Научно-популярно о космосе и астрономии (lozga) wrote,
Научно-популярно о космосе и астрономии
lozga

Category:

Новые скафандры для новых кораблей

На прошедшей неделе в Инстаграм Илона Маска появилась фотография нового скафандра SpaceX для пилотируемой версии корабля Dragon. По плану, новые корабли Boeing CST-100 и Dragon v2 полетят в следующем году, логично, что сейчас нам начали показывать скафандры. В чем полетят астронавты недалекого будущего?

01.jpg

Небольшой ликбез


На сегодняшний день скафандры можно разделить на две условные группы - спасательные корабельные на случай разгерметизации космического корабля и для работы в открытом космосе (ВКД). Например, наши космонавты летают на "Союзах" в скафандрах "Сокол", а работают в открытом космосе в скафандрах "Орлан". На Спейс Шаттлах после катастрофы "Челленджера" астронавты выполняли взлет и посадку в скафандрах ACES, но при этом на корабле были скафандры EMU для работы в открытом космосе. В английском языке есть даже два разных названия - IVA Suit (IntraVehicular Activity, внутрикорабельная деятельность) и EVA Suit (ExtraVehicular Activity, внекорабельная деятельность). Из-за разных требований конструкция и внешний вид скафандров заметно различаются - корабельные легче, комфортнее и имеют меньшую автономность, а в скафандрах для ВКД можно проработать в открытом космосе до примерно 10 часов. Новые скафандры от SpaceX и Boeing относятся к корабельным, а вот модифицированный ACES (MACES) для "Ориона", как ожидается, кроме работы в корабле будет способен на аварийные выходы в открытый космос до четырех часов. В истории космонавтики также были скафандры, пригодные для обоих типов деятельности, например, советские "Беркут" и "Ястреб", а также американские "Джемини" и A7L для "Аполлонов".

SpaceX


По свежему фото в Инстаграм видно, что внешний вид скафандра совпадает с утекшими в сеть некоторое время назад фотографиями.

02.jpg

Также очень похожий скафандр заметен на видео 2015 года.



Информации пока крайне мало, Маск умело интригует и вызывает любопытство. Был слух, что от скафандра требовалось выглядеть "офигительно" ("badass-looking"), который косвенно подтверждается словами Маска в Инстаграм: "было очень сложно совместить эстетику и функциональность". На скафандре не заметны разъемы под кислородные шланги от корабля (скорее всего они прикрыты тканью или находятся сзади), и он действительно выглядит стильно. Из-за стройных линий некоторые даже начинают спекулировать, что, мол, SpaceX сделали принципиально другой по конструкции скафандр обжимного действия (MCP), но это маловероятно. Скорее всего, конструкторы вдохновлялись тоже не мешковатым скафандром "Меркурия", реализовав его на новом уровне технологий.

03.jpg

Boeing


В начале года был представлен скафандр компании Boeing. Здесь конструкторы постарались повысить удобство, например, скафандр на 40% легче других моделей (назывался вес всего 5,5 кг), шейное кольцо заменено на мягкую герметичную молнию, специальная молния на животе облегчает сидение и стояние в скафандре, а сетчатый материал knit-net борется с раздуванием надутого скафандра и не мешает в обычном полете. Отдельным достоинством называются перчатки, совместимые с емкостными тачскринами.

04.jpg



05.jpg

Две большие молнии - на спине для входа и на шлеме - позволяют надеть скафандр быстро, но могут вызвать вопросы надежности. Впрочем, молнии успешно использовались на скафандрах "Джемини" и A7L, и даже советская космическая промышленность с ними экспериментировала.

06.jpg
Мягкий шлем скафандра G5C для "Джемини". Использовался в длительной миссии именно из-за удобства

07.jpg
Вариант советского "Сокола" с молнией

MACES


Наименее стильным (но, возможно, самым надежным) является скафандр для корабля Orion, который разрабатывается в NASA. Он является модификацией скафандра для Спейс Шаттла ACES и легко узнаваем по характерному оранжевому цвету (в США их даже называют "тыквенные скафандры").

08.jpg
ACES

09.jpg
MACES на испытаниях

Здесь есть и не очень комфортное шейное кольцо, и мешковатый вид, но по объему и качеству проведенных тестов это, скорее всего, лидер. Также конструкторы собираются сделать его способным к выходам в открытый космос длительностью до 4-х часов. На МКС такие выходы обычно длятся раза в два дольше, заменить EMU этот скафандр не сможет, но для каких-то задач может хватить и этого времени.

Скафандр для "Федерации"


Естественно после такого разнообразия хочется узнать, как идут дела у отечественных разработчиков. Корабль "Федерация" полетит еще нескоро, но можно найти информацию о создаваемых сейчас прототипах новых скафандров.

10.jpg
"Сокол-МП", "пассажирский"



Любопытно, но по видео создается ощущение, что конструкторы НПП "Звезда" пошли путем максимальной простоты и удобства - руки и ноги будут настраиваемой длины, чтобы не делать скафандр под конкретного человека, перчатки (одну из самых сложных частей скафандра) серьезно упростили, вместо "кишки" для входа на груди поставили гораздо более быструю и удобную молнию. Шлем все также закрывается на механический замок, но сплошного металлического кольца не было и раньше, так что тут нет серьезного отличия по удобству от молнии.

Интересно, когда конструкторы разных предприятий идут разными путями. Пусть расцветают сто технических решений, любопытно будет посмотреть на то, как они будут выглядеть и летать.

Я в социальных сетях:
Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube

attentioneer.jpg
Tags: #скафандры, пилотируемая космонавтика, частный космос
Subscribe
promo lozga november 4, 2014 17:00
Buy for 50 tokens
Привет! Добро пожаловать в блог, посвященный популяризации космонавтики, астрономии, и, шире, науки и прогресса человечества. Если вы зашли ко мне впервые, рекомендую почитать длинные серии постов по тегам: Серия "Незаметные сложности космической техники". Рассказы о том, как и почему ракеты и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 200 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →