Научно-популярно о космосе и астрономии

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Спутник на веревочке или космические тросовые системы
lozga
Когда разговор заходит о космических тросовых системах, обычно вспоминают космические лифты и другие циклопические конструкции, которые, если и будут построены, то в очень отдаленном будущем. Но мало кто знает, что эксперименты с развертыванием тросов в космосе проводились неоднократно, с разными целями, и последний по времени закончился неудачей в начале февраля этого года.

01.jpg
"Джемини 11", соединенный тросом с мишенью "Аджена", фото NASA.

Как на HTV-KITE трос в трюме отрубили


02.jpg
Эксперимент HTV-KITE в представлении художника, фото JAXA

27 января от МКС отстыковался грузовой корабль HTV-6. Но вместо того, чтобы сразу отправиться в последний путь в огненные объятия атмосферы, корабль перешел на более низкую орбиту 360х370 км. На ней HTV-6 никак не мог помешать МКС. Ожидалось, что в течение 24 часов после отстыковки грузовик развернет семисотметровый трос и приступит к недельной программе экспериментов. Но, по сообщениям СМИ, наземный центр управления полетами не смог получить подтверждение отделения концевого груза от корабля - похоже, что как минимум один из четырех замков не раскрылся. Для проверки отделения инженеры хотели использовать специально установленную камеру и встроенные оптические приборы системы сближения и стыковки. Японское космическое агентство не выпускало официальных обновлений о состоянии эксперимента, но по интервью его представителей СМИ, подтверждение отделения концевого груза так и не было получено. Полет корабля продлевать не стали, поэтому в субботу наземный ЦУП передал команду на перерезание троса, чтобы возможно развернутый трос не мешал операциям по сходу с орбиты. Если бы трос хотя бы сдвинулся с места, то после перерезания его бы заметили как отдельный объект средства контроля космического пространства. К сожалению, ничего нового на орбите не было зафиксировано, что означает, что груз действительно не отделился от корабля. А что, собственно говоря, хотели проверить в эксперименте HTV-KITE?

03.jpg
Оборудование эксперимента HTV-KITE, фото JAXA

Идея эксперимента была очень красивой. На грузовой корабль устанавливался металлический трос длиной 720 метров с концевым грузом массой двадцать килограмм. Пружинный толкатель должен был обеспечить начальную скорость размотки в 1 метр в секунду. На концевом грузе были установлены отражатели, которые были бы заметны дополнительной камере и штатной оптической системе сближения и стыковки корабля. Именно возможности системы стыковки определяли максимальную длину троса - инженеры хотели точно знать положение концевого груза и расстояние до него. После достижения длины в 710 метров должен был включиться механический тормоз, который бы остановил размотку троса. Полностью развернутый металлический трос со специальным проводящим покрытием стал бы очень длинным проводником и смог бы взаимодействовать с магнитосферой Земли. И тут наступало самое интересное. Катод с полевой эмиссией должен был создать разность потенциалов между грузом и кораблем. От этого по тросу начал бы течь ток, который, взаимодействуя с магнитным полем Земли, должен был вызвать силу Лоренца, тормозящую корабль и груз.

04.jpg

В результате должна была получиться простая, не требующая контроля за ориентацией в пространстве и потребляющая минимум энергии система для свода с орбиты космического мусора. В общем случае движение тока в тросе можно обратить и разгоняться, поднимая орбиту за счет траты электричества, но японских инженеров интересовал только спуск с орбиты. Расположение приборов и их работа наглядно показаны на ноябрьском видео от JAXA. Там только японский текст, но по картинкам практически все понятно.



