Научно-популярно о космосе и астрономии

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Вышел русский перевод мемуаров астронавта Майка Маллейна
lozga
01.jpg

Я лежал голым на боку на столе в ванной комнате Клиники летной медицины NASA и засовывал наконечник клизмы себе в задний проход. «Вот так и начинается процесс отбора астронавтов», — думал я. Было 25 октября 1977 года. Я был одним примерно из 20 мужчин и женщин, проходящих трехдневную программу медицинских обследований и личных интервью в процессе отбора кандидатов в астронавты. Почти за год до этого NASA объявило, что начинает принимать заявления от желающих попасть в первую группу астронавтов для полетов на шаттлах. Откликнулось 8000 человек. Агентство свело всю эту кипу резюме примерно к двум сотням, и я каким-то удивительным образом попал в их число. В последующие недели все мы, каждый из 200, должны были оказаться на этой каталке и предоставить свой «нижний этаж» для испытаний — мы готовились к исследованию кишечника.

Мемуары астронавта Майка Маллейна занимают первую строчку в моем рейтинге англоязычных мемуаров, и я очень рад, что наконец вышел их русский перевод.

Краткая биографическая справка



Майк Маллейн, официальное фото NASA

Ричард Майкл "Майк" Маллейн (Richard Michael "Mike" Mullane) родился 10 сентября 1945 года. И когда над США пролетел первый советский спутник, он стал одним из десятков тысяч тех, кого позвал космос. Из-за астигматизма Майк не мог быть пилотом, и поэтому не подходил для первых отборов в астронавты. Тем не менее, он все-таки смог стать военным летчиком, но летал оператором вооружения и не управлял самолетом. На его счастье, в NASA стали делать шаттл, в экипаже которого было место не только для пилотов. Маллейн стал одним из 35 счастливчиков, отобранных из 8000 подавших заявки в набор 1978 года, и проработал в NASA 12 лет, совершив три полета - STS-41D, STS-27 и STS-36. После ухода из NASA он стал оратором-мотиватором и, на материале катастроф NASA и своего авиационного опыта, агитирует за безопасность на производстве. Книга "Верхом на ракете: Возмутительные истории астронавта шаттла" вышла в 2006 году.

Мемуары


Я очень советую почитать доступные на сайте издателя первые страницы перевода, потому что они прекрасно показывают общий настрой и стиль книги. Маллейн умудряется сочетать максимальную откровенность местами неприятных, а местами до неприличия смешных историй с техническими деталями авиационной и космической техники и дополняет это пронзительной романтикой путешествия и полета с уникальными срезами американского общества и NASA. В результате получается яркий винегрет, где на одной странице сдерживаешь возмущение или даже рвотные позывы, на следующей фыркаешь от хохота, затем сочувствуешь людям, оказавшимся в трудной ситуации, или даже смахиваешь слезу по погибшим, а новая страница открывается во всей своей космической бездонности. Маллейн также не жалеет себя, рассказывая о том, о чем многие предпочли бы умолчать. И, конечно же, в книге очень хорошо описывается техническая специфика Спейс Шаттла.

Перевод


В книге очень много авиационных и космических терминов. Переводчик должен был иметь техническую базу (мне доводилось видеть не-любительские переводы космической литературы с невообразимейшими ляпами). Поэтому очень хорошо, что переводчиком книги выступил редактор журнала "Новости космонавтики" Игорь Лисов. Далее, английскую версию читать не так легко, потому что в книге содержится довольно много реалий американской культуры без пояснений. Для нас, россиян, не понятно, кто такие Шерил Тиггз, Кристи Бринкли или Бо Дерек. Поэтому в книге очень много примечаний - 108 в конце книги и 205 подстраничных, что должно сильно облегчить восприятие.

Не знаю, подгадывало ли издательство специально, но близость Дня космонавтики, на мой взгляд, делает знакомство с этой книгой очень своевременным.

Я в социальных сетях:
Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube

attentioneer.jpg

Записи из этого журнала по тегу «культурные артефакты»


промо lozga ноябрь 4, 2014 17:00
Разместить за 20 жетонов
Привет! Добро пожаловать в блог, посвященный популяризации космонавтики, астрономии, и, шире, науки и прогресса человечества. Если вы зашли ко мне впервые, рекомендую почитать длинные серии постов по тегам: Серия "Незаметные сложности космической техники". Рассказы о том, как и почему ракеты и…

  • 1
А купить то где? Ссылку дайте, что ли :)

По идее, уже должна быть в магазинах. Но если надо именно ссылку - вот

Спасибо за рекомендацию!

