Кадр из фильма
С первых кадров становится очевидно, что бюджета у создателей фильма не было вообще от слова совсем. Сам по себе этот фактор не делает кино плохим по умолчанию - "Ийон Тихий", "Damnatus" или "Колобаха" прекрасны и без бюджета. Но все три примера - это фантастический треш. Вообще, именно треш лучше всего снимается без копейки в кармане, но, к огромному сожалению, его сложно сочетать с историческим пафосом.
Из-за нехватки денег фильм превращается в своеобразную прогулку по музеям - дому-музею Королева, музею РКК "Энергия", музею Дмитровского филиала МГТУ им. Баумана в Орево и памятнику ракете Р-9 у Центрального музея Вооруженных сил. А роль "семерки" на стартовом столе играет РН "Союз" с грузовым кораблем "Прогресс" на реальном Байконуре. Временами это рождает забавные гэги, когда за спинами будущих космонавтов на инструктаже можно разглядеть спускаемый аппарат "Востока-1".
На таком фоне очень резко воспринимаются ошибки, которые нельзя назвать иначе, чем халтурой. В сцене знакомства Королева с будущей второй женой на стене висит фотография Марса с орбитального аппарата "Викинг-1", до которой еще 30 лет, и чертеж ракеты РТ-2, которая начала испытываться спустя 20 лет. При этом пять минут гугления позволили бы найти плакат, который вполне мог бы там висеть.
Некоторые анахронизмы, вроде беседы под еще не созданной Р-9, вынужденны из-за ограничений бюджета, но местами досадной ошибки можно было бы не совершить просто проверив источники.
Также неприятна внезапная и ничем не оправданная отсебятина. То, что говорил Гагарин перед стартом, задокументировано, начиная практически сразу после того, как он занял место в корабле, в фильме же непонятно зачем придумывают сцену, в которой у Гагарина сначала подскакивает до неприемлемого значения пульс, а потом его при непосредственном участии Королева нормализуют. Совершенно непонятно, что этой сценой хотели сказать, а диалоги в стиле "пульс нормализован, можно стартовать" выглядят странными. Причем эти диалоги ведутся уже после команды "ключ на старт", которая в реальности активирует автоматическую систему, запускающую ракету через несколько секунд.
Ради попытки раскрыть характер Королева выдумали практически всегда работающую связь, чтобы Главный конструктор давал ценные указания даже в те моменты, когда в реальности космонавты действовали автономно. Командная работа, увы, и тут показана так себе - Королев везде и всюду командует, не позволяет сотрудникам выпить стакан воды и дает ценные указания. Даже пробку на дороге разруливает он, а соратники мелькают только в эпизодах. Разве что дружба и конфликт с Глушко показываются чуть более подробно.
Вообще, где-то в середине картины я задумался, а о ком вообще фильм? Для биографии Королева он начинается крайне странно - в 1947 году, все, что было раньше - детство, юность, ГИРД вообще не показано. Последние месяцы и смерть тоже отсутствуют. Получается, что фильм снят скорее о функции Главного конструктора, созданной Сталиным после войны и переселившейся в музеи после полета "Восхода-2".
С художественной точки зрения фильм, увы, не блистает. Диалоги местами неестественны, игре актеров при всем желании не поставишь выше "четыре с минусом", а музыка совершенно напрасно пытается копировать "Укрощение огня".
Совершенно не к месту смотрится эпизод с участием министра путей сообщения - возникает ощущение, что РЖД в обмен на спонсорство захотела заказать позитивное упоминание о себе.
Сцена отбора кандидатов в космонавты несправедлива тем, что показаны только полетевшие в итоге космонавты. Ситуация ухудшается, когда потом показывается гибель непонятно откуда взявшегося (для не знакомых с историей) Бондаренко.
Хрущев показан карикатурно, и, вопреки реальности, он почему-то постоянно не хочет поддерживать космонавтику. Ради этого конфликта исказили реальные обстоятельства запуска первого спутника - ракета была, но вскрылась ошибка в теплозащите боеголовки, не дававшая проводить испытания дальше, а в фильме Королев буквально выбивает ракету под спутник у Хрущева.
Сейчас совершенным абсурдом выглядит сцена играющего зорю горниста перед запуском первого спутника, но это, по крайней мере, упоминается у писателя Владимира Губарева как имеющая место быть легенда.
В то же время у картины есть и несомненные достоинства.
Прежде всего, сценарные фантазии остаются в рамках допустимого. Космонавты и инженеры не дерутся, не крушат мебель, не бьются в истериках и не нарушают все возможные правила подряд. Также замечательно, что отсутствует "кровавая гебня", мечтающая кого-нибудь убить или отмочить какую-нибудь злобную глупость. После странной любовной линии в "Укрощении огня" приятно смотреть на исторически верные подробности биографии и хорошее в целом отображение семейных отношений. Подбор актеров также неплох, персонажи вполне узнаваемы.
В итоге разнообразие отечественных фильмов о космосе порождает совершенно гоголевскую ситуацию - вот если бы к эпичности "Укрощения огня" добавить следование фактам фильма "Гагарин: Первый в космосе", дух "Главного" и красоту отображения техники "Времени первых", то получился бы идеальный фильм. Ругать "Главного" рука не поднимается, а хвалить слишком мало причин, так что фильм повисает в неловкости. Лично у меня после просмотра улучшилось отношение к "Укрощению огня" - хорошая история с неудачной любовной линией лучше так себе истории с хорошей. А "Гагарин: Первый в космосе" упрочил свою позицию лучшего отечественного фильма о космосе.
Впрочем, один раз посмотреть фильм стоит хотя бы для общего развития.
Если вам понравился материал, вы можете проголосовать за меня (Филипп Терехов) в номинации "Лучший лонгрид LiveJournal" Neforum Awards 2017.
Я в социальных сетях:
Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube
Journal information