Научно-популярно о космосе и астрономии

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Постоянство и изменения в планах SpaceX
lozga
На минувшей неделе Илон Маск выступил на конференции ISS R&D (Исследования и Разработки на Международной Космической Станции). В более чем часовой беседе он, отвечая на вопросы, рассказал о различных направлениях космической деятельности SpaceX. Какие-то планы остались без изменений, но в выступлении были и любопытные новости.


Источник: паблик "Сатурны валят"

Количество пусков
В планах на 2017 год произвести еще "примерно дюжину" пусков. Поскольку два последних года SpaceX из-за аварий была вынуждена делать перерывы, до сих пор интересно, насколько успешно у них получается масштабировать свои производственные возможности, и сколько пусков они сумеют провести в 2017. В списке планов на 2017 за прошедшие две недели количество уже уменьшилось с 25 до 24, а ведь в январе на этот год было запланировано в районе 30 пусков. Еще "примерно дюжина" выглядит вполне реализуемым числом, потому что за прошедшие полгода компания произвела 10 пусков, при этом в январе и феврале пусковая активность была очень низкой.

Межполетное обслуживание
Маск подтвердил планы довести сроки межполетного обслуживания первой ступени до 24 часов к началу 2018 года. Это не новость и озвучивалось неоднократно, но важность тут трудно недооценить - именно стоимость, трудоемкость и затраты времени на межполетное обслуживание определяют конкурентоспособность многоразовой системы. В конце года должна появиться версия Falcon 9 Block 5, изменения в которой, кроме небольшого увеличения тяги двигателей, будут направлены именно на удешевление и упрощение межполетного обслуживания. Даже если в итоге подготовка к полету будет занимать не сутки, а неделю (Маск широко известен излишним оптимизмом по отношению к возможностям своих компаний), все равно это будет серьезным достижением.

Спасение обтекателя
По утверждению Маска, головной обтекатель стоит $5-6 миллионов. Это несколько необычно, учитывая, что стоимость пуска Falcon 9 оценивают в $62 миллиона, вторая ступень стоит "примерно 20% миссии", т.е. 12,4 миллиона, а головной обтекатель - сравнительно простая деталь. Весной этого года уже удалось посадить на воду одну половину обтекателя, которую, впрочем, вряд ли удастся использовать повторно из-за удара о воду. В других источниках упоминалась конструкция, которую в шутку называли "замком - надувным батутом" для мягкой посадки обтекателя, и будет интересно посмотреть, как это будет выглядеть в итоге. Озвученные сроки - спасение обтекателя в конце года, повторное использование, возможно, в следующем году.

Повторное использование второй ступени
По крайней мере для некоторых миссий будет возможно спасение и повторное использование второй ступени, но это дело неблизкого будущего, потому что основная работа в SpaceX сейчас ведется над пилотируемым Dragon 2. Учитывая, что вторая ступень в момент отделения от полезной нагрузки находится на той же орбите, задача в целом является сложной. Выделить остаток топлива для торможения в ~100 м/с для схода с орбиты сравнительно легко, но ступени потребуется теплозащита, чтобы пережить спуск в атмосфере. Затормозить же на ~4-6 км/с, чтобы теплозащита не понадобилась, потребует огромного запаса топлива.

Повторное использование грузового Dragon
По подсчетам SpaceX, повторный полет грузового "Дракона" стоил практически столько же, сколько запуск нового. Маск считает, что он мог оказаться даже дороже, потому что какие-то расходы могли не учесть. Но на будущее Илон сохраняет оптимизм и уверен, что последующие повторные полеты будут стоить гораздо меньше, вплоть до 50% от нового. По другим источникам, на следующей миссии CRS-12 полетит новый корабль, но также говорилось, что производство новых "Драконов" первой версии остановлено, и начиная с CRS-13 будут запускать уже летавшие корабли.

