?

Log in

No account? Create an account

Научно-популярно о космосе и астрономии

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Компания XCOR Aerospace подала на банкротство
lozga
Одной частной компанией и оператором суборбитального туризма стало меньше - 8 ноября XCOR Aerospace, проработавшая в космической отрасли почти 20 лет, подала на банкротство по главе 7, подразумевающей ликвидацию компании.

01.jpeg
Сотрудники XCOR AEROSPACE и губернатор Техаса Рик Перри, источник

Взлет и падение


Увы, нельзя сказать, что это стало трагической неожиданностью, новости о проблемах компании шли уже достаточно долго. В 2015 году сменился CEO, а трое из основателей ушли, создав новую аэрокосмическую компанию Agile Aero. В 2016 году штат сократили примерно наполовину, главным образом уволив людей, занимавшихся суборбитальным космопланом Lynx, с целью сфокусироваться на создании водородного двигателя для разрабатывающейся верхней ступени ACES по контракту с United Launch Alliance. В 2017 году проработавшего всего два года нового CEO Дональд Трамп пригласил в Министерство обороны, а неделю спустя сократили весь остававшийся персонал. Последний из остававшихся основателей летом 2017 года ушел в Deep Space Industries. Несколько месяцев компания висела на волоске в надежде найти новых инвесторов, но этого не произошло. Судебные документы говорят, что у XCOR осталось активов на $1-10 миллионов, долгов от 10 до 50 миллионов и от 100 до 199 кредиторов.

Компания XCOR Aerospace была основана в 1999 году инженерами, вышедшими из обанкротившейся частной космической компании Rotary Rocket. Почти сразу появились заметные результаты - в 2000 году начали испытания собственного ракетного двигателя, а в 2001 полетел первый частный ракетный самолет EZ-Rocket.

02.jpeg
EZ-Rocket в полете, фото Corkeyandpals/http://aircraft.wikia.com

Аппарат установил несколько рекордов - первый уход на второй круг с касанием ВПП для ракетного самолета, перелет на 16 км, первый официально доставивший почту пилотируемый ракетный самолет.

С 2003 года началась разработка суборбитального космоплана для космического туризма. Самолет с ракетным двигателем должен был стартовать с взлетно-посадочной полосы, подниматься до высоты 100 км и затем планировать обратно. В идеале за один день аппарат мог совершить несколько рейсов. До 2007 года проект шел под названием Xerus, затем его переименовали в Lynx.

03.jpeg
Lynx, изображение XCOR Aerospace

Для использования в качестве технологического демонстратора ракетный двигатель поставили вместо поршневого на самолет Velocity SE, получившийся аппарат под названием Rocket Racer показывали на авиашоу и даже хотели организовать гонки ракетных самолетов, для чего создали Лигу ракетных гонок. В 2008 году Rocket Racer красиво полетал на авиашоу в Ошкоше.



XCOR успели посотрудничать с NASA, разрабатывая ракетный двигатель для взлетной ступени лунного модуля по программе Constellation (остановленной в 2009). В 2011 году компания объявила о начале совместной с ULA разработки кислородно-водородного двигателя тягой 11-13 тонн, первое испытание провели в 2013 году, и оно было успешным. В 2015 году было объявлено, что на разрабатываемую перспективную ступень ACES могут быть установлены двигатели от XCOR Aerospace, Blue Origin BE-3 или уже давно существующий RL-10.

Почему?


04.jpeg
Основатели XCOR Aerospace, слева направо Дуг Джонс, Алета Джексон (умерла в 2016), Джефф Грисон, Ден Делонг, фото Lands’ End

За прошедшие несколько дней уже успели появиться материалы, рассказывающие о причинах краха компании. Генри Вандербильт, бывший сотрудник и акционер XCOR Aerospace, пишет, что причиной был менеджмент. Якобы, дело в том, что инженеры-основатели компании не смогли справиться со своими управленческими задачами. По словам Генри, крах XCOR Aerospace был "длительным, болезненным и сильно запутанным "cиндромом основателя"" - ситуацией, когда основатели стартапа, технари, не могут справиться с ростом своих управленческих задач при росте фирмы.

