Научно-популярно о космосе и астрономии

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Забытый полет «Орла»
lozga


В космонавтике есть неприятные вещи. Наверное, самая неприятная из них - очень неравномерное распределение известности и почестей за выполняемую работу. Первого человека, полетевшего в космос, случайно опрошенные люди назовут сразу, но они уже не смогут назвать третьего, или даже второго. Экипаж "Аполлона-11" помнят многие, но на порядки меньшее число людей способны назвать тех, кто летал на "Аполлонах" -10 или -12. А их работа была сравнимой по сложности и пользе. 6 августа исполнилось 55 лет со дня полета Германа Титова на "Востоке-2". Это был очень интересный полет - самый молодой космонавт, рекордная длительность в сутки, первая съемка с орбиты, первые сон, туалет и тошнота на орбите. Но об этом гораздо меньше известно.

Космонавт



Четырехлетний Герман Титов

Герман Степанович Титов родился 11 сентября 1935 года в селе Верхнее Жилино Алтайского края. Отец, учитель русского языка и литературы, сильно любил Пушкина, и назвал сына в честь Германа из "Пиковой дамы". В 1953 году Герман был призван в армию, закончил школу летчиков (1955), училище летчиков (1957) и затем служил летчиком-истребителем в Ленинградском военном округе. В 1958 году женился. В 1960 году прошел отбор в первый отряд космонавтов.


Кандидат в космонавты

12 апреля 1961 года был дублером Гагарина



На момент старта "Востока-2" Герману было 25 лет и 11 месяцев. До сегодняшнего дня (и, как я подозреваю, еще на очень много лет) Титов держит рекорд самого молодого космонавта.

В качестве позывного Титов выбрал "Орёл". Это заложило свою традицию - если Гагарин был "Кедром", то космонавты "Востоков" после Титова брали себе птичьи позывные.

Корабль


За прошедшее с полета Гагарина время на корабле "Восток" провели множество доработок. Прежде всего, исправляли то, что не успели сделать хорошо к полету Гагарина, и что могло вызвать проблемы при длительном полете. Например, в дневниках генерала Каманина упоминаются проблемы с осушителем воздуха, который мог выйти из строя на четвертый день полета. После исправления систем "Восток" гарантированно мог находиться на орбите как минимум неделю. Кроме того, корабль улучшали - за низкое качество телевизионного сигнала инженерам было стыдно, но к полету Титова ТВ-аппаратуру "Востока" серьезно проапгрейдили. Улучшили связь, она стала надежней и удобней для пользования. Телеметрию "Трал" дополнили аппаратурой "Сигнал", которая транслировала важнейшие показатели жизнедеятельности космонавта и служила для пеленгации.

План полета


Главным предметом споров в плане полета Титова была его продолжительность. Врачи и "главный по космонавтам" генерал Каманин выступали за полет длительностью 3 витка - один виток Гагарина все еще не мог гарантировать отсутствия каких-то неприятных космических факторов. Инженеры же с Королевым были за суточный полет. Прежде всего, "Восток" Титова 3КА №4 был единственным оставшимся кораблем, а новые еще не были построены. Во-вторых, в штатном режиме полетом и посадкой заведовала автоматика, недомогание космонавта не могло ей помешать. Ну и в-третьих, посадка на 2-7 витках имела инженерные сложности - солнечный датчик для этих витков давал большую ошибку. С конца апреля Каманин отправился в путешествие по странам мира с Гагариным, поэтому не мог участвовать в споре, и в итоге победили инженеры - Титов должен был лететь на одни сутки. Не стоит думать, что он бы скучал и бездельничал в таком полете. Разработчик каждой системы корабля хотел, чтобы космонавт проверил его детище в полете. Герману дали кинокамеру "Конвас" для съемки видов через иллюминаторы.


Та самая камера

Кроме этого ему предстояло есть, пить, спать, делать физзарядку и ходить по малой нужде, и все, кроме еды и питья - впервые!

Полет




За три дня до полета Титова на Байконуре взорвалась при испытательном пуске ракета Р-9, и нервы Германа наверняка дополнительно проверялись на прочность зрелищем развороченного взрывом стартового комплекса.

