?

Log in

No account? Create an account

Научно-популярно о космосе и астрономии

Предыдущий пост Поделиться Пожаловаться Следующий пост
Искусственный интеллект и робот — лучшие друзья космонавта
lozga
IBM Watson, перешедший от "Своей игры" к полезным задачам вроде медицины, поварского искусства или сервиса советов наконец-то добрался до аэрокосмической отрасли. И в 21 веке возвращение человека на Луну может произойти в условиях, когда ИИ будет верным советчиком при перелете, корабль сядет на уже подготовленную площадку с развернутой роботами базой, да и функцией человека станет присмотр за роботами телеприсутствия.

01.jpeg
Интерфейс ИИ из фильма "Луна 2112"

IBM Watson


Свежая новость - когнитивную систему IBM Watson начали адаптировать к задачам из области авиации и космонавтики. При этом задач выделяется два вида: "Исследования" и "Принятие решений". В первом случае ИИ работает как научный помощник, готовый представить требуемую информацию из огромных банков данных. И успешный опыт ответов на сформулированные на естественном языке вопросы, показанный в "Своей игре", означает, что с таким научным помощником можно будет быстро и эффективно общаться.

Второй вариант еще интересней. В режиме "Принятие решений" когнитивная система становится советчиком в центре управления воздушным движением, космическом ЦУПе и даже в кабине самолета или космического корабля. ИИ будет получать поток данных о ходе полета и, вооруженный знаниями о технике, истории авиации и всем, имеющим отношение к делу, сможет давать советы пилотам и руководителям полетов. Утверждается, что в качестве проверки работоспособности идеи уже был произведен тест - ИИ на симуляторе подали случай замерзания измерительных приборов самолета. В реальном полете человек двадцать минут набирал и терял высоту, разбираясь в ситуации, а IBM Watson успешно нашел место аварии и сообщил об этом. Сейчас ведутся работы по разработке кабинного интерфейса, чтобы встроить систему в существующий кокпит. Также IBM Watson учат понимать еще и радиопереговоры.

02.jpeg
Памятник погибшим в катастрофе рейса 301 Birgenair

Работа со сложными техническими системами в авиации и космонавтике ярко показала недостатки человеческого сознания. Люди могут отвлекаться, их легко запутать и перегрузить информацией, особенно в условиях стресса. Увы, история авиации знает случаи, когда из-за отказа приборов, измеряющих параметры полета, пилоты, перегруженные противоречивыми аварийными сообщениями, теряли контроль над самолетом, и ситуация, которую можно было бы исправить, заканчивалась катастрофой. В катастрофе рейса Aeroperú 603 заклеенный при техническом обслуживании приемник воздушного давления на стороне командира лишил его данных о воздушной скорости. Если бы летчики поняли, что ошибается один прибор, и перешли на данные с ПВД второго пилота, радиовысотомера и гироскопического авиагоризонта, то смогли бы вернуться в аэропорт. Увы, из-за лавины аварийных сообщений они перестали верить всем приборам вообще и посчитали, что самолет плохо управляется (чего тоже не было). Ночью, над морем, они потеряли пространственную ориентировку и, думая, что поднимаются, разбили самолет о воду. В катастрофе рейса 301 Birgenair забившаяся трубка Пито (одна из трех!) привела к недостоверным показаниям воздушной скорости на стороне командира. Когда в кабине одновременно звучали предупреждения о превышении скорости полета (ложные) и об опасно низкой скорости (реальные) без визуальных ориентиров (снова ночь и море), экипаж запутался в ситуации. Самолет разбился о воду, все погибли. В обоих случаях система искусственного интеллекта, которая смогла бы определить отказавшую систему и сообщить, показаниям каких приборов можно доверять, могла бы предотвратить катастрофу.

Робонавты


Еще одна развивающаяся тема - человекоподобные дистанционно управляемые роботы. Свежая новость - робот Федор будет использоваться во всех летных испытаниях корабля "Федерация", а не только в первом, и вполне может успеть слетать на МКС вместе с людьми.



Польза от такого робота достаточно очевидна. На МКС люди часто используются в качестве "универсальных работников", которые могут менять сломавшуюся технику, разгружать корабли и выполнять другие задачи, не требующие ни творческого подхода, ни особой квалификации. Дистанционно управляемый "аватар", меняя операторов на Земле, может работать сутками и экономить время космонавтов. Кроме того, его можно отправлять в опасные места и использовать для ликвидации аварии в отсеке, где не могут находиться люди. На МКС с 2011 года трудится Robonaut, созданный NASA и General Motors. В 2014 году ему привезли космические ноги.

