Научно-популярно о космосе и астрономии

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
«Лин Индастриал» не сдается
lozga
Вчера в ЖЖ руководителя "Лин Индастриал" Александра Ильина появился пост с новостями о планах компании. После декабрьской аварии и таинственного молчания любые новости из отечественного ракетного стартапа ценятся чуть ли не на вес золота. Давайте попробуем попытаться проанализировать новую информацию.

01.jpg
Новый вид ракеты-носителя "Таймыр", новый двигатель и стационарный стенд, графика "Лин Индастриал"

Тайны раскроют не скоро


Прежде всего, обращает на себя внимание отсутствие какой бы то ни было новой информации о декабрьском инциденте. На мой взгляд, гласность в таких случаях скорее помогает, чем мешает, но "Лин Индастриал" могут действовать, как им говорит, например, адвокат. Юридический мир живет по своим правилам. После того, как я прочитал, что юристы Russia Today советуют никак не комментировать задержание в США их журналиста, лично мне эта версия кажется достаточно убедительной. Но в таком случае полное видео аварии и прочие интереснейшие материалы мы увидим еще не скоро - разбирательство в суде длится месяцами. Жаль.

"Черная стрела" встречает "Электрон"


02.jpg
Новая версия ракеты-носителя "Таймыр", графика А. Шлядинского

Главная новость - изменение проекта сверхлегкой ракеты-носителя "Таймыр". Если прошлая версия была похожа на маленькую "Ангару" с несколькими универсальными ракетными блоками и одним двигателем на каждом, то в новом варианте собираются реализовать классическую схему последовательного расположения ступеней. На первую ступень планируется установить 12 двигателей собственной разработки тягой 500 кг. На вторую - один двигатель тягой 500 кг с высотным соплом. И на третью - небольшой твердотопливный двигатель. Грузоподъемность ракеты-носителя оценивается в 20-30 кг на низкую орбиту, это один микроспутник или до трех десятков кубсатов. В качестве топливной пары планируется использовать концентрированную перекись водорода и керосин. С точки зрения грузоподъемности, компоновки и выбранного топлива получается вылитая британская ракета-носитель Black Arrow ("Черная стрела").

03.jpg
Black Arrow, фото Wikipedia

"Черная стрела" была единственной британской космической ракетой-носителем, запускалась 4 раза (2 суборбитальных пуска и два орбитальных, из которых последний был успешен) в 1969-1971 годах и могла вывести на низкую орбиту до 135 килограмм. Увы, в 1971 году о наноспутниках не было и речи, и такая низкая грузоподъемность в итоге поставила крест на проекте. Black Arrow использовала такую же топливную пару перекись-керосин, несколько сравнительно маломощных ЖРД и твердотопливный двигатель на третьей ступени.



В то же время, в проекте "Таймыр" не обошлось и без новомодных решений. Если в прошлой версии компоненты должны были подаваться в двигатель вытеснительной подачей, то есть давлением газа наддува из отдельного бака, то в новой версии предполагается использовать электрические насосы и литий-ионные батареи для их питания. Эта идея реализуется в частной сверхлегкой ракете-носителе Electron, которая должна будет впервые полететь уже в этом году.

04.jpg
РН Electron, фото: Rocket Lab

Разработка электрического насоса гораздо легче, чем создание турбонасосного агрегата, а масса двигателей получается сравнимой.

Кругом гадость


Что же касается топлива, то после декабрьской аварии в интернете увеличилось количество диванных ракетных конструкторов, многие из которых осуждали выбор топливной пары "перекись-керосин". Проблема в том, что ракетное топливо должно содержать в себе много энергии и активные окислители этой энергии, иначе ракета никуда не улетит. Поэтому приходится использовать всякую неудобную в работе гадость. Жидкий кислород холодный, перекись водорода имеет гнусную привычку саморазлагаться, азотная кислота производит ядовитые пары. Лично я бы со своего ракетного дивана выбрал, наверное, азотную кислоту, потому что на ней летал мой любимый OTRAG, и ее же довольно успешно использовали пионеры ракетной техники. Но на самом деле вопрос здесь стоит в несколько другой плоскости. Если соблюдать правила, то можно успешно работать с пренеприятнейшей отравой типа несимметричного диметилгидразина и успешно летать на ней десятилетиями (привет, "Протон"). А если нарушать технологию и не думать о безопасности, то можно взорвать стенд и погубить людей при испытаниях без зажигания, только на окислителе, как это было у Virgin Galactic в 2007. Так что если "Лин Индастриал" будет соблюдать технологию и меры безопасности, то сможет успешно летать на чем угодно.