Незаметная тяжесть на "Джемини 11"



05.jpg
Мишень "Аджена" после отделения троса. Фото NASA

Исторически первым был эксперимент на "Джемини 11" (астронавты Пит Конрад и Ричард Гордон) в сентябре 1966 года. Одной из второстепенных задач миссии было вручную подцепить тридцатиметровый трос к мишени "Аджена" и, после отстыковки, посмотреть, как поведут себя два связанных объекта на орбите. Сначала пилотировавший "Джемини" Конрад попытался ввести связку в режим гравитационной стабилизации, чтобы мишень была внизу, корабль - наверху, а трос - натянутым. Но это не получилось - при попытке разойтись на 30 метров начинались колебания. Зато задача создания небольшой тяжести вращением связки никаких проблем не вызвала. Изогнувшийся сначала трос выпрямился, и, поворачиваясь на 55° в минуту, связка создавала 0.00015 (по другим данным 0,00078) g. Человек этого не ощущал, но плавающие по кабине вещи постепенно осели на дно капсулы.

06.jpg
Связка "в работе", трос натянут. Фото NASA

Кроме фотографий астронавты снимали видео, и на нем хорошо видны и колебания и вращение (с 10:45)



Сложный план "Восхода"


07.jpg
Схема тросовой системы "Восхода"

Гораздо более сложную схему разрабатывали в СССР для одного из полетов корабля "Восход". После выхода на орбиту и отделения от третьей ступени корабль оставался бы привязанным к ней тросом. Затем ступень должна была включить твердотопливные двигатели для расхождения со скоростью 10 метров в секунду. Для гашения возможных колебаний на ступень собирались поставить свою система управления с двигателями ориентации (у корабля она была изначально). Отойдя на километр, ступень тормозила бы разматывание троса и включала еще один набор двигателей для раскрутки со скоростью 2 оборота в минуту, создавая тяжесть в 0,003 земной. Затем на корабле активировалась бы система перецепки, разворачивающая корабль, чтобы космонавтов ускорение прижимало к креслам, а не наоборот. Ну и наконец, для создания лунной гравитации, лебедка бы подтягивала трос, уменьшая длину связки, и, по закону сохранения момента импульса, ускоряя вращение. Но в космос эта конструкция не полетела - корабли "Восход" прекратили летать после длительной миссии "Космос-110" с собаками, а на "Союз" систему перенести не получилось, так что в итоге проект был закрыт.

Неудачи амбициозного TSS-1


08.jpg
Эксперимент TSS-1 в представлении художника, фото NASA

Эксперименты с тросами в NASA и итальянском космическом агентстве предлагались еще в 1970-х годах, но дозрели до практического воплощения только двадцать лет спустя. В 1992 году для проверки стабилизации методом гравитационного градиента, а так же изучения околоземной плазмы и процессов, которые будут происходить на концевом грузе и в тросе, в космос отправился шаттл "Атлантис" (миссия STS-46). По плану трос должен был развернуться на целых двадцать километров, но этого не удалось сделать. Размотка троса застряла на 78 метре, затем, когда проблему устранили, трос снова застрял на 256 метрах, и продвинуть его дальше не получилось. Но полученные на такой небольшой базе данные оказались многообещающими, и эксперимент повторили на на шаттле "Колумбия" в 1996 году на миссии STS-75.

09.jpg
Самое начало размотки троса, фото NASA

Сначала все шло хорошо, и, очень медленно, трос размотали уже до 19 километров из плановых двадцати, аппаратура фиксировала в три раза больший ток, чем ожидалось по расчетным моделям, но тут трос внезапно порвался. Потом, уже на земле, выяснилось, что в процессе размотки стали лопаться газовые пузырьки в изоляции кабеля троса. Освободившаяся атмосфера рядом с проводником с напряжением 3500 вольт стала плазмой и замкнула трос на ферму экспериментального оборудования. Получившееся короткое замыкание расплавило участок троса, порвав его. Несмотря на формальную неудачу, за время размотки троса было собрано очень много интереснейших данных - физика поведения тросовых систем, данные о плазменном окружении и разности потенциалов в тросе.

Видео эксперимента (с 2:45).



