спутников должны будут приносить компании десятки миллиардов долларов в год к середине 2020-х при том, что банальная арифметика требует еще одной промышленной революции в производстве и выведении спутников, технологии для которой SpaceX пока не показали.

07.jpg
Иллюстрация The Wall Street Journal/vc.ru

С другой стороны, когда половину пакета заказов занимают государственные агентства - NASA и военные, можно строить гигантские планы. Цены SpaceX пока что очень выгодно смотрятся на американском рынке по сравнению с ULA, Маск продолжает выигрывать контракты на запуски государственных спутников, и новая администрация Трампа пока что не перекрывает ему кислород.


Я в социальных сетях:
Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube

attentioneer.jpg

Записи из этого журнала по тегу «частный космос»


промо lozga ноябрь 4, 2014 17:00
Разместить за 20 жетонов
Привет! Добро пожаловать в блог, посвященный популяризации космонавтики, астрономии, и, шире, науки и прогресса человечества. Если вы зашли ко мне впервые, рекомендую почитать длинные серии постов по тегам: Серия "Незаметные сложности космической техники". Рассказы о том, как и почему ракеты и…

Спасибо, как всегда очень интересно!

И (если ЖЖ не обманывает), с прошедшим днем рождения!

уже кончается март, а состоялось всего три.

это нормально. Начало года всегда мало запускают, см. Китай, ЕКА и Россия. Главное - не допустить аварию, а 23 пуска вполне реальны

У них пока по плану 2+ пуска в месяц, это не так легко.

Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal России! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Мегаломанские планы похожи на общий стиль Маска по общению с публикой - непрерывная генерация сенсаций и медийный шум. Цели у этого могут быть разные: от привлечения капиталов инвесторов, до привлечения внимания администрации президента (именно её, а не НАСА) чтобы показать свою значимость для будущего важной для страны индустрии.
Такой подход пока работает.

Вы немножко путаете, никто не создает эти сенсации специально. Да это и невозможно: все хотят дешевой популярности, мало у кого это получается. Не надо далеко ходить. Немногим менее мегаломанские планы Роскосмоса по созданию базы на Луне почему-то только издевательский смех вызывали.

Для того, чтобы был этот самый медийный шум, надо что-то из себя представлять. Нужна либо жоопа, как у Ким Кардашьян, либо надо пройти путь от междусобойчика с штатом в 50 человек до компании, которая в клочки порвала старый, давно поделенный рынок космических пусков.

И тогда -- да, наступает момент, любой чих Маска, десяток слов написанных в Твиттере, становится поводом для мировых СМИ для того, чтобы накатать по размашистой статейке со спекуляциями на тему -- а что он там имел в виду?

В общем при новой администрации попилы не прекращаются.

Так там же демократия и правовое государство. Одному президенту махину не повернуть, тем более так быстро.

Сейчас начнется! :)))

С прошедшим днем рождения! :)

Будем ждать феерверка или под видом старой ступени запустят новую, как было не раз.

(Скрытый комментарий)
(Скрытый комментарий)
(Скрытый комментарий)
(Скрытый комментарий)
(Скрытый комментарий)
Спасибо, интересный пост.

не патриотично, но хочется пожелать им удачи и сейчас, и в дальнейшем.

Патриотизм не заключается в ненависти к Маску и пожеланию ему неудач.

Стесняюсь спросить, а как там дела в космических часовенках?

(Скрытый комментарий)
(Скрытый комментарий)
(Скрытый комментарий)
(Скрытый комментарий)
Что исторического? Отработано многократно возвращение и повторное использование ускорителей шаттлов, да и сами челноки это возвращаемая последняя ступень. Взлет и посадка на реактивной тяге? Да сколько хотите - посмотрите тему турболеты СССР. Насколько я понимаю, отрабатывалась ручная посадка модуля на Луну, шестидесятые годы. Самолеты вертикального взлета и посадки.

Использованные первые ступени (не многоразовые корабли) для выведения грузов на орбиту еще не летали. У Безоса ступень летала несколько раз, но по суборбитальной траектории.

Edited at 2017-03-27 07:30 (UTC)

У Маска на хранении 6-7 первых ступеней для повторного использования. Нужно: 1) провести максимальную дефектацию всех этих ступеней, чтобы выявить на основании дефектации необходимые доработки матчасти под многократное использование; 2) после дефектации и ремонта постепенно освободиться от этих ступеней через повторное использование - пока не заработает завод по производству спутников - повторное использование целесообразно с точки зрения отслеживания эффективности доработок с прицелом на сокращение объемов и времени дефектации перед повторным использованием; больших скидок для клиентов с использованием б/у ступени ожидать пока не следует и это не является фактически целью. Можно ожидать существенных (до 30%) скидок , если заработает Раптор и появится новая РН с метановыми движками , и то не сразу. И стоит оглянуться на Безоса с Новым Гленном, финансовые возможности его резко увеличились, и работы возможно будут ускорены, да и команда разработчиков РН у Безоса пожалуй посильней.