Вне зависимости от того, прав Генри или нет, эта печальная история является еще одним напоминанием о сложности попыток заработать на космосе. Даже если компания производит новые, уникальные и замечательно работающие образцы техники, у нее не всегда получается дожить до того момента, когда они начнут приносить прибыль. Вообще, по опыту других компаний, возникает ощущение, что частной космической фирме крайне полезны постоянные источники дохода в других или смежных сферах. Новостей об инвестициях, которые еще недавно публиковала XCOR Aerospace, и информации, что ее оценили в $140 миллионов, увы, не хватило. Безос может продать акций Amazon на 1,1 миллиарда долларов, чтобы поддержать свой космический проект Blue Origin, а вот отказавшаяся от военных контрактов Rocket Lab не имеет подушки безопасности, которая бы смогла ей помочь в период трудностей.

Наследие


05.jpeg
Поршневой насос ракетного двигателя, чертеж XCOR Aerospace

Основной идеей двигателей XCOR Aerospace было использование поршневых насосов вместо турбин. Небольшая потеря в эффективности с лихвой компенсировалась простотой конструкции, в результате чего двигатели проектировались и создавались быстро, а за свою не очень долгую жизнь компания сумела испытать несколько моделей. Прислушайтесь, как запускают двигатель, треск перед включением, наверняка, работа насоса.



XR-8H21 - кислородно-водородный двигатель с отличными показателями - тягой 11 тонн и удельным импульсом 460 секунд. Высокие характеристики двигателя означают, что его могут купить ULA или Orbital ATK (недавно куплена компанией Northrop Grumman). Даже SpaceX мог бы пригодиться такой двигатель - своих кислородно-водородных у них нет, а у кислородно-керосиновых меньше удельный импульс, что неприятно на верхних ступенях.

06.jpeg
Двигатель XR-5K18, фото XCOR Aerospace

XR-5K18 - кислородно-керосиновый двигатель, пригодный для многократного включения, потенциально может пригодиться многим ракетным стартапам - он прост, может использоваться многократно и испытывался с 2008 года, что обещает его высокую надежность.

07.jpeg
Сборка носовой части Lynx, фото XCOR Aerospace

Космоплан Lynx готов примерно на 2/3, весь профиль полета подробно исследован в аэродинамической трубе, и аппарат не имеет никаких теоретических препятствий для полета. Он может заинтересовать и космические стартапы, мечтающие о суборбитальном космическом туризме, и большие компании вроде Boeing или Lockheed Martin, которые смогут на его базе, например, попробовать создать сверхлегкий носитель воздушного старта с многоразовой первой ступенью.

Заключение


Как бы ни было печально банкротство XCOR Aerospace, результаты их работы вполне могут быть куплены и использованы кем-нибудь другим. Если знания, необычный подход к созданию ракетного двигателя и потенциально перспективные разработки сохранятся, для прогресса человечества XCOR Aerospace останется живой.


Я в социальных сетях:
Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube

attentioneer.jpg

Записи из этого журнала по тегу «частный космос»


promo lozga november 4, 2014 17:00
Buy for 20 tokens
Привет! Добро пожаловать в блог, посвященный популяризации космонавтики, астрономии, и, шире, науки и прогресса человечества. Если вы зашли ко мне впервые, рекомендую почитать длинные серии постов по тегам: Серия "Незаметные сложности космической техники". Рассказы о том, как и почему ракеты и…

  • 1
"Почему"
Началом настоящих финансовых проблем, как утвержадают, стал разрыв контракта с ULA на разработку двигателя на водороде для верхней ступени.
Еще в прошлом году ULA давало средства и мир казался не таким сложным.
В 2017 имея конкуренцию между Blue Origin и Aerojet Rocketdyne, конкурирующих в разработке двигателей для многоразовой верхней ступени "Вулкана", ULA посчитала, что нет необходимости в дальнейшем сотрудничестве с XCOR.

