?

Log in

No account? Create an account

Научно-популярно о космосе и астрономии

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Миллисекунды происшествия или как я с моноколеса упал
lozga


Телеметрия, "черные ящики" и видеофиксация - все это мы привыкли видеть в аэрокосмической или другой серьезной отрасли. Но к некоторым моноколесам есть приложения на смартфоны, которые постоянно пишут телеметрию по Bluetooth, превращая телефон в "черный ящик". А в момент первого серьезного падения с моноколеса у меня случайно была включена камера. Так что под катом почти серьезное расследование транспортного происшествия.


В последнее время по выходным я беру у коллеги экшн-камеру и езжу по городу, снимая красивые виды. Так было и в прошлое воскресенье. Я проехался по южной части города и начал двигаться через мост дальше на юг. Автомобильная трасса стала не особо красивой, к тому же я оказался не с той стороны отбойника и уже стал размышлять, как бы свалить из этого небезопасного места. Но не успел - внезапно опора под ногами пропала, и я полетел в грязь.



Не буду вас пугать - все закончилось хорошо. Роллерная защита приняла на себя удар и набрала килограмм грязи, а джинсы и куртка повреждений не получили. Но почему я упал? По логам колеса происходило следующее:



До участка А поездка проходила нормально. В момент времени А колесо начало проскальзывать в грязи - скорость немного подпрыгнула. В момент B колесо, сбросив верхний слой грязи, увязло глубже, и нагрузка на него резко увеличилась. На участке C контроллер срочно добавил мощности, чтобы вырваться и догнать меня. В этот момент из-за инерции я скорее всего уже падал, и вес на педалях переместился вперед. Колесо честно выдало два киловатта мощности, забрав ее у конденсатора, специально стоящего на такой случай (это может объяснить нулевой заряд и просадку напряжения ниже минимального), но не успело. В момент времени D я уже слетел с педалей, а колесо падало набок. Место происшествия на фото.



За два месяца катания и примерно 700 км пути это мое первое серьезное падение, и веру в колесо я не потерял. Собственно говоря, это происшествие не является неисправностью, а следует из принципов работы моноколеса - оно очень не любит буксовать, и раньше я уже пару раз спрыгивал в подобных ситуациях, сумев не упасть. Перед глубоким слоем грязи или мягкого песка надо сбрасывать скорость и быть готовым к неожиданностям. Подозреваю, что на шоссейном или городском велосипеде я бы тут тоже увяз. Ну и еще раз подчеркиваю - полная роллерная защита сохранила мои руки от царапин, а одежду от повреждений. Не брезгуйте защитой при езде на моноколесе, она может сохранить ваше здоровье и хорошее настроение.

attentioneer.jpg

Записи из этого журнала по тегу «моноколеса»

  • День тысячи велосипедистов Уфа 2019

    Всего-то спустя месяц обработал видео велопарада Дня тысячи велосипедистов, который прошел в Уфе 26 мая. Давно туда собирался, но в 17 году колесо…

  • Обзор рынка моноколес 2019

    На большей части России еще лежит снег, но уже пора задуматься о том, как проводить лето. И сложно представить что-то более приятное, чем парить над…

  • Обзор рынка моноколес 2018

    Встающее все раньше солнце, капель с южных крыш даже в холодный день и движение нулевой изотермы на северо-восток - все это признаки неумолимо…

  • Моноколесо: два сезона опыта

    2300 пройденных километров, один серьезный ремонт, зимовка, четыре достойных упоминания падения - таковы численные результаты двух моих сезонов на…

  • Электросамокат глазами моноколесника

    Год назад я услышал о моноколесах, очень заинтересовался ими, приобрел колесо, научился ездить и катаюсь на нем с тех пор, набрав суммарный пробег в…

  • Электрогибрид ужа с ежом

    Любопытный агрегат представила недавно компания Kiwano, которая раньше делала гироскутеры. Конструктивно это не то одноколесный сегвей, не то…


promo lozga november 4, 2014 17:00
Buy for 50 tokens
Привет! Добро пожаловать в блог, посвященный популяризации космонавтики, астрономии, и, шире, науки и прогресса человечества. Если вы зашли ко мне впервые, рекомендую почитать длинные серии постов по тегам: Серия "Незаметные сложности космической техники". Рассказы о том, как и почему ракеты и…

  • 1
(Удалённый комментарий)
Для велосипеда и пешехода регистратор на мой взгляд перебор. По крайней мере пока.

Стараюсь :)

На работу на этом пока не поездишь. В отличие от.

Это смотря кем работать. Если заниматься например мойкой стёкол в небоскрёбах - очень даже )

Там запас топлива на десять минут. Не успеешь весь небоскрёб помыть.

Упрощённо мыслите, коллега. Деньги, подобному мойщику, будут давать офисные не за качество мойки, а чтобы он прекратил это делать. Так что десять минут - за глаза и за уши!

А вообще можно же и шланг с подачей топлива с земли прикрутить если летать на ограниченной воздушной акватории )

Как всё серьёзно. Надо тебя на Discovery, "секунды до катастрофы" ))

эти моноколёса для каких-то инвалидов, которые пидали крутить не могут и ногами двигать.