Так и делают. По результатам исследования отработавших ступеней разрабатывают сейчас Falcon block 5, который будет уже полноценно использоваться в многоразовом режиме

комменты скатываются в УГ((( раньше они все у зеленого кота резвились, сча сюда доползли

+1, пора отдельное коммунити заводить.

тут уместен тег "честный космос".

1. Статья WSJ основана на краденных данных до 2014. А вы опираетесь на чистый домысел журналистов WSJ о 2015.

Слово "прибыльный" убрали, это, как раз, прямой довод, а не косвенный. Разберитесь, пожалуйста, со словами.

Как видим, это так называемый факт: SpaceX продолжает ОКР на собственные средства.

2. В 80-е NASA справилась с нагрузкой на работников, зато не справилась с решением о пуске. Challenger и его экипаж погибли, потому что в NASA прямо нарушили писанные условия для пуска - не в заморозки.

В SpaceX не делают пуски во чтобы то ни стало, а переносят. Решение о пуске отдано программе. Это следствие самого непосредственного понимания того опыта. А вы противоречите.

И вы пишете так,словно все, кроме SpaceX, пускают в назначенный срок. Это всегда не так: все откладывают пуски, потому что помнят о гибельной лихорадке 80-х.

3. Планы SpaceX поступательно воплощаются. Не надо предвзятого поторапливания. Там явно тщательнее подходят к планированию.

Способы доставки 12 тыс. спутников на орбиту очевидны. Жаль, что вы не удосужились почитать.

Edited at 2017-03-27 12:37 (UTC)

Заявления интересные, было бы любопытно посмотреть ссылки, откуда вы это взяли.

Прямой довод - это финансовый отчет, которого мы не видели. Убрать слово в описании - это, на мой взгляд, косвенное доказательство.

Если не будет прибыли, средства быстро кончатся.

В NASA не победили "нормализацию отклонения", причина катастрофы Челленджера сложнее, чем вы пишете.

Я говорю не о переносе сроков, а о возможной ошибке нехватки ресурсов на межполетное обслуживание и давлении "нужно пускать часто".

Перечитайте то, что я об этом писал. Простая арифметика говорит, что на текущем уровне технологий это не получится. Не верю я в десятки спутниковых заводов и ежедневные старты с множества стартовых комплексов.

Надо было сразу на Луну лететь.
Ракеты когда на Луну летят, то не ломаются.
Аполло вон после всего двух испытаний, второе из которых взорвало ракету, в Луну сразу как в яблочко стали попадать - без сучков и задоринок. И туда и обратно как трамвай. А тут всё чего то испытывают. Сразу набить людьми и на Марс.

Edited at 2017-03-27 12:50 (UTC)

На "Аполло-6" ракета не взорвалась. Лучше разберитесь в реальной истории а не мифах.

Капитан очевидность подсказывает, что ступень перебрали до винтика. Хорошо если хоть что-то от летавших нагруженных агрегатов осталось - но то очень сомнительно. Чтобы формально сказать что ступень б/у достаточно шильдик оставить, а за риском они не гонятся отличие от дутой сенсации...

Edited at 2017-03-27 13:13 (UTC)

Новую запустят, а скажут, что б\у. Мойшеничество чистой воды.

(Скрытый комментарий)
(Скрытый комментарий)
(Скрытый комментарий)
(Скрытый комментарий)
(Скрытый комментарий)
(Скрытый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Пуск, скорее всего, будет успешным, и интернет заполнит ликование

ржу над гикокреаклами лол.

ликование заполняет только после фейлов этой конторки и макса лично. В остальное время подпевают только хомячки-маскофилы, чаще всего в космической технике не разбирающиеся :)



подпевают только хомячки-маскофилы

Батенька, да вы так-и зоофил! %~)))

Вопрос с экономической эффективностью можно считать проясненным.

СпейсЭкс арендовала площади на мысе Канаверал, где будет оборудовать комплекс по быстрому обороту вернувшихся ступеней (их вообще оттуда не собираются вывозить: ни на завод, ни на испытательный полигон в Макгрегоре). Это означает, что спейсы, изучив севших птичек и получив опыт восстановления, уверены в своей способности восстанавливать их БЫСТРО и ПРОСТО. Старый аргумент "это же всё надо по винтику перебрать и каждому дефектовку сделать" более не выглядит релевантным.

Viva la reusability!