Половину сотрудников по проекту Lynx уволили в 2016, когда ULA еще давали деньги, и это несмотря на привлечение инвестиций в 2015, так что проблемы явно были и до этого.

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal России! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

грустная история.. -всегда поражало остекление у их космолета,-как у бомбардировщика времен второй мировой))неужели они всерьез собирались так и реализовать его? выглядит совсем несерьезно

На фото сборки носовой части фонарь выглядит прилично.

Как понимаю, на тот момент были только плоские термостёкла.

RIP как пишут буржуи в таких случаях, думаю технари без работы не останутся , Спейсы или Голубые подберут :-)
А я вот намедни проходил мимо проходной КБ Химмаш, первого в моей жизни предприятия по РКТ и увидел, что это нынче на самостоятельное КБ а вмего лишь филиал Хруничева, учитывая положения Хруничева нынче , похоже близок конец истории Исаевской конторы..

> основатели стартапа, технари, не могут справиться с ростом своих управленческих задач при росте фирмы

Даже тут человеческий фактор оставил свои разрушительные следы. :)
На их железо наверняка уже есть покупатель, так что банкротство нанесёт ущерб инвесторам, но врядли развитию проекта.

Интересно сравнить поршневой и электрический варианты. Если преимуществом поршневого заявляется простота, то электрический привод заведомо лучше, и "Электрон" выбрал выигрышный вариант. В таком случае продать железо может оказаться непросто.

Мне кажется, и поршневой и электрический варианты могут найти свою нишу, кто что сделал, тот то и будет использовать.

Пока получается иначе: "Электрон" уже используют, а поршневой уже нет. Это конечно не значит что ничего не изменится, но так уже сложились начальные условия.

У электрического есть большой недостаток - вес батарей.

А тем временем Dream Chaser успешно приземлился с высоты 3 км.

Маск поржал или задумался?

В этой отрасли главное - люди. Если они ушли, какой смысл покупать чертежи?

1. По комплексу проблем, которые требуется решать, исключая надежный мощный носитель, суборбитальный полет ничем не отличается от орбитального. Ну, вопросы обитаемости не в счет. Вот... А по решаемым задачам - намного уже, и соответственно, рентабельность проекта ниже. Тупо меньше заказчиков.

2. Скалед Композиты своей катастрофой основательно подпортили веру в то, что это достаточно безопасно, чтобы имело смысл говорить, что это круто.

3. Отсутствие острой конкуренции и очевидного приза.

ИМХО на всю нишу суборбитальных полетов достаточно Блю Ориджин, как имеющих самый рациональный и реально работающий вариант. Тем более, что Скаледы наконец уперлись в вопросы надежности, и это всерьез и надолго.

Поршневой насос... Хм... Интересно, что они делают с пульсацией потока? В принципе я представляю систему из двух двуходовых насосов, работающих со смещением фазы на 90 градусов, но все равно пульсация остается. Даже наличие упругого демпфера не решает вопроса, просто система становится автоколебательной еще и по характеристике упругости демпфера, что при росте мощности смерти подобно.

Хотя с другой стороны, какая мощность на поршнях, с их естественным и быстро достижимым пределом по расходу?

Нет, все-таки ничего лучшего, чем качественный ТНА, еще не придумано.

В общем, мне думается, просто повторилась та же история, что ожидает Дрим Чазер...

Судя по картинкам - цилиндров у них три, это должно давать достаточную плавность.

Не уверен. Там вообще непонятно. Нужно смотреть документацию, а ее нет.

Я вот думаю, что там два одноходовых насоса с приводом от поршневого мотора. При этом пульсирующий поток расширяется и вскипает в рубашке охлаждения, в результате чего образуется паровая (газовая) подушка-демпфер давления. То есть охлаждающие каналы сопла и камеры сгорания сглаживают пульсацию расхода поступающих компонент топлива в двигатель за счет фазового перехода с расширением в фиксированном объеме. В этом случае действительно возможна подача поршневыми насосами, не приводящая к взрыву двигателя из-за пульсаций пламени. Но все равно остается вопрос автоколебаний по давлению и расходу в системе рубашка охлаждения - форсунки - камера сгорания. И да, по теплоотдаче в стенки камеры сгорания и сопла у нас еще одна обратная связь - по переносу тепла. Низкочастотная, но противная.