Даа, "Riding rockets" и превда невероятные.
Надеюсь, переводчики не убили авторского стиля.
Впрочем, если цитата в начале - это именно цитата из перевода, то волноваться нечего :)

Стиль на месте. Малёк редактор начудил, но не катастрофа.

Чё, так и не сознался в том. что в космос янки не летали? Тогда лажа, зог и т.д.

отличная книжка, лет 5 назад прочитал с огромным удовольствием
очень хорошо написало и легко читается, не ожидаешь такого от мемуаров

Будем знать. Интересно еще, будет ли перевод "Пилот Апаша", но это уже не в этот журнал... :)

Ну может Ламтюгов, как с "Цыпленком и ястребом" расщедрится. Мемуары Мейсона и перевод Ламтюгова тоже классные, я их на двух языках читал.

Я читаю на одном, но "Цыпленок" великолепен - как по форме, так и по содержанию.

Спасибо! Эту книгу обязательно куплю.

"Riding rockets" отличная книга!

Эту рекламу книжке написал еврей.
Давно отмечена особая любовь в
кулютурке к заднему проходу и "нижнему
этажу", в шутках юмора и т.д.

Ни один русский, представляя книгу,
не выбрал бы как самый замечательный,
могущий привлечь читателей, эпизод
момент засовывания клизмы.

Это ревью написал еврей, потом его перевели
на русский, потом служащий западной конторы,
профобязанность которого - популяризация
западного космоса в России (и уничтожение
памяти о русском космосе, понятно, это
обратная сторона медали) нам эту помойную
мерзость здесь тиснул.

Как свою заметку, ага.

Ненавижу рекламу - ненавижу вдвойне быдлячение
аудитории.

Да, и ЗАМЕТЬТЕ - по мнению западного холуя книжка -
лучший подарок к 12 апреля - не русский космос,
а анальные описания американца из НАСА


Edited at 2017-04-07 18:13 (UTC)

Это такой прекрасный бред, что я это даже сохраню. Вы, главное, заходите регулярно, когда появится следующий обвинитель, который скажет, что я по кремлевскому заданию унижаю американскую космонавтику, я посмотрю на ваш диалог :)

Есть такая порода людей, которая до сих пор считает, что патриотизм - это отрицать теорию относительности как противоречащую марскистско-ленинскому мировоззрению... И с той стороны тоже есть такие товарищи.

Интересно посадить их в клетку друг напротив друга и посмотреть на дебаты...

Там будет просто перебрасывание продуктами жизнедеятельности в материальном виде...

Интересно посадить их в клетку друг напротив друга и п

Вы до сих пор посещаете зоопарк и кидаетесь чем попало в клетку с приматами? ;-)

Re: Интересно посадить их в клетку друг напротив друга и

Зачем мне зоопарк если я в Киеве живу?

Зачем мне зоопарк если я в Киеве живу?

(назидательно) "Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя"©ВИЛ

Re: Зачем мне зоопарк если я в Киеве живу?

Это кто меня назидает? Вы или ВИЛ? А то я так если неправильно подумаю - то вы мумия получаетесь...

Да, тоже слышал много хорошего.

Филипп - спасибо - интересная книжка настоящего космонавта, хоть и пиндосовского. Такие книжки читать надо - в конце концов Черчилль Ленина читал, цитировал и прямо говорил: -"Всегда надо знать - какую музыку наяривает дьявол"; то же самое можно сказать и о наших "дорогих партнёрах", кичливо воспевающих свои достижения - в данном случае кстати настоящие.

О подпиндосниках. Сегодня умер мой большой друг дядя Жора Гречко - и нашлись мерзавцы, проклинающие его "за Луну"... Я вам назову двух человек, авторитетнейших, которые на кухнях и чайных посиделках жарко доказывали, что пиндосы не были на Луне, а на всех официальных мероприятиях скулили как собаки: - "Они там были". Это - Мозжорин и Боря Черток. Ответственность за это безобразие лежит не на них, а на наших политиканах, которые без устали бегают на четвереньках перед Микки Маусом и чистят ему ботинки - вот как я считаю.

Черток это вам лично на кухне рассказывал?

Я этого ловленного прямо здесь на вранье чувачка™ тупо игнорирую. Врёт ли он для привлечения общего внимания, потому что у него белочка® или ещё по какой "веской" причине - лично мне "по барабану".