СпейсЭкс арендовала площади на мысе Канаверал, где

Про порт и всё остальное - это уже почти неделю как уже не новость, опоздали-с, сударь! >B-)

PS мне вот другое любопытно: Arianspace на хрен знает какое время "зависла" с запусками из-за тупейшей забастовки не её обслуживающего персонала в Гвиане - и всем "по барабану"! А ведь тем на очереди после Ariane-5 - "Союз" с SES-15... %~)))

Так что, полетит второй раз первая ступень?
А говорили, что дорого, нельзя, экономически и технически неоправданно и т.п. Аргументами сыпали...

Ждем-с :) Должна полететь.

Вобщем-то, в том, что она в принципе может полететь - адекватные люди изначально не сомневались. Сомнения могли быть только в экономической эффективности этого.

Дональд Трамп, прямо скажем, не разочаровывает. Он ведет себя как прирожденный бизнесмен и финансист, следуя непременному правилу - избавляться от активов, которые тянут тебя ко дну.

В своем Твиттере Трамп ясно и просто попросил Боинг допилить уже существующий F-18 Hornet до нужной кондиции, сказав, что к этому его вынуждают непомерные расходы на создание F-35 (который, по заявлению Пентагона, окончательно должен быть готов только к концу 2018 года).


среду Д.Трамп встретился с руководителями Lockheed и Boeing на своей вилле в Палм-Бич. В ходе переговоров, генеральный директор Boeing Деннис Миленбург заявил, что гарантирует, что расходы на замену AirForce One не выйдут из-под контроля. В то же время исполнительный директор Lockhееd Мэрлин Хьюсон не стал разговаривать с журналистами, отделавшись фразой, что встреча была «продуктивной» и что Д.Трамп сказал, что хочет сократить расходы по программе F-35.

После встречи Трамп твитнул вышеуказанное сообщение, акции Lockheed упали на 2%, а Boeing выросли на 0,7%.

Заявление Трампа принесло бурю возмущения в ряды прогрессивной общественности: начиная от логичных сравнений что F-18 и F-35, являются самолетами разных весовых категорий и поколений, до стенаний о том, сколько бед еще может принести оборонной промышленности Трамп со своими твитами :)

Забавно, но программа по созданию F-35 является основным источником прибыли компании
Lockheed, в прошлом году ее доля составила 20%, принеся прибыль в 46 млрд. долларов.

И это для самолета, который толком даже на крыло не встал.

Забавно, как вы мешаете твитты и совещания. Наперстки?

Ступень слетала и села!

ВОИСТИНУ! РЕВОЛЮСЬЁН!

- Пипец случился?
- Воистину пипец консерваторам в космонавтике, которые 50 лет почивали на лаврах!

Филипп привет. Спасибо за очередной интересный рассказ. Многоразовые ступени - это конечно хорошо, но после обнародования планов Маска по запуску на околоземные орбиты десятков тысяч (!!!) спутников "для раздачи интернета", что сулит экологическую катастрофу чудовищных масштабов, я стал сомневатся в пользе этого человека для общества. И я поинтересовался личностью Маска. Во первых выяснилось, что Маск обирает своих рабочих на заводах "Тесла" - штрафует их по любым поводам, не оплачивает им сверхурочные - в общем действует как заправский сайентолог; Кириенко помнится тоже посадил профессоров в "Росатоме" на минималку - и профессора дружно сбежали на Запад несмотря на все подписки-допуски. Идём дальше - Маск вроде-бы бур - но имя у него явно венгерское... И тут барабанная дробь - Маск имеет портретное сходство с одним моим знакомым цыганом - человеком очень креативным, но очень жадным - большинство московских нищих до сих пор по его методичкам работает. И тут сразу вспоминается другой цыган - ЦРУшник Инго Сванн - http://whale-roma.livejournal.com/27799.html . Эти воспоминания порождают главный вопрос - если допустить, что Маск - цыган, сайетолог и потомственный конокрад, то что будет с освоением космического пространства, и не лучше ли закрыть Илона в дурку вместе с Инго хотя-бы на полгодика - ну чтобы дух авантюризма подлечить, планы о загрязнениях атмосферы обломками тысяч спутников ему вылечить ? И можно ли такому человеку доверять запуски чего-то многоразового ? 11 месяцев на проверку - это конечно хорошо, но с учётом того, что жадный цыган (будем его таковым считать) Маск не платит своим рабочим - значит у них есть длительный период для начинки перебираемых ступеней болтами, тряпками и забытыми гаечными ключами. Нехорошо всё это.

А ему не надо доверять - надо платить деньги ПОСЛЕ того как запустит.
А как именно запускать будет - его проблемы.

?

Log in