Первый пуск Falcon Heavy
Маск всячески пытался подчеркнуть сложность первого полета Falcon Heavy. Он даже заявил, что посчитает миссию успешной, если ракета упадет достаточно далеко, чтобы не повредить стартовый комплекс. Увы, но, вопреки создаваемому все эти годы образу, мол, нет ничего проще, чем взять три одинаковые ступени, собрать их вместе и запустить, реальность получилась совершенно обратная. 27 двигателей создают утроенную вибрационную нагрузку, на центральный блок действуют абсолютно другие силы, меняется аэродинамическая нагрузка. И далеко не все в таких условиях можно протестировать заранее на земле. Маск отметил, что центральный блок пришлось переделывать, чтобы он смог выдержать изменившиеся и увеличившиеся нагрузки. На боковые блоки поставили систему разделения, и до реального полета нельзя полностью рассчитать, как будет проходить их отделение. Район максимального скоростного напора (Max-Q) тоже будет большим вызовом для новой конструкции. Илон сказал, что первый пуск будет замечательным зрелищем, и здесь он совершенно прав, вне зависимости от успешности полета.

Interplanetary Transport System
Многоразовая межпланетная транспортная система, странности которой были очевидны в первые же мгновения после презентации осенью 2016 года, уменьшится в размерах, чтобы зарабатывать деньги на околоземных заказах. Это решение можно только приветствовать, потому что исходная версия выглядела огромной до неправдоподобности. Будет забавно, но ничуть не удивительно, если в итоге ITS уменьшится раз в десять от первоначально озвученной грузоподъемности в 500 тонн на низкую орбиту и будет возить пачками спутники, раздающие интернет. Даже если их количество в реальности и сократится до тысячи, вместо двенадцати тысяч по сегодняшним планам, для такой ракеты работа найдется.

Изменения в системе посадки Dragon 2
Самой большой новостью стало официальное подтверждение того, что в пилотируемом варианте Dragon 2 не будет реактивной посадки. На первоначальных роликах корабль выдвигал посадочные опоры и садился на двигателях, но уже длительное время ходили слухи, что такой необычный способ посадки заменят на более привычные парашюты. Маск высказался в том смысле, что корабль так сесть может, но им не хочется тратить ресурсы на убеждение в этом NASA, и, к тому же, он пересмотрел концепцию посадки аппаратов на Марс. Дело в том, что пилотируемый Dragon 2 был связан с марсианской версией Red Dragon, и оба корабля должны были садиться на двигателях. Красивая идея использования одних и тех же двигателей в качестве системы спасения и посадочных двигателей для Земли и Марса изначально выглядела утопичной из-за разницы условий. Например, равновесная скорость, до которой тормозится корабль за счет атмосферы, у Марса примерно в три раза выше земной, и, если для Земли нужно погасить примерно 300 м/с, то для Марса эта величина составляет примерно километр в секунду.

Каждый способ посадки космического корабля имеет свои достоинства и недостатки. Ракетные двигатели позволяют осуществить точную посадку, что заметно облегчает задачу поиска и эвакуации, но, поскольку двигатели включаются на последних десятках метров, подстраховать их, например, парашютами на случай отказа не получится. А парашютные системы, при всех минусах низкой точности посадки и необходимости вылавливать корабль из моря или искать в степи, освоены, очень надежны и имеют системы резервирования на случай аварии. Так что, хотя и было бы интересно посмотреть на ракетную посадку Dragon 2, это не является настолько плохой новостью, как бы могло показаться.

Также, поскольку Маск сказал, что ему больше не нравится способ посадки на Марс Red Dragon (теплозащитный щит и двигатели по бокам), очевидно, что вместо Red Dragon будет какой-то другой аппарат. Для кого-то это может быть неприятной новостью, но, например, комбинированный способ посадки (парашюты и двигатели) совмещает достоинства разных конструкций, привычен и успешно позволял сажать на Марс немаленькие аппараты.