Бомба на тросе и выживание на привязи


10.jpg
Эксперимент SEDS в представлении художника, фото NASA

В 1993 и 1994 годах NASA провело три успешных эксперимента, добавив тросовые системы к верхней ступени ракеты-носителя Delta-II. Трос начинал разматываться после отделения основной полезной нагрузки, когда ступень становилась бесполезным мусором. В экспериментах SEDS и SEDS-2 разматывался трос длиной 20 км. Груз выдвигался вниз, поэтому, из-за эффекта гравитационного градиента, связка начинала вращаться, сохраняя вертикальное направление на центр Земли. Из-за вращения скорость груза относительно Земли была меньше, чем скорость ступени, поэтому, когда трос обрезался, груз переходил на траекторию схода с орбиты, а ступень поднималась чуть выше. В первом эксперименте расчет оказался точным, и специально направленный в предполагаемое место падения груза сотрудник смог заснять его сгорание в атмосфере. Во втором эксперименте груз не стали сбрасывать. Он оторвался вместе с куском троса спустя три дня, а оставшийся обрывок вместе со ступенью летали еще несколько месяцев. И, наконец, в третьем эксперименте PMG, при помощи сравнительно короткого пятисотметрового троса, была успешно проверена возможность как извлекать электричество из магнитосферы, тормозясь, так и разгоняться, подавая энергию в трос.

В 1996 году технический демонстратор TiPS развернул трос длиной 4 км, на котором два спутника летали вокруг Земли целых десять лет, в пять раз превзойдя расчеты. Эта миссия показала, что быстрый обрыв SEDS-2 был, скорее всего, случайностью, и на тросе можно летать долго. Но последующему эксперименту ATEx не повезло - из-за неожиданного поведения троса при размотке он был аварийно сброшен после всего лишь 18 метров.

Эксперимент Европейского агентства YES в 1997 году даже не приступил к разматыванию троса из-за того, что был выведен на неподходящую орбиту. Зато десять лет спустя YES2 стал очень интересным экспериментом, закончившимся успехом, пусть и по косвенным данным.

11.jpg
Размотка троса YES2 в представлении художника

На российский научный аппарат "Фотон-М3" была установлена небольшая капсула "Фотино" с теплозащитой.

12.jpg
Слева - команда разработчиков, справа - размещение капсулы на "Фотоне-М3"

Трос должен был разматываться в два этапа - 3400 метров и 31,7 километров. После полной размотки троса он был бы обрезан, и "Фотино" отправился бы на посадку в определенный район Казахстана. Однако после эксперимента спускаемый аппарат найти не удалось. Данные с лебедки были повреждены из-за неверной работы оборудования, но, когда их расшифровали, удалось установить, что трос все-таки был размотан на полную длину и сброшен в нужный момент времени. "Фотино" не нашли на орбите, а "Фотон-М3" получил ожидаемое ускорение, и его орбита немного поднялась. Значит, "Фотино" успешно сошел с орбиты по правильной траектории. Что с ним стало дальше - неизвестно. Он мог сгореть в атмосфере (капсула тоже была экспериментальной) или утонуть в Аральском море (траектория проходила недалеко). Но, несмотря на потерю спускаемого аппарата, эксперимент прошел успешно, а рекорд длины троса не побит до сих пор.

13.jpg
Траектория "Фотино" на тросе по расшифрованным данным. Справа гора Эверест для масштаба. Фото ЕКА

Анимация миссии. Реальная траектория на рисунке выше совпала с ожидаемой.



