Научно-популярно о космосе и астрономии

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Электротранспорт, ГИБДД и депутаты
lozga
Удобных, компактных и экологичных сегвеев, электросамокатов, гироскутеров и моноколес на улицах наших городов в 2017 году будет еще больше. Новые виды транспорта не прописаны прямо в ПДД, поэтому на дорогах и тротуарах могут возникать ситуации непонимания. Сразу скажу самую важную вещь - ГИБДД РФ на сегодняшний день считает сегвеи, гироскутеры, моноколеса, электрические самокаты пешеходами, приравняв их к роликовым конькам и обычным самокатам. А уже под катом депутатские обращения, инициативы Мосгордумы, мои рассуждения и краткий обзор ситуации в других странах.


Прокат электротранспорта на ВДНХ, Москва. Фото Мобильный репортер

Депутатские запросы


Тема "Электротранспорт и ПДД" уже долго является холиварной. Причина проста - в текущей редакции ПДД нет перечисления видов электротранспорта с прямым назначением им какой-либо категории, и спорщики пытаются притянуть к своей позиции разные пункты Правил. Споры велись долго и бесполезно, поэтому я не хочу в них углубляться. Однако прецеденты реального правоприменения относили электротранспорт к пешеходам. Например, в 2015 году человека, пересекавшего пешеходный переход на моноколесе, сбила машина (к счастью, без вреда здоровью). ГИБДД в документах трактовали его как пешехода и не имели претензий к пересечению пешеходного перехода на моноколесе (а велосипеды по ПДД надо вести пешком). Питерский энтузиаст моноколесного движения отправил запрос в ГИБДД с просьбой классифицировать моноколеса, на что не получил внятного письменного ответа с устным комментарием, что моноколеса приравнены к пешеходам. Но в январе 2017 к вопросу подключилась тяжелая артиллерия - депутат Госдумы А.Н. Васильев отправил свой запрос:

В настоящее время, согласно ПДД, транспортное средство (даее – ТС) – это устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. К ТС относятся, в частности, автомобили, мотоциклы, мопеды, тракторы и самоходные машины, а также велосипед и прицеп. Кроме того, в ПДД внесли изменения, касающиеся обычных (не электрических) самокатов: они должны передвигаться по тротуарам и выезжать на проезжую часть только в крайних случаях. При этом появляются новые транспортные средства, которые пока не получили никакого статуса в российском законодательстве. Поскольку правила пользования этими средствами нигде не закреплены, многие катаются на них по тротуарам, по дорогам, а также в общественных местах. К такому транспорту относятся: сегвей, гироскутер, моноколесо, электрические самокаты.
Страны Европы и США уже давно обозначили в ПДД сегвеи, гирокутеры и электросамокаты, как транспортные средства. Использование персонального электротранспорта жестко регламентируются. Например, максимальная скорость для таких средств колеблется в разных странах от 18 до 25 километров в час. Они уже в магазинах продаются с ограниченной скоростью в соответствии с законом. В России же можно передвигаться с гигантской скоростью, и это очень опасно.
При движении по проезжей части водителю таких средств возможно необходимо иметь страховой полис, шлем и водительское удостоверение. Эксперты считают, что и на велосипедных дорожках владельцам электротранспорта не будут рады, поскольку это массивное средство будет мешать велосипедистам.
На основании вышеизложенного, прошу Вас рассмотреть вопрос о целесообразности:
1. урегулирования статуса указанного электротранспорта в качестве вида транспортного средства;
2. внесения изменений в ПДД с учетом популяризации данного вида транспорта среди населения;
3. определения мер ответственности владельцев электротранспорта, в случае дорожных происшествий;
4. определения зон и скорости передвижения электротранспорта.


На что получил уже четкий ответ ГИБДД:

ГУОБДД МВД России в пределах компетенции рассмотрено Ваше обращение по вопросу внесения изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N~ 1090 (далее - Правила), с целью регламентации движения лиц, передвигающихся с помощью сегвеев, гироскутеров, моноколес, электрических самокатов.
С точки зрения Правил лица, использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства (по совокупности эксплуатационных и технических характеристик к ним могут быть отнесены, в частности, сегвеи, гироскутеры, моноколеса, электрические самокаты) являются пешеходами, в связи с чем они обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним соответствующие требования. В случае нарушения данных требований лицом, использующим для передвижения указанные средства, его действия могут быть квалифицированы по статьям 12.29 и 12.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного внесение предлагаемых Вами изменений в Правила полагаем нецелесообразным.

