Научно-популярно о космосе и астрономии

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Оверинжиниринг в Solowheel Iota
lozga
Написал материал для odno-koleso.com после окончания кампании Solowheel Iota на KickStarter

Говорят, что настоящее мастерство - это вовремя остановиться на пути к совершенству. А когда идет краудфандинговая кампания, и люди, которые уже поддержали деньгами твой проект, просят добавить “ну вот эту мелочь”, остановиться еще сложнее. Проект миниатюрного моноколеса Solowheel Iota собрал 204 тысячи долларов, в четыре раза превысив целевую сумму, но в процессе обзавелся большим количеством дополнительных фич, далеко не все из которых полезны. Предлагаю вашему вниманию обзор того, что разработчик Iota Шейн Чен теперь будет пытаться запихнуть в такое маленькое моноколесо.

e27ade4589899d87f46b79c942624f70_original.png
Solowheel Iota, фото Inventist


Предыстория



24 января изобретатель моноколеса и гироскутера Шейн Чен начал кампанию по сбору средств на сверхкомпактное моноколесо Solowheel Iota.



Целевая сумма в $50 000 была собрана всего за три дня, а за месяц кампании 428 человек отдали $204,594, почти ровно в четыре раза больше. Поставки Iota ожидаются в сентябре этого года. В ходе кампании бекеры активно делились предложениями, как, по их мнению, можно улучшить продукт, и Чен со многими идеями соглашался. В результате маленькое колесо обросло анонсированными фичами как пенек опятами. Эти фичи субъективно поделены на полезные, сомнительной полезности и бесполезные/вредные

Полезные



Водозащита. Вообще, защита от воды должна быть в любом моноколесе. А для такого маленького даже самая мелкая лужа станет серьезным испытанием. У больших колес можно вынести наверх батареи и контроллер и хотя бы минимально изолировать их отдельными отсеками, а в Iota батарея находится, похоже, между колес, что без защиты от воды сделает небезопасным использование устройства в сырую погоду.

Сумка. Несмотря на то, что у Iota есть ручка, сумка кажется полезной идеей. Упаковав колесо в сумку, его потом можно положить, например, в рюкзак и держать руки свободными.

Приложение для смартфона. Эта фича есть уже у многих моноколес, и это очень удобно. Индикаторы заряда, текущего и общего пробега, температуры контроллера и прочих параметров, а также выдача предупреждений о перегреве/разряде батареи - это повышает и комфорт и безопасность езды.

Сомнительной полезности



Ограничение батареи 100 Втч для возможности перевозить в самолете. Как известно, моноколеса, гироскутеры и прочие устройства с литий-ионными батареями большой емкости в самолетах провозить нельзя. Логика этого понятна - в случае проблем с аккумуляторами не хочется получить на самолете сильный пожар, который не тушится стандартными огнетушителями. Но плохо понятно, как сочетается с самолетами основная задача Йоты - доставка ездока “последнюю милю” от/до дома. Разве что ездить по большим аэропортам? Понятно, что в такое маленькое колесо не получится установить большую батарею, но эта фича выглядит скорее как желание выдать ограничение за преимущество.

Индикатор заряда батареи на корпусе. Здесь логика рассуждений следует прямо из конструкции корпуса - маленький индикатор не будет видно, а большой не поместится на корпус. На мой взгляд, проще сделать индикацию в приложении и сигнализацию о низком заряде аккумулятора. Все равно далеко на Йоте не уедешь, а смартфоны есть практически у всех.

Фары и габаритные огни. На больших моноколесах фары и габаритные огни полезны. Но здесь это будет игрушкой. Сколько-нибудь серьезную фару не поставишь, высоко ее не разместишь, Iota пригодна только для хороших дорог и небольших скоростей, где фара особо не нужна.

Защитные бамперы на торцы. С одной стороны, условия эксплуатации Йоты делают специальную защиту ненужной. С другой - резиновые наклейки места много не займут и проблем не создадут. В общем, толку от них особо нет, но и хуже не будет.