Новый двигатель


05.jpg
Модель двигателя, графика "Лин Индастриал"

Еще одно изменение - новый двигатель на 500 килограмм тяги будет использовать регенеративное охлаждение вместо абляционного. В нем появится полноценная рубашка охлаждения, по которой перед попаданием в камеру сгорания будет проходить один из компонентов (в данном случае почти наверняка керосин) и охлаждать двигатель. Камеру сгорания собираются изготовлять методом селективного лазерного спекания (фактически 3D-принтер, только по металлу).



А давление в камере сгорания собираются довести до 60 атмосфер, столько же, сколько у двигателей РД-107/108 для РН "Союз". Меняя тип охлаждения, "Лин Индастриал" идет по пути Илона Маска, который тоже сначала хотел делать абляционное охлаждение, но потом перешел на регенеративное. Парадоксально, но более технически сложное регенеративное охлаждение привычно и освоено, а абляционное может потребовать изыскания новых материалов и дополнительных исследований.

Двигатель на 500 кг тяги не будут делать сразу. Сначала хотят создать технологический демонстратор на 100 кг тяги и испытать на новом стенде. После декабрьской аварии от идеи мобильного стенда "Лин Индастриал" отказалась и теперь ищет место под стационарный.

06.jpg
Модель стенда, графика "Лин Индастриал"

Из-за дороговизны земли в Москве и области, вполне серьезно рассматриваются варианты создания стенда на юге России или даже на Кипре.

Увы, но из этих новостей следует один не очень приятный вывод - новые испытания "Лин Индастриал" проведет не скоро. Навскидку, разработка и создание двигателя и строительство стенда займет не меньше года и только после того, как на это найдут деньги.

Проклятый вопрос


Хорошо, что денежный вопрос поднимается в посте. Точнее, в финансовом положении "Лин Индастриал" нет ничего хорошего, но хорошо, что нам об этом честно говорят. С одной стороны, по словам Александра, договоренности с инвесторами в силе, и они даже согласились выделить дополнительные деньги весной, но конкретно сейчас на продолжение работ денег нет, а на создание летом производственной базы и стенда дополнительно потребуются в разы большие ресурсы. Оценка требуемых инвестиций до первого пуска составляет примерно 400-500 миллионов рублей, а, учитывая, что сам Ильин пишет про ошибочное занижение прошлых смет, это число можно смело умножать на два. Найдутся ли инвесторы на миллиард рублей? Увы, это неизвестно.

Если вы хотите поддержать "Лин Индастриал", это можно сделать, купив их сувенирную продукцию. Также, они распродают оказавшееся лишним после переезда оборудование.

Заключение


Декабрьские события нанесли крайне серьезный удар по российскому ракетному стартапу. Даже не учитывая прямые потери времени и денег, изменения в проектах потребуют дополнительных расходов. И если в 2016 году можно было надеяться на новости о запусках все более мощных и тяжелых летающих стендов "Лин Индастриал", то в 2017 году, похоже, компания будет заниматься только бумажной работой и рисованием чертежей на компьютере. Да, конечно, можно найти положительные стороны в том, что команда не сдается и полна решимости двигаться дальше. И, если выбранная дорога была неверной, то хорошо, что по ней не успели уйти далеко. Но положение компании все равно достаточно сложное, и облегчит его разве что чудо, когда с неба свалятся инвесторы с мешками денег. Буквально на днях вышла грустная история провала стартапа Yaliny, собиравшегося раздавать интернет со спутников, из которой, как мне кажется, я вынес рациональное зерно. Если сейчас у "Лин Индастриал" есть свободное время, стоило бы попробовать проработать резервный путь самостоятельного заработка существующей командой, на тот случай, если путь стартапа не получится реализовать из-за отсутствия инвесторов. По крайней мере, так сохранится возможность вернуться к космосу, пусть и через годы, заработав на чем-то другом.


Я в социальных сетях:
Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube

attentioneer.jpg

Записи из этого журнала по тегу «частный космос»


промо lozga ноябрь 4, 2014 17:00
Разместить за 20 жетонов
Привет! Добро пожаловать в блог, посвященный популяризации космонавтики, астрономии, и, шире, науки и прогресса человечества. Если вы зашли ко мне впервые, рекомендую почитать длинные серии постов по тегам: Серия "Незаметные сложности космической техники". Рассказы о том, как и почему ракеты и…

Провал Yalini - грустная история?

