?

Log in

No account? Create an account

Научно-популярно о космосе и астрономии

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Воспоминания о ракетной почте
lozga
В этом месяце будет юбилей уже практически забытого события - 16 ноября 1992 года стартовал, а 22 ноября приземлился аппарат миссии доброй воли "Европа-Америка 500", доставивший сувениры и послания мира из Плесецка в Сиэтл. Эту миссию называют первым частным космическим полетом, но правильнее назвать ее единственным примером космической почты.

01.jpeg
Журнал "Mechanix Illustrated", январь 1957

Ракетный экспресс "Плесецк-Сиэтл"


В 1985 году при газете "Комсомольская правда" был создан Фонд социальных изобретений. Кроме обработки десятков тысяч предложений по созданию гражданского общества от читателей газеты, фонд поддерживал организации от Союза ветеранов Афганистана до Интерфакса, а также участвовал в подготовке первого визита Бориса Ельцина в США в 1989 году. В начале 90-х, когда заводы остались без военных заказов, была очень популярна тема конверсии - перехода военного предприятия на производство гражданской продукции. И чью-то светлую голову осенила идея убить двух зайцев - устроить пиар российской ракетно-космической техники и сохранить хотя бы временно рабочие места на ЦСКБ "Прогресс" в Самаре, произведя грузовой аппарат на базе спутника дистанционного зондирования Земли "Ресурс-Ф1".

02.jpeg
"Ресурс-Ф1". Сфера справа - спускаемый аппарат, аналогичный "Востокам", "Восходам", "Зенитам" и современным "Фотонам" и "Бионам"

Удивительно, но на это мероприятие нашлись частные деньги - спонсорами выступили компании "Интерсервис", "Нева Интернешнл", "Гарант" (все ныне забыты) и банк "Санкт-Петербург", сохранившийся до сих пор. В официальном бюллетене специально подчеркивается, что этим заказом удалось сохранить тысячи рабочих мест.

Кроме денег, необходимо было договориться и на государственном уровне. Американский предприниматель и филантроп Боб Уолш (Bob Walsh), ранее участвовавший в организации Игр доброй воли в Сиэтле, услышал о проекте во время визита в Москву в 1991 и согласился его поддержать за океаном.

03.jpeg
Фото с сайта Perta Campbell

Аппарат загрузили 19 контейнерами с сувенирами, подарками, образцами продукции, погашенными советскими однорублевыми банкнотами, иконами, детскими рисунками, двумя обручальными кольцами, хрустальной статуэткой Статуи Свободы, посланиями Бориса Ельцина, лидеров европейских стран и Далай-ламы. Общий вес грузов составил одну тонну при полной массе "Ресурса-500" в 6 тонн.

В 0:52 московского времени ракета-носитель "Союз" успешно стартовала с космодрома "Плесецк". Спустя неделю пребывания в космосе спутник выдал тормозной импульс, и спускаемый аппарат приводнился в 190 километрах от западного побережья США. Корабль измерительного комплекса "Маршал Крылов", несмотря на семибалльный шторм, нашел его по сигналам маяка КОСПАС-САРСАТ и поднял на борт.

04.jpeg
"Ресурс-500" на борту "Маршала Крылова", фото АнатолийШ/Википедия

Утром 24 ноября корабль в торжественной обстановке пришвартовался в порту Сиэтла. В городе прошли обширные мероприятия - конференция деловых возможностей, парад, фото- и художественные выставки. Обе стороны сделали шаги к большей открытости - визит "Маршала Крылова" был первым посещением порта Сиэтла советским кораблем со времен Второй мировой войны, а ранее секретный корабль был впервые открыт для осмотра иностранцами. Спускаемый аппарат на поисково-спасательном вездеходе "Синяя птица" отправили в Музей авиации, где он и находится до сих пор.

05.jpeg
"Ресурс-500" в Музее авиации, фото Ciar/Википедия

Полет стал катализатором таких инициатив как "Бизнес для России" и консорциум "Европа-Америка 500". Была запущена программа стажировки, по которой до 2000 года в США побывали 10 тысяч человек, из них 3 тысячи россиян.

