Научно-популярно о космосе и астрономии

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Исторический пуск SpaceX на фоне экономических вопросов
lozga
На этой неделе, скорее всего, состоится исторический первый пуск уже летавшей ступени ракеты-носителя Falcon 9. Ее тестовый прожиг уже съехал с воскресенья на понедельник, и плановая дата запуска, вероятно, сдвинется со среды на четверг. Пуск, скорее всего, будет успешным, и интернет заполнит ликование. Но в 2017 году для SpaceX более важными, чем повторный запуск летавшей ступени или даже испытания Falcon Heavy будут менее заметные и более грустно выглядящие экономические вопросы.

01.jpg
Пуск EchoStar 23 16 марта, фото SpaceX

Приключения ступени №1021


Тестовый прожиг в понедельник станет уже пятым (или восьмым, смотря как считать) включением двигателей первой ступени №1021. После сборки ступень испытали 5 февраля 2016 на тестовом стенде в МакГрегоре. После успешных испытаний сопла нескольких двигателей умудрились повредить в инциденте с наземным оборудованием 8 февраля. Сопла починили, и ступень отправили на мыс Канаверал в конце марта 2016. Во второй раз двигатели включались на 3,5 секунды при тестовом прожиге на стартовом комплексе SLC-40 5 апреля. Спустя три дня ступень стартовала (третье включение двигателей) с миссией снабжения МКС CRS-8. Проработав 2 минуты и 42 секунды, первая ступень отделилась от второй. Успешная посадка на баржу "Конечно, я все еще люблю тебя" - это еще три включения двигателей, но не всех, поэтому их можно как учитывать, так и нет.

02.jpg
Ступень №1021 после посадки, фото SpaceX

Эта посадка стала первым успешным возвращением первой ступени на баржу. Любопытно, что в качестве альтернативного рассматривался вариант возврата на посадочную площадку около старта, но выбрали посадку на баржу для доказательства ее осуществимости.

Изначально планировалось, что ступень №1021 не полетит снова, а будет использована в испытаниях на стенде. Десять включений двигателей должны будут подтвердить, что ступень возможно использовать повторно. Но ситуация изменилась, когда, вопреки ожиданиям, на баржу успешно села ступень №1022, использованная при выведении JCSAT-14. Спутник был тяжелый, и предполагалось, что первая ступень не сможет совершить мягкую посадку. Частично эти опасения оправдались - посадка получилась более жесткой. Но для испытаний ступень №1022 подошла лучше всего.

03.jpg
Уже летавшие ступени Falcon 9 в ангаре, фото SpaceX

В июле 2016 SpaceX объявила, что ступень №1021 будет использована повторно, для не объявленной полезной нагрузки, а ступень №1022 отправили на испытания. В августе 2016 были названы полезная нагрузка - телекоммуникационный спутник SES-10 для геостационарной орбиты и ожидаемая дата запуска - октябрь-ноябрь 2016. Но все карты спутала авария 1 сентября на тестовом прожиге перед пуском спутника AMOS-6. Полеты SpaceX были остановлены на четыре месяца, а запуск SES-10 в итоге съехал на конец марта. В январе 2017 ступень снова была протестирована в МакГрегоре (четвертое или седьмое включение двигателей) и отправлена на мыс Канаверал. Старт уже был перенесен как минимум два раза - один раз из-за задержки пуска грузовика Cygnus OA7 к МКС и второй раз из-за задержек при подготовке к пуску уже у самой SpaceX. Мы уже привыкли, что с первого раза ракеты у Маска не улетают, так что пуск в четверг, вполне возможно, будет еще перенесен, но, скорее всего, успеет состояться на этой неделе.

Главная задача


Действительно большое достижение повторного использования ступени, тем не менее, не является критически важным, после которого у SpaceX внезапно станет "все хорошо". Дорога перехода на многоразовые средства выведения долгая, и в ближайшие годы никто даже в SpaceX не будет знать, окажется ли она в итоге успешной. Более подробно об этом я писал тут - стоимость послеполетного обслуживания, ресурс ступени и процент потерь пока что существуют только в бумажных расчетах и не подтверждены опытом.

