Научно-популярно о космосе и астрономии

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Как на самом деле сближались со станцией «Салют-7»
lozga
Неделю назад, рассказывая о спецназе и военной технике в космонавтике, я упомянул историю о танковом дальномере, который использовали для сближения с аварийной станцией "Салют-7". Но, как оказалось, это миф. Со мной связался непосредственный участник тех событий и рассказал, какое именно оборудование использовалось для того исторического полета.

01.jpg
"Салют-7" сразу после ремонта, фото экипажа "Союз Т-13"/Роскосмос

О работе с источниками


Рассказывая об истории космонавтики, часто приходится опираться на какие-то источники, которые могут не согласовываться и даже противоречить друг другу. Приходится оценивать их достоверность, а в худшем случае писать о конфликте информации - "этот источник пишет так, вот этот - наоборот". Почему же я ошибся и ретранслировал миф? Во-первых, уже достаточно давно история с танковым прицелом лежала в моей памяти в разделе "байки" с пометкой "по нескольким хорошим источникам", не противоречила известным фактам о корабле "Союз" и не имела источников, говорящих противоположное. Понятно, что памяти нельзя доверять абсолютно, и, когда я готовил материал, то поискал подтверждающие историю ссылки. И такая нашлась - в статье "Военное применение лазерных технологий" кандидат военных наук, работающий во ФГУП “Рособоронэкспорт”, рассказывал эту историю и даже называл точную модель дальномера. По названию легко находилась фотография и технические параметры. Честно говоря, меня немного удивила масса в 66 кг, но "Союз" летел с двумя космонавтами, а не тремя, и даже под большой и тяжелый прицел теоретически можно было найти место.

Спустя неделю мне написал Анатолий Николаевич Костин, который с 1978 по 1987 год работал в РКК "Энергия", принимал непосредственное участие в тех событиях и рассказал об этой интереснейшей истории на страницах журнала "Эргономист" в 2013 году.

Оборудование и находчивость


Как известно, из-за ошибки наземного ЦУПа станция "Салют-7" оказалась обесточена. Штатное оборудование автоматической стыковки требовало электричества для работы, и нужно было что-то придумать, чтобы спасательная экспедиция смогла сблизиться и состыковаться в ручном режиме. Проблема - баллистики могли вывести корабль на расстояние нескольких километров от станции, а штатная ручная система сближения работала на расстояниях нескольких сотен метров. Пришлось искать какой-то способ впервые в отечественной космонавтике вручную проходить этот этап.

Штатная ручная система сближения и стыковки корабля "Союз" - Визир Специальный Космонавта (ВСК). Это, фактически, перископ, расположенный под ногами космонавтов.

02.jpg
Схема корабля "Союз", иллюстрация РКК "Энергия"

03.jpg
Корабль "Союз" в полете, хорошо виден зеленый перископ ВСК. Фото NASA, обработка thegreenj/Wikimedia

Перископ ВСК смотрит вперед, не может поворачиваться, и в него на расстоянии нескольких километров станция видна как яркая точка, что никак не может помочь. Но незадолго до происшествия со станцией у военных появился лазерный дальномер ЛПР-1, который был легким, компактным и измерял расстояние в нужном диапазоне.

04.jpg
ЛПР-1, фото 6ppc.ru

Следующая проблема - дальномер не мог работать через ВСК. Но решение нашлось и тут. На спускаемом аппарате корабля "Союз" есть два иллюминатора - слева и справа от космонавтов. Значит, можно повернуть корабль боком и измерять дальность через один из них. У правого иллюминатора поставили дальномер, еще один визир и дублирующие ручки управления кораблем. Командир корабля на участке дальнего сближения должен был работать дублирующими ручками, а, сблизившись до примерно 50 метров, пересесть, переключить ручки управления на штатные и состыковаться.

Следующая задача - нужно было проверить работоспособность идеи и выработать рекомендации космонавтам. Но тогдашние тренажеры использовали телевизоры, смотреть на которые в бинокль было бесполезно. Только на Байконуре стоял недавно созданный тренажер "Дон-Союз" с коллиматорной оптической системой, с которой можно было использовать бинокль. Центр подготовки космонавтов немедленно сформировал рабочую группу, в которую вошли военные космонавты Юрий Малышев и Анатолий Березовой, а от РКК "Энергия" в командировку отправились достаточно случайно выбранные молодые инженеры Анатолий Костин и Сергей Крикалев (да-да, тот самый, впоследствии знаменитый космонавт работал тогда в РККЭ в отделе бортовых инструкций).

05.jpg
Тренажер "Дон-Союз", фото ЦПК им. Ю.А. Гагарина

Сначала за тренажер садился один военный космонавт, но быстро выяснилось, что для выполнения расчетов нужен бортинженер. В "экипажи" добавили гражданских инженеров, и уже к концу первого дня выяснилось, что такой способ сближения в принципе выполним. Конечно же, потребовалось еще много работы, были созданы подробные инструкции и специальные графические шаблоны, но все эти труды окупились сторицей, когда уже в космосе "Союз Т-13" с космонавтами Владимиром Джанибековым и Виктором Савиных без проблем сблизился с "Салютом-7" и состыковался. А у Костина с Крикалевым осталась на память благодарственная телефонограмма.