Сынок - я твоего работодателя Безоса очень люблю и уважаю - желаю ему всяческих успехов на ниве ракето и двигателестроения. Но то, что он напялил на себя спецовку космического мусорщика - меня пугает - я думаю его надо полечить в психбольнице от этих планов. Кстати - твой хозяин не венгерский еврей, нет ? Как там у него - есть шашка, доломан, кивер меховой, рысак в конюшне ? Ты ему передай - чтоб он поосторожнее там с джигиттовкой и ядовитыми отходами - не надо их в космос запускать.

На свежем воздухе Филипп - Мозжорин мой дачный сосед - всё время шашлыки-машлыки, чаёк и немножко водочки. И дядя Жора кстати тоже сосед. И вообще я тебе хочу сказать, что без средств для стыковки на Луну летать трудно - но эта тема очень надоела - я не хочу её развивать.

Понимаете ли, в чем проблема - из ваших слов у меня складывается ощущение, что вы хотите оскорбить уважаемого мной человека, выставляя его неадекватом. Так что извольте представить доказательства, что Б.Е. Черток считал, что американцы на Луне не были, и скрывал это.

Филипп - а у меня складывается впечатление, что для тебя "адекватами" являются такие люди, как Сашка Волошин и Валька Юмашев, которые лично правили тексты книжечек дяди Бори в процессе их издания в конце 1990х и измывались над дядей Борей. Кроме того прошу учесть, что многие ученики дяди Бори в 1990е уехали работать в США и их, так сказать, карьеры оказались бы в большой опасности если бы дядя Боря написал бы что-нибудь не то, что нужно властьпредержащим. И даже если бы Борис Евсеевич написал правду - то это не было бы опубликовано. Если ты ставишь вопрос подобным образом, тут одно из двух - либо ты не знаком с "кухней", в которой сейчас всё это варится, либо - занимаешся пропагандой. Вообще нормальные, психически здоровые, люди в быту между собою говорят друг другу правду а не пропагандистские тезисы, а Борис Евсеевич точно не был параноиком.

Что он вам говорил? Чем точнее, тем лучше. И чем вы это можете доказать?

Филипп - я тебе всё расскажу подробно. Когда полетел Борман с кампанией вокруг Луны я был маленький - мне было восемь лет. Весной следующего года Мозжорин с сыном, дядей Петей и моим другом Васей, его внуком, очень рано приехали на дачу - они там всё убирали, жгли мусор, а на большом зелёном дощатом столе были разложены кипы пиндосовских журналов типа "Ньюсвика" - целые "полотенца" с разворотами с вот такими рисунками: http://osiktakan.ru/moon/kk_apollo_lm.html . Потом приехал дяди Боря - он это всё почитал и страшно матерясь кричал примерно следующее: -"У них есть система фиксации аппарата к аппарату. Стыковки нет у них - из модуля в модуль без скафандра переходить нельзя. Если б мне такое принесли на подпись лет двадцать тому назад - я бы позвонил Лаврентию и попросил бы отправить принесших в лагерь. На этом нельзя летать". Это было в апреле 1969 года. Я точно помню, как дядя Боря сказал: -"Я хотел водки выпить - но теперь не буду" - он пил только тогда, когда у него хорошее настроение было и дела шли хорошо. Дальнейшие события хорошо известны - пиндосы стали клянчить у нас андрогенную систему стыковки, добрый Косыгин им её подарил, они её использовали на "Скайлэбе", а во времена лунных полётов у них не было ничего. Во время испытаний они на свои присоски не надеялись, и часто приматывали "Аджену" к "Близнецам" верёвочкой - на лунных "Аполлнонах" ничего не изменилось. Вот тут хорошая фотография есть ихней "присоски", посмотри обязательно - http://whale-roma.livejournal.com/29801.html . Я не утверждаю, что пиндосы не летали на Луну, я утверждаю, что пиндосы постоянно врут и издеваются над общественностью всего мира, скармливая ей самые грубые фальшивки.

Вы несете ахинею. У "Аполлонов" была система стыковки штырь-конус с люком для перехода. И на "Скайлэб" использовалась она же. Андрогинная появилась только на "Союз-Аполлон". Даже если вы правильно помните, что говорил Черток, это ошибка. А скорее всего вы путаете с временами "Джемини" где стыковка с Адженой была без люка.