Но все прошло благополучно. В 9 часов утра Москвы корабль "Восток-2" с космонавтом Германом Титовым успешно стартовал и вышел на расчетную орбиту. Уже спустя час Титов включил ручную ориентацию и впервые в истории стал поворачивать корабль на орбите. "Восток" не умел менять орбиту, а мог только поворачиваться в пространстве. И по отзывам Титова ручное управление было сделано хорошо, управлять было удобно.


Прибор "Взор" для построения ручной посадочной ориентации

На третьем витке космонавт пообедал супом-пюре, мясным и печеночным паштетом, хлебом, и запил это черносмородиновым соком. Пролетая над территорией СССР Титов держал УКВ-связь, а вне зоны радиовидимости выходил на связь в КВ-диапазоне дважды в час.

Спустя шесть часов полета (это примерно 4 виток) космонавт доложил: "Чувство невесомости переношу отлично". Но он лукавил - Германа мутило. Сейчас мы знаем, что это испытывает примерно половина отобранных и подготовленных космонавтов. Титов даже сумел найти правильный алгоритм борьбы с тошнотой - спокойные, собранные движения и минимум движений головой. Совсем не шевелиться было нельзя - задачи по фотографированию и киносъемке Земли требовали движений.


Одна из фотографий с автографом Титова

На шестом витке Герман сходил по малой нужде в космический туалет и выполнял физические упражнения.

На седьмом витке Титов снова включил ручную ориентацию и управлял положением корабля. После седьмого витка корабль уходил на так называемые "глухие витки" и до двух часов ночи Герману разрешили поспать. На "глухих витках" связь с кораблем - вопрос везения, поэтому на Земле сильно заволновались, когда в два часа ночи Титов не ответил на вызовы - если что-то случилось, Земля могла этого не узнать. Но Герман банально проспал. Вот что он сам пишет об этой истории:

На корабле не было будильника, и «дежурная смена» моего мозга, настроенная на то, чтобы проснуться по программе в 2 часа
ночи, сработала несколько раньше. Проснулся за 15 минут до назначенного времени. Решил быть пунктуальным и подремать эти 15 минут. Но когда открыл глаза второй раз, то увидел, что стрелка показывала 2 часа 35 минут! Проспал! Вот досада! Ведь на Земле могут подумать о каком-нибудь неблагополучии, могут всерьез забеспокоиться… Две минуты ушли на то, чтобы окончательно освободиться ото сна, и я приступил к работе»


На семнадцатом витке, как это и планировалось, включилась автоматическая система посадки. Торможение прошло штатно, единственная техническая проблема возникла с разделением отсеков. Из-за неправильной последовательности срабатывания пироножей кабель-мачта не отделилась, и агрегатный отсек повис на ней.



Но для "Востока" это не было опасной аварией - кабель-мачта отгорела, и спускаемый аппарат нормально затормозил в плотных слоях атмосферы. На высоте 7 км Титова катапультировала автоматика, и тут ему снова "повезло" - он приземлился совсем недалеко от железнодорожной насыпи, по которой шел поезд. Когда анализировали это происшествие, кто-то даже предложил впредь согласовывать пуски космонавтов с министерством путей сообщения. Но было принято более простое решение. Из района Поволжья (Самарская, Саратовская области) место посадки перенести в степи Казахской ССР.


Титов вскоре после посадки

Полет продолжался 25 часов с минутами, Герман совершил 17 витков вокруг Земли и пролетел 703 000 км.

После полета


Сейчас уже немного забавно смотрится официальный отчет:





Из-за нерациональной секретности скрывается факт, что отдельная посадка на парашюте является штатной для "Востоков". Также вы ничего не найдете тут о тошноте Титова. Но ему хватило смелости и честности рассказать об этом на закрытом послеполетном заседании, чтобы этот опыт не пропал зря. В целом полет стал огромным успехом - было наглядно доказано, что в космосе можно находиться часами и успешно работать.

Кадры, снятые Титовым, а также заметное улучшение качества ТВ-сигнала можно посмотреть в фильмах о Титове.