Велосипеды для инвалидов которые бегать не могут :))

Зато практично.
Велик - для любителей постоянно чего-то регулировать, мыть цепи, подтягивать тросики и т.п.
Не у всех есть на это время и желание.

Аццкая шайтан-арба! Оригинально, но практического смысла в нём не вижу. Для себя по крайней мере...

"но практического смысла в нём не вижу"
Фигасе, у вас запросы, уважаемый! :-)

Я на работу часто езжу 15 км в одну сторону. На велосипеде было бы сложнее.

Было бы проще, безопаснее и быстрее. Ну и заодно бы форму физическую поддерживал бы. 30км в день - как раз чтобы не толстеть.

С места да в карьер, всё же не все осилят 30-ку, коллега :-)

Быстрее не было бы, меня очень давно не обгоняли велосипедисты, в то время, как я их постоянно обгоняю. Безопасность одинаковая. Проще не было бы точно - велосипед больше по размерам, с ним труднее ехать в общественном транспорте, если, например, дождь полил, и т.д.

Просто люди не умеют выбирать велосипеды чтобы ехать. На нормальном велосипеде можно нормально по дороге ехать ~30-35.

Судя по фотке - там и грязи-то нету, так, чуть-чуть, на любом веле проедешь - и не заметишь...

не удержался:)

надо посмотреть в логах подозрительную активность из жж конкурентов :)
поискать видео с проезжавших машин и внимательно обследовать обочину противоположной части дороги :) :) :)

За несколько секунд до падения слышен подозрительный сигнал из Газели :)))))

Трудно ли научиться ездить на монике?
Я лично вообще не представляю, как на это встать без доп.колесиков

За пару-тройку дней по часу точно научитесь. Я учился дольше, потому что пошел неправильным путем. Доп. колесики не нужны и только мешают.

На шоссере бы ты по тому что на фото проехал без вопросов.

еще одна причина, по которой надо ездить вдали от автодорог, выхлопы душат, а грязь сбрасывает...

Неприятно видеть в научном блоге незнание электротехники.

1. 2 кВт обеспечивает не конденсатор, а всё тот же аккумулятор.
Информации по устройству моноколес мало, но по нескольким ссылкам выяснил, что конденсатор в моноколесо ставится обычный (не ионистор), параллельно аккумулятору и максимальной емкости 10000мкФ = 0.01Ф. При указанных вами токе 45А и просадке напряжения 60-49 = 11В конденсатор сможет обеспечить моноколесо энергией только в течении времени 0.01*11/45 = 0.002сек. При этом энергия, отдаваемая конденсатором, тоже небольшая 0.01*60^2/2-0.01*49^2/2 = 18-12 = 6Дж.

2. Про ток, отдаваемый батареей.
Нагрузочная способность батареи зависит от ёмкости. По аккумуляторам моноколес - неизвестно, но можно оценить по RC-моделям. Там тоже используются литиевые аккумуляторы. У них нагрузочная способность ~10C (C - ёмкость аккумулятора). Ёмкость аккумулятора вашего моноколеса мне неизвестна, но можно взять минимальную для вашей модели 340Вт*ч. При известном напряжении 60В, её можно пересчитать в А*ч. 340Вт*ч/60В=5,6А*ч. Получаем, что батарея может отдать 56А.

3. Опечатка про нулевое напряжение.
По вашему логу напряжение на батарее не нулевое, а равно 49.79В. Нулевым контроллер показывает оставшийся заряд, это понятно - контроллер вычисляет оставшийся заряд на основе напряжения на батарее. Напряжение упало - контроллер решил что заряда нет.

Edited at 2016-10-16 22:55 (UTC)

Re: Про конденсатор

1. Известно, что на контроллерах моноколес специально стоят конденсаторы для пиковой нагрузки. Вы можете разве что придраться к не абсолютной точности слов, потому что 2 кВт - это мощность двигателя, а энергия для нее берется из аккумулятора+конденсатора.

2. У меня 680 Вт*ч. Напряжение на батарее меняется от ~68 на полностью заряженной до ~55 на полностью разряженной. Логи могут врать, но у меня стоит предохранитель на 40А, поэтому тока в 112А я бы не стал ждать.

3. Спасибо.

1. С назначением конденсатора позволю себе не согласится. Двигатель мотор-колеса - не что-то особенное, а вполне себе обычный бесколлекторный электродвигатель (еще называют бесщеточный, вентильный, в английской терминологии ВLDC, PMSM). Конденсатор ставят не только на мотор-колесах, а во всех силовых частях контроллеров BLDC двигателей. В английской терминологии его называют bus capacitor. Назначение этого конденсатора - поглощать высокочастотные выбросы, возникающие при работе ключей контроллера BLDC двигателя. Более подробно о принципах работы контролера (и в том числе о назначении конденсатора) можно ознакомится в работе Design and Prototyping Methods for Brushless Motors https://dspace.mit.edu/handle/1721.1/61599 Считать же, что конденсатор контроллера BLDC может дать какой-либо значимый вклад как источник дополнительной энергии при пиковой нагрузке - заблуждение.

2. Про максимальный ток разряда. Да, производители рекомендуют до 2C, что для вашего аккумулятора составляет 22А. Но это не значит, что физически аккумулятор не может выдать больший ток.

Edited at 2016-10-17 08:31 (UTC)

  • 1