Филипп - извини пожалуйста - но очень хотелось бы посмотреть на внятные чертежи этого американского стыковочного узла, фильмик какой-нибудь, где он показан в действии - документальный разумеется, а не художественный вроде очень трогательного "Аполлона 13" с замечательными актёрами. На фотографии по ссылочке показан как раз стыковочный узел "лунного" "Аполлона" - http://whale-roma.livejournal.com/29801.htm - так там ничего нигде не открывается, мёртвый фиксатор. У нас сразу видно и понятно как это всё делается - https://ru.wikipedia.org/wiki/Система_стыковки_и_внутреннего_перехода , а на американских фотографиях видны мёртвые, наглухо завареные железяки, через которые даже часы "Омега" не прокинешь, а чтоб там Бузз Олдрин пролез в своём синем пиджаке итальянского производства с эмблемой несуществующего яхт-клуба - нельзя даже представить :) Очень хотелось бы изучить этот вопрос получше - посмотреть что-нибудь наглядное, понятное. Филипп - если дашь какие-нибудь ссылочки - я буду очень тебе за это благодарен.

Олдрина я очень не люблю за космополитизм - из-за его коммивояжёрской деятельности сотни рабочих на заводах "Булова" и "Таймекс" остались без работы, было прекращено производство собственных американских механических калибров, в том числе таких - http://www.ranfft.de/cgi-bin/bidfun-db.cgi?10&ranfft&0&2uswk&Bulova_10AH и таких - http://www.ranfft.de/cgi-bin/bidfun-db.cgi?10&ranfft&0&2uswk&Bulova_11AURCD . Не он один рекламировал иностранные товары, но руку к безработице соотечественников он приложил очень основательно. Мне любые космополиты противны - хоть русские, хоть американские, хоть французские; люди, которые презирают своих соотечественников и работают на иностранцев, уважения не вызывают.

Филипп - спасибо большое - это очень интересно, я всё изучу. Есть ещё один вопрос - как же газы отводились из возвращаемой капсулы лунного модуля при старте ? Тот же Борис Евсеевич говорил всем, что нет ни зазора, ни газоотвода - есть дырочка примерно 15 см. и он даже рассчитал, что разлёт обломков при взрыве в лунных условиях должен был быть около километра; говорил, что надо расстреливать за такое. Но подчёркиваю - я считаю все эти разговоры очень вредными, отвлекающими от современных проблем - сейчас космонавтика, мировая, не только российская - в глубоком кризисе: носителей нехватает, текущие проблемы не решаются, многие занимаются всякой ерундой и тратят на неё деньги. Вот "Хабыл" - отличный пример. Все эти чёрные дыры, тёмная материя, экзопланеты - это гипотезы - из разрядов схоластических споров Платона с Аристотелем. Платон с Аристотелем не стоили афинянам ни копейки - напротив Платон, как владелец серебряных рудников в Лариссе, наполнял казну. Могу себе предстваить, что сделал бы с обоими демос если б узнал, что за их бредни платить придётся. Так на всю эту "тёмную" муру в год уходит столько денег, что на них можно кормить Анголу !!!

Спасибо большое Филипп - обязательно посмотрю, это очень интересно. К сожалению большинство докфильмов рассчитано на непритязательных зрителей типа домохозяек; например документальный цикл "Лунные машины" ("Moon Machines" - http://dokonlin.ru/video/rubrics/lunnye-mashiny.html ) сделан так, что создаётся навязчивое впечатление игры в погремушки - http://dokonlin.ru/video/rubrics/lunnye-mashiny.html . Я обязательно посмотрю материалы по твоим ссылочкам - спасибо ещё раз.

Edited at 2017-04-22 18:59 (UTC)

Moon Machines - отличная серия, я рекомендую.

Филипп - она очень путаная, по пиндосовски снятая: всё в кашу, аргументация детская, явно стараются увести зрителя от острых вопросов. Этот сериал программу скорее дискредитирует - особенно серия про командный модуль. Я тут особого коварства не вижу - пиндосам вообще свойственно снимать путаные документальные фильмы на самые разные темы - об исторических событиях например - акцентировать внимание зрителя на второстепеннгых и надуманых вопросах и не раскрывать суть. Например в фильмах про полководцев времён наполеоновских войн пиндосы подробно рассказывают о том - какие они носили штаны, кто был или не был гомосексуалистом и т. д.; при этом ни слова не говоря о любимых тактических приёмах того или иного полководца.

Это у вас уже паранойя начинается. На мой взгляд очень ясно и наглядно показаны основные элементы. А интервью с теми инженерами, которые это железо делали вообще бесценно.