Полет "Востока-2" стал единственным в карьере Титова. В отряде космонавтов Герман возглавил 4 отдел Центра подготовки космонавтов, готовивший пилотов на аэрокосмическую систему "Спираль". Она так и не полетела в космос, поэтому еще один шанс на полет Титову, увы, не выпал.

attentioneer.jpg

Записи из этого журнала по тегу «история космонавтики»

  • Воспоминания о ракетной почте

    В этом месяце будет юбилей уже практически забытого события - 16 ноября 1992 года стартовал, а 22 ноября приземлился аппарат миссии доброй воли…

  • Первый спутник: альтернативная история

    Запуск первого спутника оказался большим сюрпризом, но в целом событие было ожидаемым - шел Международный геофизический год, и о намерении в его…

  • Лекция «Программа Apollo: как это было»

    На прошлой неделе громко булькнула история с сайта фейковых новостей о том, что, научный советник Трампа якобы заявил, что американцы не были на…

  • Цандер: Забытый между Циолковским и Королевым

    23 августа исполняется 130 лет со дня рождения Фридриха Цандера. Больших торжеств не будет - Фридрих Артурович умер в 1933 году, он успел принять…

  • Проигравшие и забытые

    Не удивлюсь, если многие думают, что первую частную ракету в космос запустил Илон Маск со своей компанией SpaceX. Это не так - Falcon 1 стал первой…

  • Самая замечательная ракета

    Юбилей запуска первого спутника будет в октябре, но именно сегодня, 15 мая, 60 лет назад впервые поднялась в небо ракета, которая вывела его на…


промо lozga ноябрь 4, 2014 17:00
Разместить за 20 жетонов
Привет! Добро пожаловать в блог, посвященный популяризации космонавтики, астрономии, и, шире, науки и прогресса человечества. Если вы зашли ко мне впервые, рекомендую почитать длинные серии постов по тегам: Серия "Незаметные сложности космической техники". Рассказы о том, как и почему ракеты и…

Ни фига не понял, откуда насчет сокрытия приземления отдельно от спускаемого аппарата. Я со школы это знаю. Про тошноту -да, не помню чтобы писали.

Гагарин же сказал, что сел в корабле, а Титов говорил, что якобы тестировал систему посадки отдельно от корабля.

(Скрытый комментарий)
(Скрытый комментарий)
(Скрытый комментарий)
(Скрытый комментарий)
Это у Вас все фотомонтаж и выдумки! В космос не летают! Нету такой техники. Не верите - почитайте ГРЕКА - http://apxiv.livejournal.com/ - там все написано.
И Вам не стыдно вранье публиковать?

Спасибо, отличный фрик, на досуге почитаю.

Вы - не сомневаюсь. Но я не заметил, чтобы на это сильно обращали внимание.

Первое всегда лучше помнят, чем второе. Магеланна все знают, но не каждый вспомнит Дрейка; пирамида Хефрена чуть ниже пирамиды Хеопса, но его название мало кто знает; Эверест более раскручен чем Чогори и т. д.

Ну, "будь всегда готов как Гагарин и Титов" даже я помню, так что космонавта-2 не забывают.

Есть байка, что его кандидатуру на первый полет зарубили из-за непривычного для советского человека имени.


Edited at 2016-08-08 08:12 (UTC)

Добавлю за космонавтику. В "Пиковой даме" не Герман, а Германн, и это фамилия. Я, конечно, не знаю мотивации отца космонавта, но если он знал и любил Пушкина, то он не мог этого не знать.

а имени героя Пушкин вообще не упоминает. но может папа еще оперу любил :) у Чайковского в либретто Герман с одной "н" и это имя.

хотя мотивацию отца в любом случае трудно понять, назвать сына именем персонажа, который продулся в карты и попал в психушку...

можно было бы подумать, что эту кулстори позже сочинили, но у Германа Степановича еще и сестра Земфира, как бы в честь черноокой цыганки из собственно "Цыган", так что ...

Edited at 2016-08-08 12:52 (UTC)

Толку от космонавта только то, что он здоровый лось. Его надо в шахту, на целину, а он в космосе болтается за наши миллионы...

от вас толку вообще никакого. только негодные комменты строчите.

хоть бы в ольгинские пошли, чтоле, хоть режиму от вас польза будед.

а полёт космонавта - важнейший аргумент в "соревновании систем". слетать первыми в космос и потом преподносить это как превосходство социализма над капитализмом проще, чем обезпечить быт миллионам людей.