03.jpeg
Фото NASA

Несмотря на то, что работы на станции ведутся, сенсаций и прорывов пока не заметно. Из последних новостей - один робот пиарится на Супербоуле 2017, а другой экземпляр отправился на пять лет в Австралию работать в сфере нефте- и газодобычи - крутить вентили и определять утечку газа.

На все готовое


Впрочем, робот не обязательно должен быть человекообразным, чтобы приносить пользу. Достаточно очевидна идея отправить на Луну или Марс сначала роботов, чтобы они подготовили посадочную площадку, построили базу, произвели топливо для возвращения людей. В Европейском космическом агентстве еще несколько лет назад нарисовали концепт робота с 3D-принтером, который будет строить защитный слой лунной базы. Одна из довольно свежих новостей - на Гавайях испытали робота, который может строить посадочную площадку.

04.jpeg
Фото: Центр PISCES

Робот Helelani смог успешно собрать более сотни плиток, для пущей прочности соединяющихся по принципу пазла. Стоит отметить, что плитки сделаны из местного материала, базальта, не сильно отличающегося по составу от того, с чем придется работать на Луне или Марсе.

Заключение


Освоение космоса сильно отличается от того, каким его представляли фантасты. Вместо героев-первопроходцев в неизвестность сначала отправляются машины, затем, иногда, животные, и уже только потом человек. Это не трусость - глупо не использовать возможности получить знания проще, дешевле и без могил, "над которыми черные ветры будут петь легенды о героях". В то же время, вряд ли человечество настолько превратится в машины, чтобы игнорировать сейчас влияние космоса на людей и не изучать его, например, на МКС. Скорее всего, в будущем в космос отправятся друзья и коллеги - люди, роботы и искусственный интеллект, дополняющие друг друга.


Я в социальных сетях:
Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube

attentioneer.jpg

Записи из этого журнала по тегу «космические корабли»


promo lozga november 4, 2014 17:00
Buy for 50 tokens
Привет! Добро пожаловать в блог, посвященный популяризации космонавтики, астрономии, и, шире, науки и прогресса человечества. Если вы зашли ко мне впервые, рекомендую почитать длинные серии постов по тегам: Серия "Незаметные сложности космической техники". Рассказы о том, как и почему ракеты и…

  • 1
есть немного

но в своё время фильм меня поразил

Вам может понравиться "Apollo 18". Почти без треша, но тоже про "злую Луну". :)

Осталось обосновать необходимость космонавта, и все связанные с ним расходы, которых на глаз два-три нолика, приписанных к расходом на железо. :) Утомлять числами и логикой не буду, но процитирую известного космонавта, объяснившего всё предельно просто.

(Удалённый комментарий)
это который с чувством юмора? да уж, адекватнее некуда

Кстати, да. Это были реальные полезные помощники.

Адекватный чему? Воспалённой фантазии Нолана?

Хороший текст, спасибо!
Видно положительное влияния написания текстов по заказу разных изданий))

На здоровье, но, если честно, шутку я не понял.

Мне кажется, что HAL9000 - это больше страхи, нежели реальная опасность. Не то, чтобы ее совсем не было, но, на мой взгляд она здесь преувеличена.

Без интеллекта пропущенная запятая просто завалит ракету в океан, а вот с ним... он же может не зависнуть, а своей нейронной сетью подумать что-нибудь лишнее. И с выполнением задачи тоже, в том стиле, допустим чтобы прекратить войны на планете надо всех убить :)


Ошибки даже простейших систем приводят к катастрофам. Представляю, как может запутать человека сбрендивший искусственный интеллект.

увеличение сложности может повысить надежность, так что здесь не так все просто

Я знаю кто и как там делает софт. Просто ошибки перейдут на другой уровень.

Вообще говоря, первое более-менее систематическое и осмысленное описание присутствия робота в межпланетной экспедиции присутствует в романе "Неуязвимый" Лема. А первое вообще - уж и археологи не вспомнят, когда появилось.

С другой стороны, здесь есть проблемы симбиоза и адаптации. Если робот станет неотъемлемым и универсальным спутником космонавта, особенности быта, особенности космической инфраструктуры, подготовки, стоящие задачи изменятся относительно ситуации более активного включения человека в процесс. В конечном счете человек может выродиться в аспекте колонизации космоса в кусок мяса, который роботы возят с места на место.