06.jpg
Скан телефонограммы, автор А.Н. Костин, журнал "Эргономист", №27, февраль 2013

Мифы, мифы


Итак, на самом деле, на "Союзе Т-13" установили не танковый прицел ТПД-К1 с Т-72, а военный дальномер ЛПР-1. В статье Анатолия Костина даже приведена фотография доработанного тренажера, на которой можно разглядеть окуляры дальномера.

07.jpg
журнал "Эргономист", №27, февраль 2013

Что любопытно, поиск различных упоминаний этой истории дает противоречивую картину. Где-то просто упоминается лазерный дальномер, где-то пишут, что дальномер сделали специально, что тоже неверно, где-то смешивают информацию в кучу и пишут "танковый дальномер ЛПР-1", что тоже не соответствует действительности. ЛПР-1 расшифровывается как Лазерный Прибор Разведки и используется главным образом разведчиками и артиллерийскими корректировщиками. Производится и используется, кстати, до сих пор.

В комментариях к публикации всплыла еще одна версия, что космонавты пользовались обычными радарами ГАИ. Теоретически, это могло быть полезным для измерения скорости сближения. Однако, Анатолий Костин вспоминает, что эти радары проверялись, но не смогли работать через иллюминатор корабля, и в полет их не брали.

Заключение


В миссии спасения "Салюта-7" использовалась хоть и другая техника, но тоже имеющая изначально военное предназначение. И замечательно, что эта история теперь лишилась мифов.

Дополнительная информация об Анатолии Николаевиче Костине.
Перепечатка статьи журнала "Эргономист" на сайте UsabilityLab, научным руководителем которой является Анатолий Николаевич.


Я в социальных сетях:
Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube

attentioneer.jpg

Записи из этого журнала по тегу «военный космос»


промо centercigr november 10, 10:40 5
Разместить за 30 жетонов
Девочка стала жертвой обстрела Еленовки подразделениями ВСУ, которые проводились с завидной регулярностью, и нуждалась в срочной операции. Ранение было серьезным, осколок повредил позвоночник, в результате чего у Вики отнялись ноги. Вика приняла на себя основной удар, в определённый момент…

С танковым эпичнее.
Стоит добавить медведя в роли пилота, будет еще лучше!

Ничего не поделать, истина дороже...

Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Если честно, то в этот окуляр дальномера не так уж много они могли рассмотреть.

Расстояние измерить можно, и это главное. Несколько измерений расстояния - скорость сближения. В окуляре дальномера есть сетка, можно и боковую скорость посчитать.

Надо развивать тему про танковый прицел и не слушать старого космонавта. Он просто уже все забыл!

На самом деле был установлен не только прицел от танка Т-72, но и башеное орудие! С помощью него собирались отстреливаться от американских Шаттлов. Но пушка пригодилась и при стыковке! Когда два корабля сблизились на расстояние между ними было всего несколько сантиметров, то произошел сбой в системе управления двигателями и стыковка стала невозможной. Тогда командир развернул башню с орудием в нужную сторону и произвел выстрел. Энергия отдачи позволила втолкнуть сцепляющие устройства друг в друга и завершить миссию!


Так и было, знакомый родственника рассказывал.

Этот же дальномер имеет гражданское название БД-1 (бинокль-дальномер) и до сих пор находится в свободной продаже. Приходилось пользоваться, хорошая штука, только зрение кому-нибудь можно повредить, если засветить ему в глаза, так как мощность лазерного излучения большая. При этом лазерный импульс невидим, так как находится в инфракрасной области.

> Перископ ВСК смотрит вперед, не может поворачиваться, и в него на расстоянии нескольких километров станция видна как яркая точка, что никак не может помочь.

Получается, что нельзя просто увидев станцию, хотя бы в виде яркой точки, двигаться потихоньку в ее сторону? Надо постоянно отслеживать расстояние (скорость сближения)? В космосе, видимо ввиду отсутствия ориентиров, скорость не чувствуется?

Для сближения по точке нужна математика на уровне кандидатской, чтобы по измерениям углов посчитать относительные скорости. Американцы стыковались вручную, и у них такие расчеты были разработаны заранее, а у нас для этого случая пришлось быстро что-то придумать.

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal России! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

все таки какая она примитивная, эта космонавтика

Почему дальномер не мог работать через ВСК ?

дальномер не мог работать через ВСК.

Почему дальномер не мог работать через ВСК ? Что мешало? И почему помеху нельзя было устранить?

А современный дальномер может работать через ВСК? Чтобы в случае чего померить расстояние до станции.

ВСК - перископ с увеличением, оптическая система мешала, очевидно.
И для современного есть те же иллюминаторы.

Интересно, покажут ли это в фильме про Салют-7? :)

К сожалению премьеру фильма перенесли на осень, чтобы не конфликтовать с Бекмамбетовским выходом в космос.

Резолюции на телефонограмме хороши!!!

Насколько я помню, про танковый дальномер писал Савиных в "Записках с мёртвой станции", или в интервью, то есть это не обычная байка, а, может быть, дезинформация или забывчивость.

Специально открыл и поиском по тексту посмотрел - упоминается просто "лазерный дальномер" без происхождения

А что за ошибка ЦУПа привела к обесточиванию?

Передатчик отключила защита по току (грубо говоря, "выбило пробки"). Вместо того, чтобы включить резервный такой же, решили попытаться включить первый еще раз. В результате короткое замыкание все обесточило.

?

Log in

No account? Create an account