Бесполезные и вредные



Датчик присутствия на педалях. В теории такие датчики не позволят укатиться колесу самостоятельно, если с него упали. На практике низкие эксплуатационные скорости Йоты делают падение маловероятным и неопасным, а у колеса нет импульса, чтобы куда-то укатиться. А круглый корпус и небольшой момент инерции из-за маленьких размеров означает, что в случае падения на максимальной скорости колесо покатится кубарем даже в заблокированном состоянии. На мой взгляд, такие датчики будут только зря усложнять конструкцию и служить дополнительным потенциальным местом поломки.

Специальная подвеска. Особенностью Йоты, отличающей ее от почти всех других моноколес, будет специальная система подвески - параллелограмм, которая будет смещать колеса друг относительно друга в крене при повороте, чтобы оба колеса касались земли. Очевидно, идея исходит из проекта двухколесного моноколеса Gyrotrax, которое в 2011 придумал тот же Шейн Чен, наверное, с целью облегчить задачу обучения езде на моноколесе.





Gyrotrax, фото из патента и образец, фото Inventist


Как мне кажется, эта идея является не просто бесполезной, а даже вредной. Маленькому моноколесу не нужна сложная подвеска, она напрасно усложнит и удорожит конструкцию.

Сменная батарея. У некоторых больших моноколес есть возможность замены батареи. Но, судя по опыту пользователей, мало кто берет несколько комплектов батарей и меняет их в дороге. Они занимают место в рюкзаке, не так уж мало весят, и заряжать их можно только установив в колесо, что неудобно. На практике проще взять колесо с батареей, емкость которой отвечает задачам пользователя. А с Iota получается анекдот - батарея на 100 Втч позволит проехать километров десять (легкому пользователю, медленно и в теплую погоду). Такое маленькое колесо идеологически не предназначено для длинных поездок, и сменная батарея теряет всякий смысл. А ее надо выделять в отдельный корпус, менять конструкцию под возможность быстрой замены, опять же усложнять и удорожать проект ради того, что попросили бекеры, похоже, слабо понимающие нишу Йоты.

Блокировка колеса и защита от угона. Огромный плюс моноколеса - его не надо оставлять на велопарковке. Оно прекрасно заносится в магазины и на работу и всегда находится рядом с пользователем. Маленькую Йоту после окончания поездки можно поместить в сумку или рюкзак, что делает эту фичу абсолютно бессмысленной. Но пользователи просили, и Чен, похоже, сдался.

Настройка в приложении, до какого уровня заряжать колесо. Как известно, в моноколесах есть рекуперация. Следовательно, если вы полностью зарядите колесо и попытаетесь на нем ехать под горку, оно будет предупреждать вас об опасности перезаряда. Доля пользователей, которые живут на крутом холме, и нуждаются в зарядке строго в 42%, чтобы сначала спуститься, а потом доехать до места назначения, настолько мизерна, что сложно назвать эту фичу разумной.

Девайс, меняющий стиль езды. После успешного окончания сбора денег было объявлено, что успевшие поддержать проект получат некое устройство, которое будет менять стиль езды на Йоте. Конструкция этого устройства не называлась, но в комментариях упоминалась доска, которую можно будет поставить на корпус, чтобы ноги были впереди и сзади колеса, сделав Йоту ховербордом. На мой взгляд, из этой затеи ничего особо хорошего не получится - мощности мотора вряд ли хватит для комфортной езды, а спортивная ниша ховербордов не сочетается с нишей Йоты.

Заключение



Печально смотреть на то, как достаточно любопытный проект сверхкомпактного моноколеса обрастает ненужными свистелками и дуделками, которые будут повышать стоимость и сложность аппарата, что будет снижать его конкурентоспособность.

P.S. В марте в большинстве городов России снег уже тает, постараюсь писать больше о моноколесах перед началом сезона.