А самой важной задачей на 2017 год для SpaceX я бы назвал выход на регулярные успешные пуски. По плану в 2017 году должно быть 27 пусков Falcon 9 и Heavy, уже кончается март, а состоялось всего три. В январе этого года президент SpaceX Гвин Шотвелл уже говорила о "надежде как минимум на 20 пусков". При этом два последних года были очень неудачными для компании из-за аварий. В начале 2017 газета The Wall Street Journal опубликовала финансовые данные и планы SpaceX. Статья до сих пор недоступна для не зарегистрированных пользователей, но российский сайт vc.ru процитировал иллюстрации статьи у себя.

04.jpg
Иллюстрация The Wall Street Journal/vc.ru

Если предположить, что финансовые результаты 2016 повторяют 2015 из-за аварии 1 сентября, что вполне логично, то SpaceX несет убытки уже 2 года подряд. Косвенно это подтверждается тем, что на официальном сайте из описания компании убрали слово "прибыльная".

05.jpg
Иллюстрация The Wall Street Journal/vc.ru

В 2015 и 2016 годах SpaceX не смогла выйти на 10 пусков в год, значит, планы на 20-27 пусков в 2017 - это увеличение объемов работ как минимум в два раза. А такая задача - большой вызов для любой организации. Именно "золотая эра" спейс шаттлов 1984-1985 была временем самой большой нагрузки на обеспечивающий персонал, ресурсов, денег и людей не хватало. Если SpaceX, как и NASA в 80-х, ошиблась с оценками затрат ресурсов на запуски, то проблема перегрузки может повториться.

"Уроки космических катастроф"
Блестящий видимый успех NASA скрывал катастрофическую перегрузку исполнителей. В мемуарах астронавта Майка Маллейна рассказывается о целых коллективах, перерабатывающих месяцами без единого выходного, рабочих, которых выдергивали вечером из дома по срочному вызову, и они работали даже в пьяном виде. Документооборот NASA переполнялся требованиями «Мне нужны люди! Запасные части! Оборудование!», которые оставались без ответа, потому что не на что было приобрести требуемое.


В таких условиях легче совершить ошибку или недооценить проблему, которая может привести к аварии. А новые аварии SpaceX себе позволить не может, потому что это потеря времени, денег, клиентов и репутации.

06.jpg
Иллюстрация The Wall Street Journal/vc.ru

При всех сложностях планы SpaceX грандиозны на уровне мегаломании. Начиная с 2020 года главным доходом компании планируется сделать не запуски ракет-носителей, а доход от услуг связи и глобального интернета. 12000 спутников должны будут приносить компании десятки миллиардов долларов в год к середине 2020-х при том, что банальная арифметика требует еще одной промышленной революции в производстве и выведении спутников, технологии для которой SpaceX пока не показали.

07.jpg
Иллюстрация The Wall Street Journal/vc.ru

С другой стороны, когда половину пакета заказов занимают государственные агентства - NASA и военные, можно строить гигантские планы. Цены SpaceX пока что очень выгодно смотрятся на американском рынке по сравнению с ULA, Маск продолжает выигрывать контракты на запуски государственных спутников, и новая администрация Трампа пока что не перекрывает ему кислород.


Я в социальных сетях:
Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube

attentioneer.jpg

Записи из этого журнала по тегу «частный космос»


промо lozga ноябрь 4, 2014 17:00
Разместить за 20 жетонов
Привет! Добро пожаловать в блог, посвященный популяризации космонавтики, астрономии, и, шире, науки и прогресса человечества. Если вы зашли ко мне впервые, рекомендую почитать длинные серии постов по тегам: Серия "Незаметные сложности космической техники". Рассказы о том, как и почему ракеты и…

Спасибо, как всегда очень интересно!

И (если ЖЖ не обманывает), с прошедшим днем рождения!

уже кончается март, а состоялось всего три.