Здравствуйте, Филипп!

"Буквально на днях вышла грустная история провала стартапа Yaliny, собиравшегося раздавать интернет со спутников, из которой, как мне кажется, я вынес рациональное зерно."
Разве вам не было с самого начала ясно, что Yaliny - это мошенничество и разводилово для инвесторов?
Об этом специалисты в телекоммуникациях (см., Эльдар Муртазин) уже во время первых презентаций писали.

Re: Провал Yalini - грустная история?

Я не люблю сразу обвинять людей в мошенничестве. Это могли быть, например, переоценивающие свои силы энтузиасты, которые, набив шишки, могли бы перейти к более реалистичным и полезным проектам. Собственно говоря, они сейчас пытаются перейти на какие-то прибыльные заказы, но в более болезненной форме.

Edited at 2017-02-21 04:35 (UTC)

Эльдар Муртазин

Про Кипр - это сильно, да.

Re: Эльдар Муртазин

Даже жаль, что Кипр больше не офшор :)

тупик все эти стартапы космические Сильно много надо денег и сильно мала отдача и плюс сложность такова что еще время для частного космоса по большому счету не пришло

и теперь ищет место под стационарный

ага, контейнер на складе рядом с чьим-нибудь домом...

ну это не так и плохо, купить заброшенный участок в ебенях и поставить контейнер.
Все лучше чем в промзоне тайком взрывать.

Рокет Лаб должны в этом году сделать три тестовых и 7 коммерческих запусков Электрона. Первая ракета так и называется - It's a Test :)
https://youtu.be/ZFnTpURe7UI

Сама идея стартапа в ракетостроении выглядит абсолютно утопично, если честно.
Даже у компаний миллиардеров Бэзоса, Маска и Брэнсона по ходу работы возникает куча проблем, срывов графиков и перерасход средств. Несмотря на большой штат квалифицированных сотрудников - от инженеров до юристов.

Это да, космосом правильнее заниматься от щедрот...

Я Лину сразу намекал, а после недавних событий напишу прямо. :) Можно продолжать делать ракету для запуска спутников, но для быстрой и успешной коммерциализации она должна иметь "второй режим" -- лёгкая баллистическая ракета средней дальности на 1000км с массой БЧ ~200кг, но меньше 500кг, чтобы у начальства не было слепой истерики. Ракета должна быть низкотехнологичной, а мотор должен быть максимально совместим с упомянутыми фабрикаторами, чтобы можно было делать на месте. Время сейчас такое, ракеты многим нужны, но не в первую очередь космические. А такой дизайн можно продать заинтересованным лицам, и на полученные средства спокойно заниматься космосом. Поскольку власти сами дают пример подобной деятельности, продавая амам моторы для ракет с военными нагрузками, можно лишь последовать примеру и получить кусок самого большого ракетного рынка в мире. И совсем не нужно об этом писать открыто -- достаточно сделать и показать заинтересованным людям, дальше пойдёт само.

Edited at 2017-02-21 07:04 (UTC)

А за такое точно посадят. Да и идиотизм продавать ракетные технологии нехорошим личностям, которые могут уже их перепродать совсем бармалеям, которые по нам же ими жахнут. Не, нафиг-нафиг, только мирный космос.

Забавно, что сейчас они пишут в проект то, что было очевидным с самого начала

Что маленькие двигатели надо не варить на коленке, а печатать, например. Да и электрические насосы, как бы, довольно очевидное решение (хоть и не бесспорное)

Ну и вопрос, соответственно: а какое преимущество у этой ракеты будет по сравнению с тем-же Электроном?

Никакого, это и с первоначальным проектом Таймыра было так. Расчет судя по всему на то, что рынок кубсатов будет (или уже) огромный, и на всех хватит. Хотя если рынок окажется таким большим, совершенно непонятно, почему Рокет Лабс по мере зарабатывания бабла не удешевлять потихоньку конструкцию Электрона, разворачивая параллельно массовое производство, и таки не сожрать большую часть этого рынка.

Edited at 2017-02-21 08:20 (UTC)

Камеру сгорания собираются изготовлять методом селек

Ммм. А разве прочностные характеристики такого металла не будут намного ниже, чем у полученого традиционной обработкой прокованой блованки?