Нельзя назвать хорошими условия, в которых зародился проект "Европа-Америка 500", но ему очень повезло реализоваться (называются сроки всего 150 дней от идеи до полета!), и он получился удачным - благодаря в том числе и ему российские космические предприятия сумели заявить о себе на международном рынке.

Ракетная почта


Идея использования ракет для доставки почты появилась еще в начале 19 века, после того, как ракеты Конгрива стали широко известны и начали производиться в больших количествах. Немецкий драматург, поэт и прозаик Генрих фон Клейст рассчитал, что несколько стационарных ракетных батарей позволят доставлять почту из Берлина в Бреслау, на расстояние 300 км, всего за полдня. На остовах Тонга (Полинезия) экспериментировали с отправкой почты ракетами, но не смогли добиться удовлетворительной надежности.

В 20 веке энтузиасты ракетной техники, размышляя о применении ракет, конечно же, вспомнили про почту. В 1931-35 Фридрих Шмидль запустил 24 ракеты V-7, доставивших более шести тысяч писем между двумя австрийскими населенными пунктами на расстоянии нескольких километров. Герхард Цукер ездил по Германии, популяризуя ракетную почту, почти смог убедить почту Великобритании, но обе ракеты взорвались при попытке доставить отправления на расстояние полутора километров.

06.jpeg
Герхард Цукер (справа)

В Индии Стивен Смит, начав в 1934, провел больше двух сотен пусков до 1944 года.

07.jpeg
Конверт индийской ракетной почты

В США в 1936 году первую ракетную почту доставили на расстояние всего несколько сотен метров при помощи крылатой ракеты.

08.jpeg
Первая ракетная почта США, журнал "Популярная механика", май 1936

Есть даже видео неудачных испытаний:





Известна история, как во время Второй мировой войны невинное обсуждение в узком кругу мирного применения баллистических ракет в том числе и для перевозки почты стоило фон Брауну серьезных проблем с гестапо. Во Франции проводились эксперименты с почтовыми ракетами после войны. А в 1950-х энтузиасты в США отправляли небольшие ракеты через границы штатов и реку Колорадо.

Но самый впечатляющий эксперимент с ракетной почтой провели в США в 1959 году. С подводной лодки Barbero запустили крылатую ракету Regulus, у которой на месте ядерной боеголовки разместили три тысячи писем.

09.jpeg
Старт ракеты Regulus, фото Национального почтового музея США

10.jpeg
Конверт

На подводной лодке даже разместили официальное почтовое отделение, а генеральный почтмейстер США Саммерфильд заявил, что еще до высадки человека на Луну почту будут доставлять крылатые ракеты. Он ошибся - если в 1920 годах письмо шло через Атлантический океан неделю, то в 1950-х авиапочта преодолевала это расстояние за сутки, и никакие отправления не могли окупить стоимость крылатой ракеты.

Красиво, но ошибочно


Некоторые энтузиасты вроде главы Марсианского общества Роберта Зубрина верят в ракетную почту и сегодня, а после реанимации идеи суборбитальных пассажирских ракет Маском на 68 Международном астронавтическом конгрессе будет забавно услышать в 2018 году от него и о грузовых/почтовых ракетах, но на мой взгляд реализация в обозримом будущем ракетной почты крайне маловероятна. Информация мгновенно и за копейки передается по Интернету, а для материальных предметов стоимость доставки обычно важнее скорости. Надежды на рынок элитных бизнес-отправлений нет - таких заявок не будет много. Немного жаль, что эта красивая идея мирного использования ракет оказалась ошибочной, но у ракет хватает работы в космосе, а красивую картинку мы легко можем увидеть в фантастике. Вот, например, очень забавная ракетная почта в фильме "Миссия невыполнима 2" (с 2:28):


Я в социальных сетях:
Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube

attentioneer.jpg

Записи из этого журнала по тегу «история космонавтики»


promo lozga november 4, 2014 17:00
Buy for 20 tokens
Привет! Добро пожаловать в блог, посвященный популяризации космонавтики, астрономии, и, шире, науки и прогресса человечества. Если вы зашли ко мне впервые, рекомендую почитать длинные серии постов по тегам: Серия "Незаметные сложности космической техники". Рассказы о том, как и почему ракеты и…

  • 1
У всех таких проектов есть большой вопрос с транспортным плечом перед основной транспортировкой и после нее.