это нормально. Начало года всегда мало запускают, см. Китай, ЕКА и Россия. Главное - не допустить аварию, а 23 пуска вполне реальны

У них пока по плану 2+ пуска в месяц, это не так легко.

Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal России! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Мегаломанские планы похожи на общий стиль Маска по общению с публикой - непрерывная генерация сенсаций и медийный шум. Цели у этого могут быть разные: от привлечения капиталов инвесторов, до привлечения внимания администрации президента (именно её, а не НАСА) чтобы показать свою значимость для будущего важной для страны индустрии.
Такой подход пока работает.

Вы немножко путаете, никто не создает эти сенсации специально. Да это и невозможно: все хотят дешевой популярности, мало у кого это получается. Не надо далеко ходить. Немногим менее мегаломанские планы Роскосмоса по созданию базы на Луне почему-то только издевательский смех вызывали.

Для того, чтобы был этот самый медийный шум, надо что-то из себя представлять. Нужна либо жоопа, как у Ким Кардашьян, либо надо пройти путь от междусобойчика с штатом в 50 человек до компании, которая в клочки порвала старый, давно поделенный рынок космических пусков.

И тогда -- да, наступает момент, любой чих Маска, десяток слов написанных в Твиттере, становится поводом для мировых СМИ для того, чтобы накатать по размашистой статейке со спекуляциями на тему -- а что он там имел в виду?

В общем при новой администрации попилы не прекращаются.

Так там же демократия и правовое государство. Одному президенту махину не повернуть, тем более так быстро.

Сейчас начнется! :)))

С прошедшим днем рождения! :)

Будем ждать феерверка или под видом старой ступени запустят новую, как было не раз.

(Скрытый комментарий)
(Скрытый комментарий)
(Скрытый комментарий)
(Скрытый комментарий)
(Скрытый комментарий)
Спасибо, интересный пост.

не патриотично, но хочется пожелать им удачи и сейчас, и в дальнейшем.

Патриотизм не заключается в ненависти к Маску и пожеланию ему неудач.

Стесняюсь спросить, а как там дела в космических часовенках?

(Скрытый комментарий)
(Скрытый комментарий)
(Скрытый комментарий)
(Скрытый комментарий)
Что исторического? Отработано многократно возвращение и повторное использование ускорителей шаттлов, да и сами челноки это возвращаемая последняя ступень. Взлет и посадка на реактивной тяге? Да сколько хотите - посмотрите тему турболеты СССР. Насколько я понимаю, отрабатывалась ручная посадка модуля на Луну, шестидесятые годы. Самолеты вертикального взлета и посадки.

Использованные первые ступени (не многоразовые корабли) для выведения грузов на орбиту еще не летали. У Безоса ступень летала несколько раз, но по суборбитальной траектории.

Edited at 2017-03-27 07:30 (UTC)

У Маска на хранении 6-7 первых ступеней для повторного использования. Нужно: 1) провести максимальную дефектацию всех этих ступеней, чтобы выявить на основании дефектации необходимые доработки матчасти под многократное использование; 2) после дефектации и ремонта постепенно освободиться от этих ступеней через повторное использование - пока не заработает завод по производству спутников - повторное использование целесообразно с точки зрения отслеживания эффективности доработок с прицелом на сокращение объемов и времени дефектации перед повторным использованием; больших скидок для клиентов с использованием б/у ступени ожидать пока не следует и это не является фактически целью. Можно ожидать существенных (до 30%) скидок , если заработает Раптор и появится новая РН с метановыми движками , и то не сразу. И стоит оглянуться на Безоса с Новым Гленном, финансовые возможности его резко увеличились, и работы возможно будут ускорены, да и команда разработчиков РН у Безоса пожалуй посильней.

Так и делают. По результатам исследования отработавших ступеней разрабатывают сейчас Falcon block 5, который будет уже полноценно использоваться в многоразовом режиме

комменты скатываются в УГ((( раньше они все у зеленого кота резвились, сча сюда доползли

+1, пора отдельное коммунити заводить.

?

Log in

No account? Create an account