Новое направление: Луна
Удивительно, но впервые Маск снизил накал стремления на Марс, сказав, что база на Луне будет логичным шагом перед полетом людей на красную планету. Известно, что, например, сегодняшний директор Европейского космического агентства считает Луну более перспективной, и совсем недавно в NASA представили идею Deep Space Gateway - посещаемой станции на лунной орбите. Возможно, мы наблюдаем большой поворот в ответе на уже много лет ведущиеся споры - Луна или Марс станет следующей целью для человечества.

Заключение
Ответы на последние вопросы, пусть они и разбили чьи-то мечты, лично мне понравились. Возникает ощущение, что Маск стал больше общаться с инженерами и, наконец, осознал сложности космической техники. Хочется надеяться, что в будущем мы увидим меньше сверхоптимистичных сроков и нереалистично красивой компьютерной графики, что с лихвой будет компенсироваться сокращением новостей об очередном переносе давно ожидаемой миссии.


Я в социальных сетях:
Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube

attentioneer.jpg

Записи из этого журнала по тегу «частный космос»

  • Еще больше сверхлегких ракет-носителей

    Распространение ракетных стартапов привело к анекдотической ситуации. Одним прекрасным днем журналисты канала ABC7News пролетали на вертолете над…

  • Что стоит знать перед первым полетом Falcon Heavy

    Вся эта неделя пройдет под знаком ожидания первого запуска тяжелой (иногда уже называют сверхтяжелой) ракеты Falcon Heavy. Поэтому, думаю, будет…

  • Полет на New Shepard от первого лица

    12 декабря в обстановке чуть ли не секретности состоялся полет системы суборбитального туризма New Shepard, в котором успешно испытали новую ракету и…

  • Космический Google для планеты?

    Компания Planet Labs объявила об успешном выполнении своей главной задачи, которая была поставлена при основании фирмы. Mission 1, как они ее…

  • Компания XCOR Aerospace подала на банкротство

    Одной частной компанией и оператором суборбитального туризма стало меньше - 8 ноября XCOR Aerospace, проработавшая в космической отрасли почти 20…

  • Больше космоса в Воронеже

    На днях по СМИ прошла любопытная новость - российская частная космическая компания собирается строить завод под Воронежем. В некоторых источниках…


промо lozga ноябрь 4, 2014 17:00
Разместить за 20 жетонов
Привет! Добро пожаловать в блог, посвященный популяризации космонавтики, астрономии, и, шире, науки и прогресса человечества. Если вы зашли ко мне впервые, рекомендую почитать длинные серии постов по тегам: Серия "Незаметные сложности космической техники". Рассказы о том, как и почему ракеты и…

Есть такой старый анекдот: к Эдисону приходит изобретатель -Я изобрел универсальный растворитель! - Идиот! В чем вы собираетесь его хранить?

Сейчас Маск бегает, ищет помещения для хранения отработанных ступеней :-))) дорого не предлагать! :-)

А это задачка на сообразительность. Можно попробовать хранить замороженным, в электрическом или магнитном поле и т.п.

На прошлой нпделе читал статью по Боингу, который мастерит спутники.. очевидный тренд на уменьшение заказов для ГСО, так что сокращение полетноц программы может и не зависеть от возможностей Спейс Х , а просто сужением рынка зарусков на ГСО..

Что касается более тяжелых РН или полетов на Луну и Марс есть ли источники финансирования этого кроме бюджетных?

Может быть с ГСО переключатся на НОО? Не один Маск хочет тысячи спутников для интернета запускать.

Личное состояние Маска :) Станет он раз в 100 богаче, может и хватит :)

Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Спасибо что доходчиво разъяснили что Спейс Икс говно полное по сравнению с Рогозиным!

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal России! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

24 пуска это по нагрузке роскосмос за четыре последних года - что тут плохого ?

а разве Спейсы

соревнуются с Роскосмосом?? Они живут в рамках своего бизнес плана..