Врио главного государственного инспектора
безопасности дорожного движения
Российской Федерации

П.И. Бугаев


Казалось бы, тема закрыта. Однако, в том же январе 2017, сразу после ответа ГИБДД, теперь уже Московская городская Дума захотела приравнять электротранспорт к велосипедам. Утверждается, что этот вопрос собираются рассмотреть на весенней сессии, но пока что, за два прошедших месяца, новостей о движении этой идеи нет, и вопрос все еще висит в воздухе.

Кем лучше быть?


Какой вариант классификации лучше для персонального электротранспорта? На мой взгляд, лучший вариант - пешеход, второе место - велосипед, а классификация как мопед будет не развивать его, а убивать.
Пешеходы могут передвигаться по велодорожкам только если невозможно передвигаться по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, а также обочинам (ПДД 4.1), что не очень удобно для быстрого электротранспорта (электросамокаты, моноколеса). В том же пункте 4.1 сказано, что пешеходы, перевозящие громоздкие предметы, могут двигаться по краю проезжей части, если создают помехи для других пешеходов, и совершенно непонятно, есть ли здесь лазейка для больших сегвеев. Единственное требование к экипировке у пешеходов - световозвращающие элементы вне населенных пунктов. Также, у пешеходов нет дополнительных требований при движении по пешеходным переходам.
Велосипедисты могут двигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам только если отсутствуют велосипедная, велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, правый край проезжей части и обочина, или нет возможности двигаться по ним (ПДД 24.2). Это серьезный минус, потому что непонятно, как доказывать невозможность движения по правому краю проезжей части, и электротранспорт, получается, выдавливают на проезжую часть, где ему, по моему глубокому убеждению, совершенно нечего делать. Тем более, что по п. 24.6 велосипедист должен спешиться, если подвергает опасности или создает помехи пешеходам на тротуаре ил пешеходной дорожке. В то же время, велосипедисты могут и должны двигаться по велодорожкам, где они есть, что является небольшим плюсом для электросамокатов и моноколес. Согласно п. 24.8 велосипедисты не имеют права пересекать дорогу по пешеходным переходам, и должны спешиваться, т.е. моноколесо без выдвижной ручки или гироскутер придется взять в руки. И тот же пункт всегда будут нарушать владельцы моноколес, гироскутеров и мини-сегвеев, потому что они не смогут держаться рукой за руль транспортного средства по причине его отсутствия.
Ну и, наконец, самый худший вариант - признать персональный электротранспорт мопедами. Это не невозможно совсем, потому что если взять только мощность двигателя, то подавляющее большинство электротранспорта имеет мощность от 0,25 до 4 кВт и попадает в категорию именно мопедов по ПДД 1.2. А там все совсем неудобно - нужны права категории M и запрещено двигаться как по велодорожкам (кроме полос для велосипедистов), так и по тротуарам с пешеходными дорожками.

Депутаты реагируют на происшествия, поэтому каждый владелец электротранспорта может заботиться о своем (и коллег) законодательном удобстве очень простым способом - ездить аккуратно самому и агитировать за вежливую и безопасную езду своих собратьев. История мопедов начала 10-х годов тому наглядный пример - молодежь накупила мопедов, и стала массово разбиваться. В результате ПДД ужесточили. С электротранспортом механизмы принятия решений совершенно такие же: если в СМИ появятся новости "пьяный моноколесист на 40 км/ч врезался в группу детского сада на прогулке", то электротранспорт поместят в ежовые рукавицы прав, регистраций и прочего. А аккуратная и позитивная езда энтузиастов персонального электротранспорта заставит законодателей переключиться на другие грани нашей жизни, и демонстрировать свою полезность новыми законами там.