Кубсаты не отстают


14.jpg
Эксперимент MAST в представлении художника

Небольшие и сравнительно дешевые кубсаты стали привлекательными носителями для тросовых экспериментов, но миссии пока что заканчиваются авариями. В очень интересном эксперименте MAST должны были использоваться три наноспутника - два расходились на расстояние 1 км на тросе, а третий должен был бы по нему ездить. К сожалению, после выведения на орбиту удалось установить связь только с третьим спутником, и, несмотря на программное обеспечение, которое должно было развернуть трос даже при отсутствии связи, он был выпущен только на один метр вместо километра. Японский эксперимент STARS в 2009 году тоже не смог выпустить трос из-за отказа механизма блокировки. В последующем эксперименте STARS-II не удалось получить подтверждение выпуска троса. С одной стороны, связка из двух кубсатов сошла с орбиты быстрее, чем другие кубсаты, выведенные той же ракетой. С другой стороны, телескопическая фотография с Земли показывала их одним объектом, а не двумя. И, наконец, у эстонского наноспутника ESTCube-1 в 2013 просто не получилось размотать трос.

Российские планы, отмененные и нет


15.jpg
Иллюстрации к российским проектам, фото РКК "Энергия"

Во второй половине 90-х годов в РКК "Энергия" разрабатывались проекты тросовых систем с использованием орбитальных станций - "Трос-1", "Трос-1А". В первом эксперименте хотели связать тросом длиной 20 км станцию "Мир" и корабль "Прогресс". Спустя некоторое время, трос бы обрезали, "Прогресс" перешел бы на более низкую орбиту, а "Мир" - на более высокую. В эксперименте "Трос-1А" длину троса хотели увеличить до 50 км, в этом случае "Прогресс" сошел бы с орбиты, а "Мир" поднялся бы на 10 км и сэкономил 400 кг топлива на поддержание орбиты. Кроме этого совместно с Европейским космическим агентством разрабатывался проект "Tpoc-Rapunzel". Ни один из этих проектов не был реализован. Однако идею тросов в космосе не выбросили совсем. Оказывается, в планах российского сегмента МКС числится эксперимент "Трос-МГТУ" с развертыванием троса длиной 5 км с "Прогресса". Эксперимент был включен в план в 2009 году и планировался в 2016. К сожалению, после 2014 года новостей по нему нет, но и информации об его отмене мне тоже найти не удалось.

Очень прикладной волчок


Простые конструкции с небольшими грузами и очень короткими тросами широко применяются в космонавтике для замедления или остановки вращения. Дело в том, что стабилизация вращением - это очень простой и часто используемый способ поддержания нужного положения в пространстве. Но для работы инструментов типа фотоаппарата вращение лучше остановить или, как минимум, замедлить. Для этого используется закон сохранения момента импульса - если с вращающегося спутника или ракеты начать разматывать в стороны тросики с грузом, то его вращение замедлится.

Наземный эксперимент.



На геофизической ракете (с 1:26).



Пройти по ниточке


В целом, использование тросов в космонавтике может быть полезным. Эксперименты показали, что с их помощью можно изучать магнитосферу Земли, строить ориентацию по гравитационному градиенту, сводить с орбиты космический мусор, вырабатывать электроэнергию или, наоборот, разгоняться, чтобы поддерживать или повышать орбиту. В то же время, пока что приоритет тросовых систем достаточно низкий, эти задачи решаются другими, привычными путями. Маргинальность технологии, как это случилось, например, с дирижаблями или автожирами, привлекает разнообразных фриков, которые думают, что нашли в тросовых системах светлое будущее космонавтики и создают нереалистичные прожекты вроде системы Земля - Луна с базой на Луне и тросовыми пращами на орбитах обоих небесных тел. Требуемые инвестиции в подобные проекты на порядки превышают то, что человечество готово потратить на космос, поэтому в ближайшие десятилетия их воплощения ждать не стоит. А вот экспериментальные тросовые системы точно будут запускаться и дальше, и, возможно, кроме систем остановки вращения появятся и небольшие прикладные системы со сравнительно простой механикой и не очень длинными тросами.