Edited at 2017-04-23 07:01 (UTC)

Филипп - при чём тут моя паранойя, если в этих фильмах во многих местах видеоряд не соответствует тому, что говорится за кадром ? Например разработчик рассказывает о том, как они занимались компьютерным моделированием лап посадочного модуля с учётом разной сыпучести и вязкости грунта; на экране показывают как бетономешалку на верёвочке с высоты швыряют. Или другой разработчик рассказывает о том, как они моделировали с помощью САПР плавучесть спускаемого аппарата; показывают как модель этого аппарата таскают на верёвочке и опять же швыряют. Надо было показать распечатки чертежей и старенькую ЭВМ - но у выпускников Беркли так не принято - надо показать что-то левое, но эффектное. Это как у Риты Симоньян с её распятыми мальчиками, которая тоже в Беркли училась - примерно также воспринимается.

Кстати тут "NASA" на днях выкатило двух новых распятых мальчиков - изображения Земли и Луны через щель Кассини в кольцах Сатурна. Фотографию такого рода нельзя получить в принципе - кольца очень яркие и они бы полностью засветили б кадр при попытке снять Землю и Луну с длинными выдержками; а с короткими Земля и Луна бы не получились. Кроме того это даже не монтаж из трёх фотографий, а рисунок - дело в том, что на Кассини установлены камеры с совсем плохонькой оптикой в плане хроматизма - F/5 и F/3,5 - это гораздо хуже того что я у себя в Щёлково на балкон таскаю. Это нормально - ведь апохромат из стекла F53 просто бы развалился на кусочки при выводе на орбиту даже без учёта того что он втрое больше весит, а если брать катадиоптрики (как на "Викингах" и "Вояджерах"), то у них светосила очень маленькая и невозможно снимать тусклые обьекты вроде небольших спутников. На изображениях приписываемых "Кассини" все обекты очень чёткие, без малейших ореолов. Понятно что это всё нарисованое. Но я бы по другому поступил - я бы публиковал настоящие снимки - некрасивые, размытые, с ореолами, а рядом - рисунки, сделаные классным художником вроде Людека Песека - таким образом можно было бы не обижать тех, кто понимает и одновременно домохозяек порадовать красивыми рисунками. Но в "NASA" считают иначе - вместо фоток публикуют рисунки, но совершенно при этом топорные и скучные. Плохо учат в Беркли журналистике и работе с прессой - тоже.

Спасибо за рекомендацию! С большим интересом прочел сперва фрагмент перевода, а потом и всю книгу в оригинале.
Мне показалось, что автор немного лукавит в двух моментах. В первую очередь, у меня возникли сомнения по поводу остроты проблем с шатлами до того как произошли аварии. Разумеется, что оглядываясь назад легко видеть как причины, которые привели к катастрофам, проявлялись уже при первых запусках. Но изучая результаты расследования по крайней мере катастрофы Челенджера у меня сложилось мнение, что астронавты как и многие другие сотрудники НАСА не представляли насколько серьезными могут быть последствия проблем с уплотнителями внутри стыков конструкции твердотопливных ускорителей (как и потенциал повреждений теплоустойчивой плитки кусками пены).
Второй момент заключается в том, что автор не скрывает своей ангажированности относительно получения места в экипаже, при этом обвиняет своих менеджеров в плохой комуникации процеса принятия их решений. Складывается впечатление, что менеджеры тоже могли рационализировать причины для такого поведения и придерживались их в интересах программы или своих собственных. Также автор высказывает предпочтение военным кандидатом в астронавты из-за ряда причин, которые можно охарактеризовать как личные предпочтения. В тоже время критикует своих начальников за то, что те препочитают кандидатов из морской пехоты, а не ВВС. Я так и понял до конца специально ли это сделано с целью продемонстрировать что каждый имеет двойные стандарты или все же автор не замечает свою необъективность.
Интересная деталь, которую я раньше не знал, но это уже не из книги, а после просмотра роликов на Ютюбе. Барбара Морган, дублер Кристы Маколифф по программе "Учитель в космосе", которая в день рокового пуска STS-51L осталась наблюдать катастрофу на земле все же полетела в космос на шаттле в 98 году. Вот уж действительно судьба и удача иногда проявляются в очень странной форме.

Ну вот издаст Майкл Кассутт книгу о Джордже Эбби, будет у нас и альтернативный взгляд.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account