Научно-популярно о космосе и астрономии

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Прибавления и убавления в семействе частных космических компаний
lozga
Минувшая неделя ознаменовалась двумя в каком-то смысле дополняющими друг друга новостями. Китайцы скопировали Falcon 9 SpaceX (на самом деле нет), а компания Northrop Grumman за $9,2 миллиарда поглотила крупного "космического частника" Orbital ATK.

01.jpg
Испытания тестового стенда LinkSpace

Не копия


"Китайцы скопировали SpaceX" - в таком формате вы уже могли слышать эту новость, она разошлась весьма широко. Но реальность заметно отличается. Китайская компания LinkSpace, которую называют "первой частной космической компанией Китая", показала концепт ракеты New Line 1, где легко узнаваемы посадочные "ноги" и, если приглядеться внимательней, решетчатые рули первой ступени Falcon 9 компании SpaceX.

02.jpg
Слайд презентации LinkSpace

Прежде всего, New Line 1 гораздо меньше и легче Falcon 9. Со стартовой массой 33 тонны, что в 16 раз легче F9, New Line 1 относится к ракетам-носителям сверхлегкого класса и должна будет выводить на солнечно-синхронную орбиту всего 200 кг полезной нагрузки. Также на первой ступени стоят 4 двигателя (вместо 9 у F9) тягой в 10 тонн каждый (в семь раз слабее Merlin 1D). Разница в количестве двигателей означает и другие алгоритмы посадки, потому что держать включенными придется минимум два двигателя (вместо одного у F9), и из разницы соотношения их тяги и пустой массы ступени логично предположить, что китайские двигатели могут гораздо сильнее дросселироваться (их тягой можно управлять в большем диапазоне).

Далее, конкретный внешний вид посадочных опор не относится к высоким технологиям, и их копирование скорее вопрос внешнего вида и дизайна, чем серьезной инженерной задачи. А решетчатые рули китайцы "скопировали" у Falcon 9 ровно в том же смысле, в котором сама SpaceX "скопировала" их у СССР, где их и придумали много лет назад. Никакое конкретное техническое решение Falcon 9 нельзя прямо скопировать на New Line 1 - каждый агрегат придется проектировать под гораздо более легкую ракету с нуля.

В то же время, одну вещь LinkSpace все-таки позаимствовала у SpaceX - концепцию посадки первой ступени при помощи двигателей на посадочные опоры. Дело в том, что вариантов спасения отработанных ступеней много - двигатели, парашюты, крылья, можно спасать всю ступени или только блок двигателей без баков. У каждого варианта есть свои плюсы и минусы, и SpaceX продвинулась дальше всех в одном конкретном способе, показав его принципиальную реализуемость. Экономические расчеты нужно подтвердить длительной эксплуатацией, и многоразовая схема вполне может иметь разную эффективность для ракет-носителей разных весовых категорий. Поэтому правильнее сказать, что китайская LinkSpace скорее вдохновлялась SpaceX. Это в интервью не скрывают и представители компании:

SpaceX очень классные, и Falcon 9 - отличнейшая ракета, мы рассматриваем их как цель и пример для подражания, потому что у них есть очень многое, чему мы можем научиться
Ху Женью (Hu Zhenyu), основатель и CEO LinkSpace


В целом эта история наводит на размышления, причем очень далекие от штампов "Китай только копирует чужое". Прежде всего, отлично, что появляются новые космические стартапы в разных странах, интересно смотреть, как они экспериментируют с различными техническими идеями, и повышается вероятность того, что в итоге получится что-то полезное для всего человечества.

Вторая мысль, увы, имеет горький оттенок. Китайское телевидение сделало репортаж о компании, в которой говорится, что LinkSpace - это шесть молодых людей не старше тридцати.