В других странах


Есть страны, в которых положение электротранспорта гораздо хуже российского. Трагикомичная ситуация, когда практически в стиле "Железного стандарта" Шекли новые технологии не помещаются в прокрустово ложе старых законов, происходит в Великобритании. Поскольку у электротранспорта есть мотор, он считается транспортным средством. Согласно английскому закону 1835 года и шотландскому 1984 года на транспортных средствах по тротуару ездить нельзя. А по проезжей части нельзя ездить без регистрации и прав, которые на эту категорию транспортных средств пока не выдаются. Получается, что ездить нельзя нигде. Единственное исключение - можно кататься по частной собственности с разрешения владельца. Похожая ситуация происходит в странах Британского Содружества (Гонконг, Австралия), которые унаследовали многие законы и правоприменительную практику. В Канаде запрет аналогичен Великобритании, но, к счастью, за его исполнением не следят, ездоков не ловят и не штрафуют. А в Сингапуре успели принять специальный закон для электротранспорта, по которому можно ездить по тротуарам. В Швейцарии можно ездить по велодорожкам, но только при наличии номерного знака и страховки, которые пока не выдаются, поэтому легально ездить пока что нельзя нигде. В Германии тоже действует запрет и пока не приняты регулирующие нормативные акты. Зато во Франции и Бельгии законы и правила уже приняли, и можно легально ездить по тротуару. В нескольких странах пока нет никакой реакции на электротранспорт, и он находится в серой зоне отсутствия как запретов, так и разрешений. К ним относятся Нидерланды, Израиль, Тайланд. Ну и, наконец, в США конкретное решение зависит от местной власти - в Нью-Йорке запретили, в Вашингтонах (городе и штате), Калифорнии, Вирджинии разрешили. Более подробно ситуацию со ссылками на источники можно посмотреть тут.

Заключение


Какие бы законы ни принимались в разных странах, прогресс не остановить, и уже сейчас электротранспорт из диковинки превращается в обыденность, начиная теснить велосипеды с пьедестала самого удобного и экологичного городского транспорта.


Я в социальных сетях:
Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube

attentioneer.jpg

Записи из этого журнала по тегу «моноколеса»

  • Моноколесо: два сезона опыта

    2300 пройденных километров, один серьезный ремонт, зимовка, четыре достойных упоминания падения - таковы численные результаты двух моих сезонов на…

  • Электросамокат глазами моноколесника

    Год назад я услышал о моноколесах, очень заинтересовался ими, приобрел колесо, научился ездить и катаюсь на нем с тех пор, набрав суммарный пробег в…

  • Электрогибрид ужа с ежом

    Любопытный агрегат представила недавно компания Kiwano, которая раньше делала гироскутеры. Конструктивно это не то одноколесный сегвей, не то…

  • Новый шаг в развитии моноколес?

    В истории технического прогресса есть идеи, которые были очевидны и только ждали возможности реализации на новых технологиях. А есть, наоборот,…

  • Как будут выглядеть наши улицы

    Через несколько лет, когда персональный электротранспорт станет еще популярнее, улицы наших городов будут выглядеть примерно так: Это катается…

  • Маркетинг и реальность моноколес весны 2017

    Не секрет, что производители и продавцы могут приукрашивать характеристики своих товаров, чтобы они выглядели лучше по сравнению с конкурентами.…


промо lozga ноябрь 4, 2014 17:00
Разместить за 20 жетонов
Привет! Добро пожаловать в блог, посвященный популяризации космонавтики, астрономии, и, шире, науки и прогресса человечества. Если вы зашли ко мне впервые, рекомендую почитать длинные серии постов по тегам: Серия "Незаметные сложности космической техники". Рассказы о том, как и почему ракеты и…

До поры до времени!

Непременно найдутся хитрожопые с форсированными электросамокатами. И да, непременно собьют кого-нибудь на скромной пешеходной скорости этак 60 км/ч.

Ну и начнется...

У меня обычный самокат, не очень быстрый, но очень лёгкий и маневренный. В отличие от велосипеда, на нём можно ехать по тротуару, не задевая пешеходов, при необходимости вести рядом. Велодорожки не годятся - по ним мчат велодрынщики, которым нужна широкая полоса для проезда. И да, могут сбить. Простые самокаты тоже приравняют к транспорту?

Простые самокаты вряд ли переквалифицируют - характеристики не те.

Вообще всем пора давно пересаживаться на лошадей, пони и осликов...
Все колесное отменить, на копытное перейти.
А для всяких колесных делать отдельные парки. Боооольшие парки. А пешеходам там передвигаться запретить надо.

Этак получается, что наша страна одна из самых передовых и толерантных. Ваще без законов обходится. ГАИ настрочила ответ и всех делов! Катайтесь на здоровье!
А вообще я здорово удивлен, что страны с "развитой демократией" тормозят с очевидными разрешениями для малого электротранспорта, а запреты по прежнему действуют.

Существующие правила меня сейчас полностью устраивают. Неустраивает только уебанская страховая система, не позволяющая оформить ОСАГО на электровел.

а страховые компании не страхуют гражданскую ответственность на любые случаи вне программы ОСАГО (там понятно все зарегулировано)?

Напрашивается как бы простой и логичный выход. Ничего ни к чему не приравнивать (зачем это??) а ввести отдельное понятие "компактный электротранспорт", под который и прописать все необходимые условия, включая, кстати, и ограничение на максимальную скорость, и ответственность за его нарушение.