Я в социальных сетях:
Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube

attentioneer.jpg

Записи из этого журнала по тегу «моноколеса»

  • Электросамокат глазами моноколесника

    Год назад я услышал о моноколесах, очень заинтересовался ими, приобрел колесо, научился ездить и катаюсь на нем с тех пор, набрав суммарный пробег в…

  • Электрогибрид ужа с ежом

    Любопытный агрегат представила недавно компания Kiwano, которая раньше делала гироскутеры. Конструктивно это не то одноколесный сегвей, не то…

  • Новый шаг в развитии моноколес?

    В истории технического прогресса есть идеи, которые были очевидны и только ждали возможности реализации на новых технологиях. А есть, наоборот,…

  • Как будут выглядеть наши улицы

    Через несколько лет, когда персональный электротранспорт станет еще популярнее, улицы наших городов будут выглядеть примерно так: Это катается…

  • Маркетинг и реальность моноколес весны 2017

    Не секрет, что производители и продавцы могут приукрашивать характеристики своих товаров, чтобы они выглядели лучше по сравнению с конкурентами.…

  • Электротранспорт, ГИБДД и депутаты

    Удобных, компактных и экологичных сегвеев, электросамокатов, гироскутеров и моноколес на улицах наших городов в 2017 году будет еще больше. Новые…


промо centercigr ноябрь 10, 10:40 5
Разместить за 30 жетонов
Девочка стала жертвой обстрела Еленовки подразделениями ВСУ, которые проводились с завидной регулярностью, и нуждалась в срочной операции. Ранение было серьезным, осколок повредил позвоночник, в результате чего у Вики отнялись ноги. Вика приняла на себя основной удар, в определённый момент…

  • 1
вот мне интересно, почему три-пять почти песплатных светодиодов считаются ненужной фичей, а программирование дополнительного блока (который сам по себе стоит денег) для связи со смартфоном является необходимым? Вообще, все что нужно для езды должно быть автономно, чтобы при протерянном смартфоне (спасибо если не будет обязательным условие определнной модели) колесо не превращалось в плоскую гирю или мину замедленного действия из-за незаметного перегрева.

Если уже считать, то габариты денег почти не стоят, энергии тоже сильно не сэкономят, зато положительно влияют на безопасность вечером.

Главная причина - маленькие не видно, большие мешают, потому что корпус маленький. Да и не такие уж они бесплатные - логика (микросхема), питание на плате под них, провода тоже нужны. А соединение со смартфоном облегчает жизнь но не обязательно.

в 99% случаев на плате всегда найдутся 2-4логических выхода,на которые можно повесить диоды, питание... Мощности там на уровне погрешностей для этого кипятильника, это не телефон где надо учитывать каждый милливатт.А на счет невидно - критичные события запросто дублируются свистком, который стоит копейки в розницу, оптом даже боюсь загадывать.

Соединение со смартфоном - это беспроводной интерфейс (Wi-Fi или Bluetooth), который стоит дороже и потребляет больше, чем микросхема и три-пять светодиодов.
Есть и другой аспект: чтобы проверить заряд колеса на ходу, нужно в одном случае вынуть смартфон из кармана и разблокировать его, в другом - просто бросить взгляд на линейку светодиодов.

Для большинства MCU Wi-Fi и Bluetooth уже как опция (ESP8266), уровень мощности (энергопотребления) устанавливается в программе.
Вангую, что качественные драйверы для управления электродвигателями дороже будут стоить
чем микроконтроллер с Wi-Fi, гироскопами и акселерометрами.

Точно так же можно и управление линейкой светодиодов запрограммировать в самом MCU. На всякий случай через них можно и коды ошибок выводить :)
А драйверы управления электродвигателями здесь вообще ни при чем - индикатор состояния батареи их в любом случае не заменит.

Так то я стоимость компонентов имел введу. Силовая часть конструкции будет самая дорогая.

Быстрая зарядка

Быстрая зарядка - главное, что нужно. Чтоб не по пять часов, а значительно быстрее, пусть и не полностью. Желательно в магазинах и на остановках.

И 100 Втч - мало для неплоского города.

Это же средство подскока последней мили с пробегом 4 км в день максимум. Для нормальных поездок нужны большие колеса и батареи в разы больше.

Что-то я не въехал в эту игрушку.

4 км в день - пешком полезно ходить.