(Скрытый комментарий)
(Скрытый комментарий)

стал больше общаться с инженерами

-Ну из интервью Миллера, вполне себе плотно он ими рулил и продолжает рулить/иногда даже чересчур)) вполне возможно,что за прошедший год выяснилось,что нет той поддержки/ по марсу,облету луны,хеви,на которую они расчитывали презентуя эти проекты -вот они и ужимаются. И вообще,как говорится,у медали две стороны -та активность в "индустрии" и пиар Маска,как мне кажется, очень многим там поперек горла. Да и сам хорош -публично смаковать цены пусков с ULA, облет луны раньше Ориона,Хеви-SLS..."Старая гвардия" в промышленности,у военных и "на капитолийском холме" еще даст ему бой -как никак триллионами ворочают,батальоны сенаторов и конгрессменов- живьем слопают/- достаточно посмотреть персоналии в новом "космическом совете" при Трампе -сплошные динозавры,ни одного из т.н."new space". А тыла в виде амазона,как у Безоса у Маска нет.

Edited at 2017-07-24 07:06 (UTC)

Re: стал больше общаться с инженерами

Национальный совет - это бюрократический орган. Это Заказчик. "Новый космос" для них Исполнители.

Спасибо. Отдельно благодарю за название статьи. Дурные новости ведь продаются лучше, даже когда они лишь озаглавлены как дурные.

О заявленной цене пуска и цене обтекателя. Строго говоря, эти суммы могут быть никак не связаны. Есть пуски без обтекателей совсем, есть обтекатели разных размеров.

количество уже уменьшилось с 25 до 24,

ну википедия тут не аргумент))"до 24 пусков" Шортвелл вроде упоминала перед первым пуском в январе / минус Демо1 ушел в 18,плюс Х-37

Edited at 2017-07-24 07:32 (UTC)

В одном из прошлых постов max_andriyahov в комментариях писал, что, якобы, Гвин Шотвелл где-то говорила о "до 33 пусков" в начале 2017. Но я этого найти не смог. Плюс, там ссылки же на даты пусков везде.

> Самой большой новостью стало официальное подтверждение того, что в пилотируемом варианте Dragon 2 не будет реактивной посадки. [...] Маск высказался в том смысле, что корабль так сесть может, но им не хочется тратить ресурсы на убеждение в этом NASA, и, к тому же, он пересмотрел концепцию посадки аппаратов на Марс.
В смысле - пересмотрел? На Марс тоже на парашютах сажать будут? Для этого сначала придется организовать там океан.

Земные парашюты в принципе не применимы - на Марсе атмосферное давление на поверхности в районе 0,5% земного. Должна быть специальная именно марсианская система.

а про "пропульсивную посадку" Драгона, интересно- на луну не боялись садится, а здесь чем опаснее? как я понимаю, самое опасное -последние сотни метров-если что с тягой или даже третью тяги-"гарантированная смятка"/интересно в данном контексте,что Маск не давал будущего для летающих автомобилей,типа что это никогда не будет безопасно)

При чем тут Луна?!

Там других вариантов нет, поскольку нет атмосферы. Не знал?

Тямы не хватает. Дотянет ли до Луны?

При чем тут Луна?!

при том,что это единственный мне известный опыт посадки аппарата где либо на движках с людьми на борту/ по словам Маска,- они не отложили а отменили отработку посадки драгона на движках,включая грузовую версию Драгон2 ,которая планируется на МКС с 20го года и на которой планировали отработать и сертифицировать это тип посадки для пасс версии- вот это мне совсем не понятно-оставили хотя бы только для грузовой версии/ ну в сентябре расскажет

Edited at 2017-07-24 08:39 (UTC)

"в январе на этот год было запланировано в районе 30 пусков" — кем запланировано? википедией?:) Насколько я знаю, SpaceX с самого начала говорили о больше 20 запусков, никаких 30 нигде не проскакивало.

Там даты со ссылками же, а не просто от балды.

(Удалённый комментарий)

Хомяки ликуют и в воздух чепчики бросают!

Странно это слышать от индийского серого мунго (лат. Herpestes edwardsii) - мелкого хищника из семейства виверровых... %~)))

(Удалённый комментарий)
?

Log in

No account? Create an account