Я в социальных сетях:
Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube

attentioneer.jpg

Записи из этого журнала по тегу «облегчение доступа в космос»


промо lozga ноябрь 4, 2014 17:00
Разместить за 20 жетонов
Привет! Добро пожаловать в блог, посвященный популяризации космонавтики, астрономии, и, шире, науки и прогресса человечества. Если вы зашли ко мне впервые, рекомендую почитать длинные серии постов по тегам: Серия "Незаметные сложности космической техники". Рассказы о том, как и почему ракеты и…

  • 1
Спасибо большое за интересную подборку. Вот зарядить бы такой спутник около планет-гигантов и планет с магнитным полем, глядишь и РИТЭГ-ов не понадобилось бы... :)

И тут наступало самое интересное. Катод с полевой эмиссией должен был создать разность потенциалов между грузом и кораблем. От этого по тросу начал бы течь ток, который, взаимодействуя с магнитным полем Земли, должен был вызвать силу Лоренца, тормозящую корабль и груз.
Думал это интересная олимпиадная задача по физике, а оказывается прикладная. ))

Халявы нет, за такое электричество надо платить потерей скорости. Но есть и реальный плюс - можно менять орбиту без затрат топлива.

Да, прикладная, даже в реальности проверяли.

Прошлым летом изучал космический аппарат STEX, одной из полезных нагрузок которого была аппаратура эксперимента ATEX. Возможно, его обзор (больше, конечно, посвященный двигательным установкам) будет вам интересен: http://voenny.livejournal.com/285387.html

А теперь представьте, что этот трос отрывается от спутника и падает на Землю...

Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal России! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Интересный материал, но основной эффект я понял целесообразен для стягивания хлама с орбиты.

Один из вариантов, смотрите последний абзац.

>минимум один из четырех замков не раскрылся.
Может я ошибаюсь, но не оставляет ощущение что для успешного освоения космоса не хватает в т.ч. и обычной надежной механики.
Замок стоит, наверно, тысяч 500 долларов, тестирован сто раз - и не раскрылся.


Это японцы, у них мало опыта, нет сформированной Школы космического проектирования.

начинать с ОРБИТООБМЕННЫХ ПРАЩЕЙ! Все остальные КТС не

ЭФФЕКТИВНЫ!

Вот две последовательных картинки движения. Они увеличиваются, если кликнуть на них
ВСЕ СПУТНИКИ И ПРАЩА ДВИЖУТСЯ ПРОТИВ ЧАСОВОЙ СТРЕЛКИ




пр си.png

Праща (серый кружок на красно-пунктирной орбите)
и два обменных спутника равных масс на высокой и низкой орбитах
одновременно сходятся в общем перигее, где и происходит одновременно два обмена:
спутники с орбит (белые линии) переходят на пращу,
а те, что были у неё на концах выходят на те же белые орбиты

в следующий одновременный проход точки обмена
процедура повторяется,
только теперь уже спутник с пращи, который раньше был на низкой круговой орбите (зелёный),
окажется на высокой эллиптической!
Итого: его скорость в перигее увеличится на 1700 м/с! (удвоенная скорость вращения пращи, равная 850 м/с)
И наоборот: жёлтый спутник потеряет в скорости 1700 м/с и окажется на орбите зелёного

Высота апогея высокой эллиптической орбиты, считая от центра Земли,
тут в 3,3 раза больше высоты перигея,
а длина большой полуоси орбит отличеется в (3,3+1)/2= 2,15 раза,
т.е. полная (отрицательная) энергия спутников отличается в 2,15 раза!
Сравните -30 МДж/кг, и примерно -15 МДж/кг!!!

Мы на 15 МДж/кг изменяем энергию спутника какой-то пращой с массой троса того же порядка, что и масса спутника, если трос делать из Зайлона или Дайнемы, то масса "хвоста"= массе спутника при запасе прочности =2!



И ещё! за один проход точки обмена можно провести НЕ ОДНУ пару обменов, А НЕСКОЛЬКО!!!

Тогда это будет уже не точка, а протяжённая по орбите область обмена,
отрезок длинной V*T/2*N,
где V - орбитальная скорость пращи в перигее = круговой + 850 м/с
T - период вращения пращи (порядка 6-60 секунд, тогда перегрузка на концах будет 90 же или 9 же, а длина "хвоста" от ЦМ пращи до концов 850 м или 8,5 км)
N - число обменов за один проход.


ДАЛЕЕ ПРОДОЛЖАЕМ СИСТЕМУ ДО ЛУНЫ - ЭТО +5 ТАКИХ ЖЕ ПРАЩЕЙ НА ПРОМЕЖУТОЧНЫХ ОРБИТАХ,
И ИСПОЛЬЗУЕМ БЕСКОНЕЧНЫЙ РЕСУРС ЛУННОГО ВЕЩЕСТВА ДЛЯ БАЛЛАСТА
Система начнёт работать бесконечно и практически бесплатно снабжать нас ресурсами для развития туристической космонавтики и строительства баз на Луне и космических поселений на НОО

И ВЫ ЕЩЁ МЕДЛИТЕ? ПРЕДЛОЖЕНО 12 ЛЕТ НАЗАД!

Естественно, мой проект был объявлен в 2007 году "Вредным для России, и это без всякого сомнения, так как ошибок нет и схема рабочая, но это закроет все наши проекты, если (не дай бог) Путин узнает, что это можно сделать, то он деньги со всех проектов перекинет на этот. Но у США денег больше и они опять перегонят и победят РФ в новой космической гонке. Вам это надо?"

Что только не придумают российские начальники, чтобы ничего не менять. И никогда не уйти на пенсию! Так и будут рулить отраслью не приходя в сознание хотя бы даже из реанимации, как генсеки ЦК КПСС)))

Вот чем заканчивается массо-обменная дорога на Луну:
ЭУ.jpg

и до кучи)
ЭУ.jpgЭУ.jpg
кликайте на картинки. Последняя элементарно поясняет принцип ОРБИТООБМЕНА

Edited at 2017-02-13 09:55 (UTC)

Так предложите идею американцам, в чем проблема?

Спасибо за рассказ!
Насчет изменять орбиту за счет затрат электричества, а не реактивной массы раньше не задумывался.
А какова тяга у такой системы в сравнении с, например, ионным двигателем подобной массы?

По данным TSS-1R посчитали, что на 0,7 Ньютона тяги нужно 175 киловатт. Так что тяга сравнима. Но халява же.

"полностью развернутый металлический трос со специальным проводящим покрытием" — имелось ввиду "непроводящим"?

Как это ни странно выглядит, написано, что проводящим:

The KITE Tether has a total length of 720 meters and consists of a thin aluminum and stainless steel wire coated by a material possessing favorable electrical conductivity.

Особенно за это:... что нас много))))))

"Маргинальность технологии, как это случилось, например, с дирижаблями или автожирами, привлекает разнообразных ФРИКОВ, которые думают, что нашли в тросовых системах светлое будущее космонавтики и создают нереалистичные прожекты вроде системы Земля - Луна с базой на Луне и тросовыми пращами на орбитах обоих небесных тел."

Оказывается, я не один: нас ФРИКОВ много: Сидоров Игорь Михайдович - уже умер, но признан Роскосмосом, Белецкий и Успенский - наверно выжили по старости из ума)
по мнению автора, что не беспочвенно в принципе:

Успенский Георгий Романович
уважаемый профессор, но немного забыл закон сохранения момента импульса
или его опроверг)

Человеку за 80, но где-то в 75 он предложил
построить на орбите вокруг луны станцию-канат массой 200 тонн только у каната длинной 5000 км!

Причём этот канат должен иногда в процессе циклограммы работы ТС стягиваться практически в точку. По закону СМИ канат разорвёт гораздо раньше)
но профессору виднее!

Кто же ещё, кроме меня эти фрики?
Чувствую, что этот камень в мой огород, ведь космические пращи предлагаю практически я один! КТО ЖЕ ЕЩЁ? Все предлагают космические маятники и лифты!