Стартап разработал свой двигатель, сделал и успешно испытал несколько технических демонстраторов, которые висели на реактивной тяге. На этом фоне бледно выглядят результаты отечественных частников, которые на сегодняшний день в лучшем случае смогли успешно испытать только двигатель, а не в лучшем случае испытания закончились взрывом и впечатляющим скандалом. Китай - это первая экономика и "кузница" планеты, и это уже дает системный эффект, когда заняться производством хайтека там гораздо легче, чем в других странах. Даже если бы New Line 1 был полной копией, в двадцать лет копировать лучшие мировые образцы не стыдно. А через 10-20 лет, боюсь, уже мы будем копировать передовые решения набравшихся опыта китайских инженеров.

Пришли к успеху


Вторая новость вызвала меньше внимания, но она по-своему важна и также наводит на размышления. Компания Notrhrop Grumman за 9,2 миллиарда долларов приобрела частную космическую компанию Orbital ATK. На вопрос "зачем" лучше всего отвечает слайд из презентации с мероприятия, посвященного событию.

03.jpg
Источник: Doug Messier

Компания Orbital ATK производит твердотопливные ракетные двигатели, которые используются как в военных, так и в гражданских целях, эксплуатирует Pegasus, единственную из использующихся сейчас ракет-носителей воздушного старта, а также возит на МКС грузы на корабле Cygnus и ракете-носителе Antares в рамках программы COTS параллельно SpaceX. Также они эксплуатируют ракету-носитель Minotaur и создали по заказу NASA зонд Dawn, который сейчас исследует Цереру. Northrop Grumman - сравнительно старая и очень крупная компания (активы оцениваются в $25 миллиардов на 2016 год), которая работает в аэрокосмической и военной отраслях. Кроме, например, бомбардировщиков B-2 или коммуникационных спутников TDRSS, Northrop Grumman является основным подрядчиком в создании телескопа "Джеймс Вебб".

04.jpg
РН "Антарес", фото Ken Kremer

Компании действительно неплохо дополняли друг друга, и расстраиваться по поводу их объединения стоит разве что только военным заказчикам - там будет меньше конкуренции, и цены могут вырасти. В космической же сфере получается любопытная картина - Northrop Grumman такая же частная компания, как и Orbital ATK, но говорить о частном космосе здесь уже язык не поворачивается. У понятия "частная космонавтика" сейчас отчетливый дух стартапов, новых и, по крайней мере сначала, небольших компаний. Но те фирмы, которым посчастливилось вырасти и "прийти к успеху", меняются и встраиваются в систему на новом уровне. При этом, кстати, теряется внешняя привлекательность компании. Это нормально, например, Google уже мало кто называет "корпорацией добра". А если, как и в первой новости, представить себе будущее лет через 10-20, то этот эффект способен дать забавные результаты - успех тех же SpaceX может породить новости вроде "Boeing, Lockheed Martin, Northrop Grumman и SpaceX создали компанию American Launch Alliance, эксперты опасаются повышения цен на космические запуски в условиях монополии".

В целом же, пусть и местами с горьким привкусом, обе новости хорошие. Появляются ли новые или взрослеют старые компании, это говорит об активной жизни космической отрасли.


Я в социальных сетях:
Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube

attentioneer.jpg

Записи из этого журнала по тегу «частный космос»


промо powerforpeople 12:15, Суббота 1
Разместить за 30 жетонов

  • 1
Меняйте мемы, а то повторение одного и того же надоедает.

Ну вот,и где батуты?

На фото. Антарес сейчас летает на РД-180

"Экономические расчеты нужно подтвердить http://lozga.livejournal.com/113793.html"

Статья по ссылке "подтвердить" от мая 2016 года.
Не думаете освежить понимание в данном вопросе?

По статье: Новость про китайцев конечно хорошая, но будет интересно посмотреть когда китайцы выйдут по частникам в сегмент коммерческих запусков на ГПО 5-6,5 тонн

Пока ситуация не поменялась, на мой взгляд, нужно еще как минимум несколько лет.