Кстати, низкочастотные колебания пламени на видео как раз и могут образовываться по причине автоколебательного процесса по теплопереносу.

Не, это конечно, можно спроектировать, и даже построить, но только для двигателей низкой мощности... Лучше по старинке - функционально разгруженная рубашка охлаждения и ТНА, в крайнем случае - два (или четыре) двухходовых насоса со смещением по фазе. Там очень ровная (хотя и не идеально) характеристика получается.

Но опять же - это извращение. В ТНА равномерность потока зависит только от устойчивости газогенератора турбины и целостности крыльчатки, а в поршневом насосе все это прокачивается через клапана, и упаси Господи где-то клапан сфейлит...

Судя по фото - у них два трехцилиндровых насоса, свой для каждого компонента.
Чем приводятся - не очень понятно, газогенератором?

Чертежи. И/или описание. Желательно на русском в грамотном переводе. Мы живем в век артхауса. Отличить крышку блока цилиндров от кожуха распредвала нереально. Я не вижу ничего.

Ну так на фирме смотри :))))
А по фото - каждый цилиндр движка состоит из трёх блоков - два с подведёнными трубками и один с торчащей осью (в нём вероятно кардан)

Филипп - добрый день. Грустная история, но тут всё понятно - хрюшечка Алетта Джонсон умерла - и всё вмиг развалилось. А от чего умерла хрюшечка Алетта кстати ? Жалко тёточку :(
Кстати Алетта - венгерское имя - как и Илон.

Точно венгерские? А я был уеврен, что папуасские. Во всяком случае, венгров - носителей этих имён я не нашёл. Одни американцы/израиловцы/голландцы. Видимо, все они криптовенгры.

Ну почему ? Илон, Илона - имена чисто мадьярские. Кстати - у Безоса есть друг по фамилии Бигелоу - так у него отец был в ВНР послом, а сам Бигелоу ходил в мадьярскую школу с мадьярскими детками. И у Трампа его дочка Иванка - чистая цыганка - смотришь на неё и ожидаешь: - "Пазалати ручку - маладой-красивый, с эполетами" - что-то в этом роде. Я так думаю, что вся эта Австро-Венгерская империя с цыганами и медведями в США - это всё не случайно.

Во-во. Вот и я говорю: чисто мадьярские имена, которых мадьяры не носят. Видимо, решили дать поносить другим, чтобы скрытно омадьярить весь свет. Поэтому все Илоны, как я выше сказал, являются криптомадьярами, даже не подозревая об этом, и Маск в том числе. Кстати, и фамилия Маск тоже чисто криптомадьярская.

И Бигелоу, как вы сами правильно указали, заразился мадьярскостью в школе. А теперь он ею заражает миллионы жителей США. Так что недалёк тот час, когда Америка станет криптоколонией Мадьярорсага. А поскольку Мадьярорсаг является криптоколонией Ромынии, которая, в свою очередь, криптоколония Цыгании, вот и выходит, что всем миром правят цыгане. ЧТД.

Вообще говоря ситуация с венграми довольно интересная. Например я иногда пишу, что США - это рай на Земле, где вдоль трасс ходят симпатичные девчонки в кожаных мини-юбках без трусов и сапогах на босу ногу, в ковбойских шляпах. Ходят - но только в венгерских порнофильмах, адресованых пиндосовским зекам и военнослужащим - которые и являются потребителями этого контента. А по реальным американским дорогам ходят коровы весом от ста и больше - с маленькими глазками, спрятанными за очки как у Жени Джоплин - и они даже сесть не могут - брюхо мешает, всё гамбургеры из кожи индюка... Вывод из этого очень простой - Венгрия гораздо круче колыбели демократии - там венгерки с крепким телом, ты их в дверь, они в окно !!!

  • 1