Да, это было бы правильно. Потому как ни под одну из категорий этот транспорт без косяков не попадает. Приравняют его к пешикам - и на велодорожку нельзя, если есть пешеходная дорожка, что есть маразм. Приравняют к велосипедистам - и тащи сегвей через пешеходный переход как хочешь (а он, сцуко, тяжелый и за руль его, как вел, не вдруг перевезешь).

Вот чем плохо, когда пост адекватный и автор все верно говорит? Тем, что сказать нечего в комментариях)))
Да, всю эту разлекуху лучше пока в пешеходы записать, а там как покатит)))

До 10-15 км/ч - пешеход и на тротуар, быстрее - звиздуй на дорогу. Хотя конечно транспортное средство без руля на дороге будет выглядеть странновато с точки зрения маневренности и прочего. Думаю, что и автомобилисты будут не в восторге.
А необходимость спешиваться на переходе убивает и велотранспорт тоже, это правило в интересах машины придумано. А также, наверное, чтобы выгнать велосипед на дорогу с тротуара (что правильно). Вот если пересечения идут каждые 100 метров - как ехать?

спешивание придумано с той же целью что и требование вести лошадь под уздцы - чтобы сдуру не вылетали под колеса и гарантированно снижали скорость на переходе. Про дорогу непричем - в Беларуси на велосипеде по проезжей части нельзя, а спешиваться требуется.

С точки зрения маневренности уж не знаю что на дороге хуже, сегвей без руля и тормозов на 15км/ч или велосипедист без башни на 50км/ч.

На тротуаре колесам не место. По тротуару ногами ходят. Очень расстроен в частности поправкам в Правилах, разрешающим велосипедистам движение по тротуарам. Хотя соглашусь с вышестоящим оратором, разграничение по скорости пожалуй будет самым здравым, но тут непонятно как это дело все контролировать, на каждом тротуаре гаишника с радаром не поставишь.

90% велосипедистов очкуют по дороге. А дети?

"...признать персональный электротранспорт мопедами. Это не невозможно совсем, потому что если взять только мощность двигателя, то подавляющее большинство электротранспорта имеет мощность от 0,25 до 4 кВт и попадает в категорию именно мопедов по ПДД 1.2. А там все совсем неудобно - нужны права категории M и запрещено двигаться как по велодорожкам (кроме полос для велосипедистов), так и по тротуарам с пешеходными дорожками..."

Это было бы логично и правильно.

За что вы так не любите электротранспорт?

У нас на Кипре вдоль автомобильной дороги проложена велосипедная дорожка шириной полтора метра. Никто ни кому не мешает. Не уверен, что элетрические повозки будут теснить велосипеды. Здоровый образ жизни возьмет верх в России. А вот здравый смысл старперов чиновников, это как получится. Протесты и демонстрации в России запрещены.

Вот мне всегда было интересно - велосипед - это транспортное средство или инвентарь для отдыха?
Вы уж определитесь....

Уже давно в мире (а теперь - и в "либеральных" штатах с англией) есть очень логичный подход ко всем этим коллизиям.

Вот это (сегвей, моноколесо, балансбоард и так далее) - оно по сути - что?
Если транспортное средство - вон с тротуаров на дорогу, получать ВУ и страховку.
Если средство отдыха - вон с дорог, в парки.

Как-то так.

Подход логичный: неизвестно — запретить! Причём запретить не де-юре, чтобы оспорить можно было, а де-факто. Чтобы право имели, но мочь не могли.

В первую очередь надо убирать вонючие корыта с улиц!

В первую очередь надо убирать вонючие корыта с улиц, а уж потом решать другие проблемы. Из-за тачек и дышать нечем и убивают они миллионы людей ежегодно.

До поры до времени!

Непременно найдутся хитрожопые с форсированными электросамокатами. И да, непременно собьют кого-нибудь на скромной пешеходной скорости этак 60 км/ч.

Ну и начнется...

Анти Автомобильный Альянс bouriac.narod. ru/AAA. htm

С чего это автор пишет, что электрический транспорт экологичнее велосипеда? Да, от самокатчиков не воняет так, как от велосипедиста. Но электричество тоже возникает не от какашек розовых пони. Оно вырабатывается на АЭС, ТЭЦ и т.п.

АЭС чище и экологичнее любого другого применяемого человечство источника энергии.
А с велосипедом надо ещё посмотреть на затраты на производство корма для велосипе...диста. Механический КПД живого существа немножечко плох, а топливо ему нужно очень специфическое.

?

Log in

No account? Create an account