Полезно, но не все хотят. Вместо прогулки можно быстрее попасть на остановку/доехать до дома. Даже с максимальной скоростью в районе 15 км/ч

4км я еще согласТен. Но 2-3км *в сумме* это проще ходить. Мне лично было бы вломы брать с собой такой дивайс ради поездки на работу (это большой рюкзак сначала в мИтро и лектричке, потом еще на работе этот рюкзак будет валятся).

Просто экономия времени слишком мизерная. 1.5км например мне в одну сторону -- чуть более 10 минут по хорошей погоде. Предположим 12 минут. Этот дивайс сэкономит аж минут 7. В сравнении с почти часом д2д до работы -- фигня полная.




Как вообще может работать защита от УГОНА у предмета размером с сумку?

Включение сирены при удалении от владельца далее чем...

А вот почему ни в одном рекламном ролике нет:
1) начала-конца поездки
2) наезда на препятствие

ну и боюсь, что при езде хотя бы по брусчатке в такой позе - умрут суставы.

Насчёт защиты от угона - очевидно, речь идёт о защите от кражи (вместе с сумкой/рюкзаком). То есть, украсть колесо можно, но воспользоваться им вор не сможет.

Моноколеса это какой то культ? Или простите за тупость, просто категорически мозг отказывается понимать зачем все ЭТО, когда уже более ста лет назад изобрели автомобиль?

"4 км в день - пешком полезно ходить."

lozga

"Полезно, но не все хотят. Вместо прогулки можно быстрее попасть на остановку/доехать до дома. Даже с максимальной скоростью в районе 15 км/ч"
Бесполезно, и нормальный человек не хочет идти 4 км просто максимально. Зачем, когда можно это расстояние проехать за 4 минуты, комфортно в любую погоду, потратив топлива на 10 рублей.
"попасть на остановку"- не надо попадать на остановку вообще. Там водятся какие то мутные транспортные средства, типа автобусов и тролейбусов, который ездят редко, очень медленно, и очень дорого.
15 км\ч. блин 15!!!! Это же блин 15!!11 не 100, не 200, а целых 15. Скорость старенького советского велосипеда, типа "Украина", минимум 30-35.
Мой мозг слишком старый и ленивый, что бы понимать скоростя в районе 10-20км\ч. Мне слишком мало осталось жить, что бы ездить с такими скоростями. Вот если бы впереди было бы тысчонка-другая лет...
Конечно, я немного ерничаю, но все равно считаю- подобные ужасные девайсы, могут быть оправданы, только в условиях экстремально загруженного города, с развитой пешеходной инфраструктурой. Либо сугубо интерес фанатов, типа там рыбалки, грибособирательства и прочь.

Автомобиль в городе имеет массу недостатков - требуются парковки, создаются пробки, экология опять же. Для ежедневных поездок на работу и обратно он часто излишен.

спасибо за ответ. Я уточнил в своем комментарии- что моноколесо и подобные девайсы- только для сверх нагруженных автотранспортом городов. Читай- Москва, и Санкт-Петербург (чуть не написал Ленинград :-), потому как он для меня Ленинград- город герой, а я не гражданин РФ).
Но так же, я указал на то- что подобные города, должны иметь выраженную пешеходную инфраструктуру, чего нет, в принципе, на всей руси.
Что до прочего- нет ничего удобней, чем выйти из дома, упасть в кресло, и нажать на гашетку, слава богу, бензин стоит копейки, а газ и того дешевле. Экология? мы вроде живем на 15% суши на планете, составляя менее 3% (либо менее 1%, если считать только русских)от общей массы человечества на планете, при чем занимая весьма неблагоприятный климатический ареал, в котором нормальные люди, и за хорошие деньги, жить не захотят ( пол-года зима, а летом вода в озере такая, что без водки в ней искупаться нереально). Вот есть англосаксы, они титульная нация на планете, пусть и думают за экологию. А нам надо 7-8 месяцев в году (а на подавляющей площади ареала- 12 месяцев в году) топить свои дома, заводы и пароходы :-))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account