Хотя с другой стороны - если есть средство, которое существенно влияет на выбор парадигмы, и вообще - на возможность иметь выбор из нескольких вариантов - это расширяет горизонты...

Хорошо, если разные системы будут дополнять друг друга. Творческие идеи человека, постоянная внимательность машины и т.п.

Никто не говорит, что роботы - это плохо. Просто в последнее время я наблюдаю профанацию космонавтики на уровне самой идеи. "Космонавтика для домохозяек", "космонавтика для инвесторов", "космонавтика для имбецилов". В таких условиях неминуемо снижение требований и уровня системного подхода к космонавтике как к инженерной деятельности. И если подобная тема в авиации в свое время (вспомним Леваневского) стоила очень мало, то затраты финансовые и ресурсные на один полет таковы, что глупость может похоронить саму отрасль. Именно поэтому требуется делать акцент на человеке - на инженере, рабочем, номере стартового расчета, космонавте - на их подготовке, знаниях, форме физической и психологической, а не на том, что придет волшебный робот и всем подгузники поменяет.

Ибо, как показывает практика - роботам тоже надо иногда менять подгузники, и кроме человека это сделать некому.

При проблеме с кадрами - как раз упор на роботизацию оправдан.
Ибо 10 квалифицированных людей найти проще чем 100

Существует два подхода к кадровому вопросу.

Первый, причем первый он потому, что в нынешние темные мракобесные времена является наиболее часто встречающимся - это метод "найти того, кто сможет". То есть вот задача, которая требует квалификации. Мы ищем человека, который требованиям соответствует. В МЛМ есть такой принцип - не пытайся сделать миллионером каждого своего реферрала, ищи того, кто станет миллионером и плюнь на всех остальных. "Амвей", система Дорнана. :)

Это все прекрасно, но как вы понимаете - это собирательство. Если где-то такое выросло, и вы нашли - счастье. А если там, где вы ищете, такого нет? :)

Второй - "вырастить кадры". Это означает хороший средний базовый уровень образования, кружки в доме пионеров, обилие хорошей литературы, в виде популярной научной, популярной технической, специализированной научной и технической, соответствующий подбор телепередач и т.д. Это мы потеряли вместе с СССР.

Это земледелие. Но именно при таком подходе на нашем участке приусадебном растет то, что нас может заинтересовать.

Да, "Кандминимум" Ландау, при всем величии этого человека, относится к первому типу. Но нужно понимать, что он жил в стране, которая возделывалась десятки лет, и было из чего выбирать. И если бы не рабфаки имени Владимира Ильича Ленина и Анатолия Васильевича Луначарского, создавшего систему возделывания - были бы мы нищи, сиры и убоги.

На самом деле роботизация не является решением на потерю квалификации. Наоборот - роботизация как раз требует даже более высокой квалификации, ибо вместо "ЭН" систем мы имеем "ЭН+1" систему, которая требует присмотра.

А если вам требуется 100 квалифицированных людей - 10 вас не спасут ни разу. Потому что если вам нужно 100, то это означает именно 100, а не 99, 98 или 10...

Edited at 2017-12-14 10:52 (UTC)

Ну я бы не сказал что мы это потеряли с СССР - потому как кружки и литература - это как наесться когда еду показывают только по телевизору.
Т.е. вроде что-то делается, а практических навыков на выходе - ноль.
Выдающихся специалистов уровня Туполева-Королёва родившихся после 30х - можно считать нет.
В то же время в тех же США "возделывание делянки" в полный рост.

Для присмотра высокой квалификации не надо, поэтому роботизация вполне выход.

Еще раз усомнюсь.

Для толкового присмотра - надо понимать, что они делают (механика), как они делают, каким образом. И если они вдруг ошибаются - в чем, как ошибаются (понятно, программисты ошиблись), и как эту ошибку исправить. То есть по хорошему - управлять - весь процесс изнутри знать надо, а иначе получается робот - "зажглась та лампочка - жмешь ту кнопку". Которого и очередным механизмом заменить не грех.

(Удалённый комментарий)
Про робо Федю это такой видима завуалируемый сарказм про будущее и перспективы всей русской космонавтики, ну типа вы не понимаете что никогда он ни на чем не полетит. Ну и там вишинка на торте - предполагаемые годы создания нового корабля

Edited at 2017-12-12 15:50 (UTC)

  • 1