?

Log in

No account? Create an account

Научно-популярно о космосе и астрономии

Предыдущий пост Поделиться Пожаловаться Следующий пост
SpaceX сдает экзамен на индустриальную зрелость
lozga
В ночь на прошлый понедельник SpaceX собиралась запустить телекоммуникационный спутник Intelsat 35e. Из-за того, что старт два раза отменяли, спутник улетел только 5 июля. Но если бы все прошло по плану, то за один месяц SpaceX провела бы целых четыре пуска. 3 июня к МКС стартовал грузовой корабль Dragon, 23 июня на геостационарную орбиту отправился телекоммуникационный спутник BulgariaSat-1, а спустя всего двое суток на полярную орбиту были выведены десять "Иридиумов" нового поколения. SpaceX сейчас сдает экзамен на индустриальную зрелость - для того, чтобы стать значимым игроком на рынке пусковых услуг нужно не только предлагать выгодную цену, но и запускать ракеты часто.

01.jpg
Старт Intelsat 35e, фото SpaceX

Занимательная статистика


Сколько пусков в год будет делать SpaceX, если сохранит нынешний темп? Простейший инструмент для получения этой информации - скользящая средняя. Зная даты запусков, можно получить интервалы в днях между ними. От интервалов между несколькими запусками возьмем среднее арифметическое и разделим, для простоты, 365 дней на полученное значение. Таким образом, мы узнаем, сколько запусков в год сможет сделать SpaceX, если будет продолжать запускать Falcon 9 с той же частотой.

02.png

На этом графике показаны две простые скользящие средние с периодом 4 и 9. Величина периодов была выбрана не совсем случайно - 4 даст нам наглядный результат "стахановского июня", а 9 - более общую сглаженную картину, учитывая, что в 2017 году пуск 5 июля был десятым по счету.

Провалы на графике - результат аварийных 19 и 29 пусков, после которых был большой перерыв.

На первом графике точки идут равномерно, потому что по оси X номер пуска по порядку. А что если наложить графики на временную шкалу?

03.png

На этой шкале рост количества пусков виден еще более наглядно, потому что в левой части графика точки пусков расположены редко. А что, если убрать перерывы в полетах после аварий? Заменим большие промежутки на значение скользящей средней с периодом 4 на момент предыдущего пуска. То есть аварии как бы не было, а следующий пуск состоялся примерно через то же количество дней, что и раньше.

04.png

05.png

Без искажений, которые внесли аварии, видно, что уровня 10 пусков в год SpaceX достигли в 2015, а в 2016 подбирались к 15 пускам в год.

По результатам первой половины 2017 скользящая средняя с периодом 9 прогнозирует 19 запусков в году, и, если не произойдет новой аварии, этот план вполне реально выполнить.

Давление производства


Производить и запускать ракеты-носители сложно. Производить и запускать много ракет-носителей сложно в квадрате. И по печальной истории шаттла (раз, два, три) мы знаем, что недооценка стоимости и трудоемкости обслуживания многоразовой космической системы не только похоронила надежды на удешевление доставки килограмма на орбиту, но и была одним из факторов катастрофы "Челленджера". А как с этим обстоят дела у Маска?

Весной этого года появилась новость о том, что уволенный сотрудник SpaceX Джейсон Бласделл (Jason Blasdell) подал на компанию в суд, утверждая, что его уволили за то, что он сообщал менеджерам о несоблюдении инструкций при тестировании оборудования. Действительно, в ситуации, когда надо работать быстрее и производить все больше, велик риск начать игнорировать установленные процедуры, тестировать по сокращенной программе и подделывать документы о тестировании. Но суд Джейсон проиграл, и победила точка зрения SpaceX, что Бласделл был не особо хорошим работником и, видя, что его коллеги работали в разы более результативно, подумал, что они подделывают документы.

Злые языки шутят, что у роботов на заводах Маска есть фамилии, например, Санчез. И эти шутки, увы, небеспочвенны - в The Guardian вышла статья о проблемах с условиями труда на заводе Tesla - переработках, повышенном травматизме и низких зарплатах. Про SpaceX таких подробных репортажей не было, но в мае 2017 стало известно, что SpaceX во внесудебном порядке выплатила 4 миллиона долларов примерно четырем тысячам работников, которые подали на компанию иск, утверждая, что им платят недостаточно. В этой истории больше всего выиграли, правда, юристы, получив $1,3 миллиона при том, что самим рабочим досталось от 500 до 2000 долларов на человека. В том же материале приводится утверждение, что стажерам в SpaceX платят в два раза меньше, чем в Facebook. Там же ссылаются на анонимного сотрудника, который сообщает, что в SpaceX отличная работа и замечательные люди, но невысокая зарплата.

В принципе, строчка "я работал в SpaceX" отлично выглядит в резюме, и очень положительный имидж компании наверняка рассматривается менеджерами как один из факторов, позволяющих экономить на зарплатах. Вопрос в том, как пройти между Сциллой лишних трат и Харибдой рисков от излишней экономии. На сегодняшний день не хватает данных, чтобы сказать, приведет ли текущий путь SpaceX к чему-то плохому или же будет в итоге воспринят как капиталистический талант Маска и его менеджеров.