Ракетная почта маловероятна, а вот дроновая - почему бы нет? Уже сейчас БПЛА используются для развоза доставок. Вполне можно предположить, что несколько более крупные БПЛА могут быть использованы cost-effective для доставки срочных почтовых отправлений на средние дистанции...

Я вам скажу почему нет. Потому что сразу повылазит куча существ с протестами, например что ваш дрон может перевозить наркотики, наличные, или бомбу, а сидеть в результате будет не дрон, а вы, и существа об этом позаботятся. Также для дронов сегодня нет выделенного воздушного пространства (диапазона высот), и если какой-нибудь "рельсовый" вертолёт впилится в ваш дрон, сидеть опять же будете вы. Ну и банальности, например, а докажите что ваш дрон не залетит в пространство аэропорта чтобы поугрожать всем подряд, или в пространство каких-нибудь особо секретных объектов, о которых вы даже не знаете, ну и прочее такое. Поэтому где-то дроны будут летать, а где-то не будут, хотя воздух и гравитация везде одинаковые. Чтобы не с пустыми руками: при принятии пакета курьер даёт заполнить форму, где среди прочего отправитель заявляет что пакет не содержит того да сего -- это чтобы курьеру и его начальству не сесть, а бизнесу работать. С дроном такая функция не совместима, а законы применяются не к дронам, а к их владельцам. Поэтому пока всё это липкое не просохнет, дешёвые и быстрые доставки не получатся, хотя технически возможны уже немало лет.

Edited at 2017-11-07 06:18 (UTC)

Вообще-то доставку наличных дронами уже тестируют

https://vc.ru/24530-sber-cahs-drones

Экий фонтан Вы заткнули одним линком! Респект!

Я не стану объяснять что не следует путать смелые эксперименты с массовой практикой. Термоядерный синтез уже полвека тестируют, а тем временем электричество возникает преимущественно из угля.

Термоядерный синтез уже полвека представляет основу арсеналов ядерных держав.

Я о том что филистерские вопли про наркотики, терроризм и отмывание денег, вряд ли остановят крупные организации, особенно афиллированные с государством, от внедрения действительно выгодных технологий.

Точно так же как внедрения в мозги обывателей представлений о стластной и узастной радиации не мешает ставить ядерные энергетические установки на военные корабли (в особенности подводные).

Вообще это была бы идеальная ситуация для нынешней системы. Когда дронами может пользоваться государственная почта, банки с государственным участием, МЧС и больше никто.

Гоббсовскую монополию на насилие в массовое сознание уже внедрили, хотя тексты УК прямо противоречат этой философской концепции, утверждая "право на необходимую оборону", причем без приставки "само-".
Идеи "интеллектуальной собственности" внедрили. Точно так же кое-кто захочет внедрить и монополию на летающие видеокамеры.

1. Вы хорошо поняли о чём я написал -- подмена смысла аргументом не является.
2. Есть закон, и если закон (или его слуги) обещают оператору неограниченные проблемы, то никто никуда не полетит. Государственные организации ещё более повязаны всякими правилами и ограничениями -- у них государство ещё и внутри, а не только снаружи. Чем ближе к центру власти, тем больше можно забивать на закон, но это ничего не значит в контексте моего тезиса.
3. Таки мешает. Есть страны, где всё это запрещено именно в результате промывания мозгов. Австралия, например.
4. В этой идеальной ситуации всем перечисленным пришлось бы платить на порядки больше за эти вещи, потому что без массового применения нет массового рынка, а МЧС, почта и банки не создают дроны.

> 2. Есть закон, и если закон (или его слуги) обещают оператору неограниченные проблемы, то никто никуда не полетит.