Пока эти китайцы "в сегменте" поиска средств на разработку.

9,2 миллиарда долларов

Это ж сколько тогда СпейсИкс должна стоить?

Re: 9,2 миллиарда долларов

компания непубличная, так что как договорятся

Думаю, меньше - у Orbital еще и военный бизнес был - автоматические пушки, например. Состояние Маска оценивалось в 11 миллиардов, и это, очевидно, + Tesla и Solar City.

////Далее, конкретный внешний вид посадочных опор не относится к высоким технологиям, и их копирование скорее вопрос внешнего вида и дизайна, чем серьезной инженерной задачи.

Выбор проектного решения - серьезная инженерная задача. Проработка его - зачастую рутина.

////А решетчатые рули китайцы "скопировали" у Falcon 9 ровно в том же смысле, в котором сама SpaceX "скопировала" их у СССР, где их и придумали много лет назад.

Решетчатые рули придуманы в СССР так давно, что они вообще нисколько не скопированы. Но да, Точка имеет схожее решение при схожих условиях их применения. Что забавно, Искандер - нет.

Вообще, если вспомнить, то рули эти - скоротечная импровизация. А китайцы, тем не менее, копируют решение (тут оба слова важны - решать трудно).

////Никакое конкретное техническое решение Falcon 9 нельзя прямо скопировать на New Line 1 - каждый агрегат придется проектировать под гораздо более легкую ракету с нуля.

Да, каждый агрегат любого проекта надо спроектировать. То есть отобразить образ агрегата на общий проект и проверить пользу такого решения. Вы написали такую банальность, что скулы сводит.

Однако, повторю, принимать ответственное решение - сложно. Отдельная сложность - найти того, кто заплатит за разработку невиданного решения. Потому китайцы и будут на голове стоять, чтобы сделать похоже на SpaceX. Заимствовать решения - их стратегия.

О, крупные эксперты подтянулись, так не растолкуете мне с фактами /ссылками Ваше прошлое громкое заявление, что советская РКТ "20 лет развивалась на заделе от немцев/ В.фон Брауна, а как заделы кончились она сдулась."

Тут как раз спецы есть , есть кому оценить Вашу эрудицию :-)

(Скрытый комментарий)
Если честно, никак не понимаю смысла реактивной посадки первой ступени на планете с плотной атмосферой. Тащить посадочные ноги и топливо не слишком ли расточительно при том, что на ракете каждый грамм дорогущий до ужаса? Старый добрый парашют достаточных для мягкого приводнения размеров несоизмеримо легче и надежнее.

Edited at 2017-09-27 01:31 (UTC)

Легче ли? Надежнее ли после водички?

Парашут даже капсулу с людьми посадить не может - приходится на неё ставить реактивную систему мягкой посадки.
А если же соплами об воду стукнуть - они порвутся нахрен. Да и сама ступень быстро волнами фрагментируется - слишком длинная.
Маск на воду сажать пробовал поначалу.

ну ок упали мы в воду

приводнились так сказать
и что нам с этим мятым куском метала делать ?
двигатели залила соленая вода, они горячие, их покорежило
баки помялись, хорошо если ступень не развалилась на 2 части,
по границы баков.
электронику и проводку залило водой.

что ? зачем ? нафига мы так приземлялись ?
хз. Мегаволт лабу тока известно. в металлом сдать ?

а у нормальных людей при удачной посадки на лапки ракета которую можно взять отвезти на тестовый стенд и там раз 7 прожечь без какой либо переборки и диагностики, ну или можно оглядеть с разных сторон и понять где слабые места, которые надо усилить, а потом пульнуть ее еще раз, и еще раз посадить.
а в новой версии довести цикл пуск-посадка-пуск до пары недель, и пары миллионов на транспортировку и обследование.

но вы можете конечно приземлятся в воду, че бы и нет, у нас свободная планета, никто за руки не держит.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account