Это сильно зависит от того, какой у вас газостат для схлопывания дефектов внутри и какой лазер-под-водой для упрочнения снаружи :)

Третья твёрдотопливная ступень снизит точность попадания на орбиту, так как эта вещь управляется одним способом - отключение. Если цель - запустить железку хоть на какую-то орбиту, то сойдет. Для точного вывода на орбиту ракета не годится. Идея подавать топливо электронасосами - вообще идиотизм. Вес батарей будет очень большой. Турбоагрегат сможет спроектировать даже школьник, а эти не могут. Короче ребята просто пилят бабло лохов.

Edited at 2017-02-21 11:35 (UTC)

На твердотопливных двигателях можно точно летать, много верхних ступеней и разгонных блоков твердотопливных. Электрон должен полететь уже в этом году и теоретически способ рабочий. А дальше у вас уже совсем спекулятивные рассуждения начинаются.

Для России оптимальней другой путь - частные проектные бюро из специалистов ракетно-космической промышленности, причем портфель заказов формируется преимущественно по заявкам из нефтегазовой промышленности и т.д. Производство спроектированного оборудования и прочих разработок происходит на предприятиях оборонного комплекса. Такая организация работ позволяет сохранить квалифицированные кадры для оборонки, внедрение части ноу-хау из оборонки в гражданскую промышленность, догружает оборудование оборонки, опять же импортозамещение. Причем такая практика уже реализована и эффективно используется достаточно давно на одном из ведущих предприятий оборонки. Единственно, что препятствует использованию этого опыта - нерентабельность малых РН, мировой опыт показывает - рентабельность начинается с РН масштаба Веги, и если добавить платформу разведения малых спутников на разные орбиты, то получится вполне конкурентная РН .

> Производство спроектированного оборудования и прочих разработок происходит на предприятиях оборонного комплекса.

Это если у вас резиновые сроки и бюджет, плюс ангельское терпение.

Для России оптимальней другой путь - частные проектные бюро из специалистов ракетно-космической промышленности, причем портфель заказов формируется преимущественно по заявкам из нефтегазовой промышленности и т.д. Производство спроектированного оборудования и прочих разработок происходит на предприятиях оборонного комплекса. Такая организация работ позволяет сохранить квалифицированные кадры для оборонки, внедрение части ноу-хау из оборонки в гражданскую промышленность, догружает оборудование оборонки, опять же импортозамещение. Причем такая практика уже реализована и эффективно используется достаточно давно на одном из ведущих предприятий оборонки. Единственно, что препятствует использованию этого опыта - нерентабельность малых РН, мировой опыт показывает - рентабельность начинается с РН масштаба Веги, и если добавить платформу разведения малых спутников на разные орбиты, то получится вполне конкурентная РН .

Первоначальная идея была неплоха, но для ее воплощения нужна промышленная база. Между ракетомоделизмом и созданием полноценной ракеты очень большой шаг. Столь резкая смена концепции - признание того что проект провалился. Другим урок. Российская ракетная и космическая промышленность выпускает много чего, если кто создаст сверхлекий РН, то не ребята в гараже. Недавно сверхлегкую РН на базе метеорологической ракеты попытались запустить японцы, но что-то пошло не так. Кто мешает создать такую ракету? Да никто. Получится дешевле чем у Лина и быстрее. Достаточно использовать типичные серийные компоненты. А вот тут надо считать, недавно индусы поставили рекорд, больше 100 наноспутников на орбиту закинули одним пуском. Что выгоднее? 1-2-3 кубышки за один раз отправить или больше сотни за раз. Если крупные ракетостроительные фирмы не интересуются сверхлегкими РН, то наверное есть на то основания.

Первоначальная идея была неплоха, но для ее воплощения

IMHO, для её воплощения нету "экономического места" - особенно здесь...

А вы кстати в курсе о неудавшемся проекте ВА-2? Керосин-перекись. Вытеснителрная схема. Низкий Рк. Неохлаждаемая КС.
Кстати, я так думаю ЭНА появился в связи охлаждаемой КС. Хз... Мне ВА-2 как нравилась так и нравится :).

Пока маск выиб протоны с коммерческого рынка, а ракетные стартапы из рф даже туда не заглянут.

Не так чтобы совсем, но потеснил здорово. Не он так кто нибудь другой, этого стоило ожидать.

?

Log in

No account? Create an account