Закон - это регламент работы государства. Если государству или тесно аффилированой с ним структуре будет надо - закон перепишут.

> 4. В этой идеальной ситуации всем перечисленным пришлось бы платить на порядки больше за эти вещи,

Так это же классно! Уже по крайней мере с Первой Мировой, если не раньше, именно по такому принципу работают военно-промышленные комплексы всех развитых стран - продают министерству обороны пятицентовую гайку за доллар и платят чиновнику десять центов отката. Поэтому чем дороже, тем лучше.
Постепенно область действия подобных финансовых схем расширяется.
В Москве сейчас научились улицы ремонтировать по такому же принципу, а в США медицина так работает.

В некоторых штатах Америке уже разрешено сбивать дроны, пролетающие над твоим участком...

> для материальных предметов стоимость доставки обычно важнее скорости

А DHL и прочие курьерские сервисы об этом не слышали. :) Например, нужно отправить документ (это лист бумаги с подписями или печатями, иногда пачка листов) в другую страну, желательно с доставкой в тот же день, что нереально, но хотя бы как можно быстрее. И вот сегодня это дней пять, хотя самолёты летают каждый день и даже по несколько рейсов. Где задержка? При передачах. Вот в этом курьеры и выигрывают: приезжает к дверям, берёт из рук, и на другом конце в обратном порядке. Если чувака в фургончике заменит робот, летающий между грузовым терминалом аэропорта и местом приёма или доставки, всё это займёт полчаса. Ещё несколько минут уйдёт на формирование маршрута, и заполнение контейнера на следующий рейс. На другом конце в обратном порядке. В результате, если убрать все задержки, получится примерно равная цена (куча зарплат уйдёт) и доставка в тот же день. Это эквивалент ракетной почты по цене курьерской и с гарантией что не сгорит в пути. :) Всё описанное уже начинается в разной степени разными организациями. А пока "экспресс" доставка листа бумаги на другой конец ежедневных авиарейсов занимает пять дней и стоит 20 баксов. Курьер -- порядка двух дней и 100 баксов. Чуть в сторону от больших аэропортов, и дни превращаются в недели, даже у курьеров. Это какой-то позор.

Edited at 2017-11-07 06:11 (UTC)

Электронная цифровая подпись? - Нет, не слышал...)
В цивилизованных странах бумажный документооборот доживает последние дни.
На упомянутую экзотическую услугу спрос будет супер-ограниченным

Там речь про МЕЖДУНАРОДНЫЙ документооборот. А в разных странах разные стандарты на криптоалгоритмы.
В США свой, в России свой, в Японии свой.

Даже при заключении конвенции о международных биометрических паспортах не смогли договориться о глобальной PKI, что в результате позволило всяким технофрикам выписывать паспорта на имя Гарри Поттера или Микки Мауса, с которыми спокойно проходились досмотры в аэропортах Европы.

вы считаете, что не договорятся и будут возить бумажки?)
я очень сомневаюсь...
наверняка можно согласовать и сделать некий шлюз

Шлюз сделать нельзя. Ибо от этого теряется весь смысл электронной подписи.

Что такое электронная подпись - это некое криптографическое преобразование документа, выполнить которое может только владелец секретного ключа, а проверить что эта подпись выполнена именно над этим документом и этим владельцем - кто угодно.

Соответственно, если шлюз переподписывает документ (другим алгоритмом), то там уже подпись шлюза, а не исходного подписавшего. Как максимум, это аналог нотариального заверения перевода документа.

По российским законам такая подпись вообще юридической силы не имеет, поскольку у нас считается, что электронная подпись - аналог собственноручной, а значит за каждым ключом должен стоять человек, который лично и ответственно принимает решение о каждой подписи, а не сервер или еще какая автоматизированная система, которая вырабатывает эти подписи тысячами в секунду.

Российский закон об ЭЦП, конечно, несовершенен и коррупционноемок, но определенная внутренняя логика в нем есть.

молодец, синий. отличный пост

16 ноября 1992 года стартовал, а 22 ноября приземлился

походу, груз на таможне застрял..

  • 1