видите, всё рационально. а вот на вас тратить ресурсы - нерационально.

А мне он всегда даже чуть больше, чем Гагарин нравился.
А буквально за пару месяцев до смерти приезжал к нам в универ и подробно рассказывал про полёт, про подготовку к нему, про гибель Гагарина.
Затем я у него автограф взял, единственный автограф в жизни. Так и хранится.
Он рассказал про свою мечту: стать самым возрастным космонавтом. Типа я и так самый молодой, а теперь хочу быть самым возрастным. Говорил, что проработки на эту тему ведутся.
Но вот не успел...

Да, в интервью он об этом говорил.

А мне посчастливилось увидеть живого Раушенбаха, еще школьником. Тогда я, правда, не понял ценность события :)

Спасибо за пост, интересно. Я с Титовым встретился раз. Ну как встретился - мимо меня по коридору прошел ))). Он был председателем Гос. экзаменационной комиссии в Можайке, а я курсантом 4 курса. Действительно невысокий, хотя и в генеральских погонах.

вот эта вот подозрительная система катапультирования - она вызывает массу вопросов.

если их с гагариным выбрасывало вместе с креслом, то как они в отверстие люка пролазили вообще?? вы фото спускаемой капсулы видели? саму капсулу на ВДНХ в детстве щупали?!

там же никаких направляющих!!

ладно, с гагариным может и намудрили немного, типо "мыпервые". но тут-то как?

Есть там направляющие. Вот фото спускаемого аппарата "Востока-1" в Мультимедиа Арт музее, направляющие видны внизу. Не надо считать инженеров идиотами, которые могут сделать космическую ракету, но не могут сделать кресло с салазками.

Ал. Гай дыра дырой, и туда еще умудрился поезд ехать во время приземления Титова?!

Большинсвто не помнит даты (а все ли помнят и дату полета Гагарина), но имя Титова помнят, во всяком случае наше поколение.

Так-то у нас дата полёта Гагарина - официальный праздник. И об этом каждый год слышно.

Полеты Гагарина, Титова и последующие Востоки очень проблематичны в плане доказательств их подлинности. Лично я не верю, что они летали: одна посадка с катапультипрованием из оплавленной металлической капсулы чего стоит. Выпрыгивание на салазках, отстрел металлическрй крышки после прохождения ей температурных деформаций, оплавления и заваривания потоками металла в плазме.

Без единого испытания- специально искал этот вопрос у Каманина, он так и пишет. Выстреливали с самолета Ил-62. Видимо, на нем и летали.

Нет даже качественных фотосъемок Земли. Где пленка Титова? Я обращался к музейным работникам - они не знают. Кубрик хотя бы оцифровал свое творчество с полетами на Луну.

первый полет Ил-62 в 1963 году, в эксплуатации с 1967
иди дальше херню читай, в общем.

Во всём этом деле наиболее противно старческое нытьё генерала Каманина.
Если виноват - накажите. Если считаете, что в рамках - не наказывайте. А разводить на два тома нытьё, какой плохой Титов (нынешнюю мажорню старик не застал, повезло) - мелко, недостойно офицера.

Каманин имел полное право в личном дневнике писать и ныть все что угодно и на какую угодно тему. То что их после его смерти опубликовали наследники, к личности генерала не имеет отношения.

Сдурели что-ли все с конспирологией?
Вот "Комсомолка" от 12 апреля 1961

- Наша бригада с утра находилась в поле, - говорит тракторист Иван Руденко. - Погода стояла теплая, солнечная. Работали мы вшестером недалеко от полевого стана. Все хорошо видели приземление космического корабля. Космонавт опустился на парашюте недалеко от нас. Он управлял парашютом, подтягивая то одни стропы, то другие. Ближе всех к нему оказалась колхозница первой бригады, учетчица Анна Ивановна с девочкой. Мы побежали навстречу.

Видишь - в тексте нет подробностей про сам шарик Востока. Почему? Подкорректировали для оформления рекорда. Тогда было важнее зафиксировать екорд, обогнать Америку, и никого вообще не волновали тупые школьники еле сдавшие ЕГЭ.

?

Log in

No account? Create an account