Я в социальных сетях:
Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube

attentioneer.jpg

Записи из этого журнала по тегу «облегчение доступа в космос»


promo lozga ноябрь 4, 2014 17:00
Buy for 50 tokens
Привет! Добро пожаловать в блог, посвященный популяризации космонавтики, астрономии, и, шире, науки и прогресса человечества. Если вы зашли ко мне впервые, рекомендую почитать длинные серии постов по тегам: Серия "Незаметные сложности космической техники". Рассказы о том, как и почему ракеты и…

  • 1
Falcon 9 самая дешевая в классе. Число испытаний и повторных подготовок к пуску у них кратно выше: читали, наверное, об отменах пуска у SpaceX, перезаправках, огневых испытаниях ступени и двигателей, числе презапуска ЖРД за время полета, повторном использовании, наконец.

Если изделие однократное, то готовить его надо намного тщательнее. С одноразовым носителем SpaceX вылетел бы в трубу при таких происшествиях. И во время них ведется доводка носителя (ОКР). Например, отлаживают экспертную систему принятия решения о пуске.

Кстати, есть и исторический пример: Н1 из-за сложности и стоимости доводки стали переделывать в многоразовую, по сути. Что для вас не логично. Вы просто не умеете видеть очевидное.

Самая дешевая в классе?
Гуглим. Читаем.
Фалькон9 (при выводе на низкоопорную орбиту 13т) - 62 млн$
Зенит-2 (при той же орбите и весе) 1.2млрд руб ~40 млн$
Протон (при нагрузке уже в 23 тонны! и той же орбите) - 65-70 млн $ (сейчас спецы "Роскосмоса" посчитали возможность снижения до 55 млн$)

Н1 стали переделывать на многоразовую под влиянием успеха СпейсХ.

Да, самая дешевая. Где тот Зенит? Неужели обанкротились? Числа для оценок надо искать тщательнее, конечно:
Falcon 9 - 22.8 т на НОО (хотя кому нужна НОО?),
Зенит же предлагался Роскосомосу за $42 млн за ракету, не за пуск. И по мнению Роскосмоса до майдана был равен по цене Протону. Цены пуска Протона смотрите сами.

Пока вы так вот анализируете, добра не будет.

28 апреля 2017 года компания S7 Sea Launch Limited заключила с «Южмашем» контракт на производство 12 ракет «Зенит». После этого «Южмаш» заявил о возобновлении производства «Зенитов»
сейчас считали по 41 с чем то за пуск.

посмотрим.

Как они считают все могли убедиться не раз. Не грузите меня чепухой. Южмаш не запускает.

Edited at 2017-07-13 06:32 (UTC)

Мы пользуемся открытыми источниками, верно?
Так почему мы должны верить "святому Маску" на слово и не верить никому другому? Тут или верим всем или никому, по другому никак.

Южмаш не запускает, южмаш делает. Запускать будет S7.

Я пользуюсь источниками, да. А не верю кому ни попадя. Заметьте, что вам я не поверил.

И верю я не Маску, который у вас свят, а его сайту, на котором цены и условия для будущих сделок. В отличие от вашего вранья, сведения с сайта можно оспорить в суде и получить деньги, славу и удовлетворение. Иное дело Роскосмос, кстати. Они и соврут, какой спрос?

Но выше можете верить в святых.

тогда просто почитайте что обещано, а что реализовано.
Время подавать в суд, чтобы призвать к ответу "за базар"?

http://periskop.livejournal.com/1567867.html

Ну вот зачем мне сведения с помойки? Вы перескажите. Кстати, подавайте в суд, самое время.

Почитал эксперта. Он нагло врет о SpaceX, попросту невежественный.

Цена ракеты и цена пуска -- это две разные вещи. Вот вам на примере Протона:

Цены по состоянию на 2013 год: 1,521 млрд рублей стоил сам «Протон-М», 447 млн — разгонный блок «Бриз-М», 690 млн — услуги по запуску, ещё 20 млн рублей стоила транспортировка ракеты на космодром, 170 млн рублей — головной обтекатель. Итого российскому бюджету один запуск «Протона» обходился в 2,84 млрд рублей[80].

*******************

62 миллиона за Falcon-9 -- это уже цена для потребителя

41 миллион за Зенит -- насколько я понимаю, столько заплатят Южмашу. Для того, чтобы сравнивать эти цифры, надо добавить сюда стоимость разгонного блока, транспортировки, пусковых услуг, а также прибыль S7.


Южмаш судя по открытым источникам делает ракеты по 28 млн.
41 это цена старта.

Повторяю - посмотрим что получится

Ну, разве что если так. Хотя разгонный блок, обтекатель, платформу эту вывести на экватор и корабльобслуживания... не получится 41

Но в 60 хорошо вложатся

Посмотрим, время покажет
Любая добросовестная конкуренция это благо, в итоге цена в среднем падает.
Главное чтобы под красивой вывеской не скрывался проект по удушению конкурентов демпинговыми ценами (за счет вливания бюджетных средств) - а потом все как обычно

  • 1