В общем неплохой пример дифомации от данного кота:
повесить старческие грешки Успенского и других
на Растолковского и объявить, что ОРБИТООБМЕН невозможен

Этот ветер дует из известных начальственных кабинетов - тех, кого ОРБИТООБМЕН отправит на пенсию.

Интересно, понимает ли это Синий Кот?
Зелёный Кот понял, и вообще меня забанил для надёжности)))


Edited at 2017-02-13 12:22 (UTC)

Метательная космонавтика - переход на космическое сыр

Весело вы теперь отрицаете возможности космических пращей,
а про "метательную космонавтику" понятную и детям - уже после этой лжи некогда и разговаривать

(без названия)

картинки здесь
http://www.nn.ru/user.php?page=gallery&user_id=220791&MFID=88729

текст читать со слайдов
http://www.nn.ru/user.php?page=gallery&user_id=220791&MFID=79466

в качестве введения, как пращами бросить груз с Луны к Земле
и придать ему необходимую скорость 2520 м/с:

кликайте и для чтения увеличивайте до удобного размера



Edited at 2017-02-13 14:20 (UTC)

Оспадя, и тут этот дятел. :(
Княгиничев, ты уже реально утомил. Неужели ты реально не понимаешь, каким сказочным долбоёбом ты выглядишь?
Ты даже не фрик, а просто придурок. Твои схемы в лучшем случае вызывают желание покрутить пальцем у виска, а в худшем - желание пристрелить тебя из жалости.
Построй уж наконец себе пращу, раскрутись в ней и убейся об Луну.

Змей всё сказал.

Т.е. создателей фильма "Гравитация" можно частично реабилитировать с вопиющей сценой "отпусти трос", будем считать что электричество непреодолимо щекотало пятки :)

Это маловероятно

Я думаю, в любом космическом скафандре в его оболочках обязательно есть или тонкий слой фольги для отражения всяких излучений, или электрическая проводка от всяких датчиков, или что-то ещё проводящее ток лучше человеческой кожи, например, в трубках с водой для охлаждения организма циркулирует что? Вода и вряд ли дистиллированная!

Так что электрический пробой вряд ли пройдёт по телу, но вероятность небольшая есть - человеческий фактор, он такой: создатели того скафандра, если они выросли из читателей журналов зелёного или синего котов, могли из страстного минимализма в отношении сложности бытия и не такое отчебучить)

Раз уж тут все начали свои идеи высказывать, то напишу уж я, чего уж тут. Как говорится, на людей посмотреть, себя показать :)

С помощью тросовой системы можно более эффективно разгонять космические аппараты до больших скоростей. Идея проста -- разводим на длинном тросе два спутника, один лёгкий -- полезная нагрузка, второй тяжёлый -- просто deadweight масса. Скажем, 100кг и 10000кг. И постепенно раскручиваем их вокруг общего центра масс в нужном направлении. Во время закручивания двигатели включаются так, чтобы орбита центра масс поднялась, желательно не увеличивая перигей, а только экцентриситет. Потом, в строго определённый момент, в точке перигея, мелкий спутник отцепляется и летит по своим делам в глубокий космос.
Второй, тяжёлый спутник, потеряв импульс, возвращается на исходную орбиту, готовясь к следующим приказаниям.

Конечно, энергии придётся затратить больше, чем в обычной схеме, так как мы разгоняем не только полезную нагрузку, но и deadweight. Хотя тут чем больше разница масс, тем лучше.
Преимущества в том, что для раскручивания можно использовать высокоэффективные двигатели (ионные, плазма, и всякие маргинальные), которые будут медленно накапливать энергию для изменения орбиты в энергии вращения. Возможно, имеет смысл и не оставлять двигатель с полезной ступенью, а оставлять вместе с deadweight. И расстыковка производится в перигее, используя по максимуму эффект Оберта.

Имхо, вполне годная идея, что ЖЖ думает по этому поводу?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account