?

Log in

No account? Create an account

Научно-популярно о космосе и астрономии

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Драма Ангосата
lozga
Наверное, одним из самых больших космических новогодних подарков было восстановление связи со спутником "Ангосат-1". Сейчас, когда нас не отвлекает предновогодняя суета, а спутник движется по близкой к геостационарной орбите, самое время вспомнить его драматичную историю и, по крайней мере, попытаться получить представление о том, что там произошло.

01.jpeg
Подготовка спутника к запуску, фото РКК "Энергия"

Дорога длиною в годы


Контракт на создание телекоммуникационного спутника для Анголы был заключен еще летом 2009 года. Строить спутник вызвалась РКК "Энергия", разработавшая Универсальную космическую платформу (УКП). Эта платформа использовалась на спутниках "Ямал" -101, -102 и -201, -202, запущенных в 1999 и 2003 годах. В 2008 году из-за разногласий "Газпрома космических систем" ("Газком") и РККЭ "Ямалы" трехсотой серии строило уже ИСС им. Решетнева. Для "Энергии" контракт с Анголой оказался очень кстати на фоне суда и возврата аванса от "Газкома". А Ангола получила от российских банков кредит на создание своего первого спутника. Контракт включал в себя также подготовку наземной инфраструктуры, постройку центров управления полетом и спутникового вещания. После выполнения необходимых условий (например, выделения частотного диапазона) работы над спутником начались в 2012 году.

Матчасть


02.jpeg
Ангосат-1, фото РКК "Энергия"

Конструктивно спутник представляет собой платформу отечественного производства, на которой установлено телекоммуникационное оборудование производства Airbus - 16 транспондеров С-диапазона и 6 Ku-диапазона. Двигателями спутнику служат 8 плазменных СПД-70. Их суммарная тяга составляет всего 32 грамма, но они расходуют топливо в три с лишним раза эффективнее лучших химических двигателей и отлично подходят для задачи удержания аппаратов на геостационарной орбите. На спутнике нет апогейного двигателя, поэтому разгонный блок должен вывести его на достаточно близкую к геостационарной орбиту, откуда спутник уже доберется до своей точки стояния. "Ангосат" должен разместиться в точке 14° восточной долготы, Ангола находится чуть южнее. Полная масса спутника составляет 1647 килограмм.

Нервы


03.jpeg
Установка ракеты-носителя в стартовое сооружение, фото Роскосмоса

Изначально ожидалось, что "Ангосат-1" отправится в полет на "Зените" "Морского старта" в районе 2016 года. Когда стало понятно, что "Морской старт", в лучшем случае, закрыт на годы, спутник решили пересадить на "Ангару", но и она стала сдвигаться по срокам. В течение 2017 года регулярно появлялись новости о переносе даты старта, и в итоге спутник оказался на последнем из изготовленных раньше "Зенитов". В ноябре запуск в очередной раз перенесли, и по достаточно неприятной причине - при заправке горючим разгонного блока "Фрегат" возникла нештатная ситуация, по словам анонимного источника, в трубопроводе забыли резиновые заглушки. В результате всего этого предстоящий запуск спутника вызывал тревогу - РКК "Энергия" делала его после долгого перерыва, ракета-носитель долго лежала на складе, и в целом для нее сейчас продолжаются тяжелые времена. Пуск состоялся вечером 26 декабря, и концентрированное волнение выведения сменилось на ожидание новостей за часы работы разгонного блока.

Что это было?


Победные реляции об успешном отделении спутника утром 27 декабря уже через несколько часов сменились пугающими слухами о потере связи с ним. По поступавшим слухам, связь со спутником была потеряна на этапе раскрытия солнечных батарей. Анатолий Зак приводит такую циклограмму операций на спутнике после отделения:


  1. Контакт отделения - 30 секунд;

  2. Установление контакта по радио с наземными средствами - 4.5 минуты;

  3. Снятие фиксаторов механизма раскрытия антенн - 30 секунд;

  4. Гашение остаточной угловой скорости - 10 минут;

  5. Формирование солнечной ориентации - 15 минут;

  6. Раскрытие солнечных панелей - 3.5 минуты;

  7. Восстановление солнечной ориентации - 5 минут;

  8. Тест работы солнечных батарей - 10 часов;

  9. Раскрытие телекоммуникационных антенн - 5-15 часов.



Положение было незавидным. Спутник обнаружили на штатной орбите, от него, к счастью, не отлетали фрагменты, но "Ангосат" молчал. Хуже того, по имеющейся открытой информации, антенны командной радиолинии на нем всенаправленные, и отправить сигнал или услышать Землю он мог в любом положении. Что-то могли сказать данные телеметрии и то, как она пропала, но эта информация в открытых источниках не появилась. Наиболее логичной казалась версия короткого замыкания - после сорока минут нормального полета на аккумуляторах раскрывающиеся солнечные панели начинают давать ток, и где-то что-то не выдерживает, несмотря на то, что спутник проходил тесты раскрытия солнечных панелей и включения электросистем перед запуском. Подобный тип аварии практически не давал шансов на возобновление нормальной работы, поэтому тем большим сюрпризом вечером 28 декабря стали новости о возобновлении связи. Спустя некоторое время информацию подтвердили официальные источники - "Ангосат" ожил. Возобновление телеметрии породило вторую наиболее вероятную версию - на спутнике разрядились аккумуляторные батареи, и успевшие раскрыться солнечные панели восстановили электропитание. Версия тоже выглядит так себе, потому что заряд батарей проверяли перед стартом.

Драма продолжается


Увы, последующие дни не только не прояснили картину, а запутали ее еще больше. 30 декабря Интерфакс сообщил со ссылкой на очередной анонимный источник, что проблемой якобы была несовместимость российского и французского оборудования, а "Ангосат" уже вышел в точку стояния. По открытым TLE параметров орбиты спутника, он продолжает дрейфовать без видимых маневров и уже сместился западнее планового положения. Также у него равномерно растет наклонение орбиты, с чем работающие геостационарные аппараты должны бороться.


Чтобы на графиках перицентра и апоцентра были видны небольшие изменения, из истинных значений вычтены 35786 км, т.е. на графике высота относительно геостационарной орбиты

В таких условиях даже начинают появляться достаточно дико выглядящие слухи, что, якобы, солнечные панели не раскрылись, восстановление связи было только на 15 минут, а сейчас спутник окончательно потерян. Впрочем, учитывая небольшую тягу двигателей, вполне возможно, что аппарат работоспособен, но собирается сделать полный круг и подойти к точке стояния с другой стороны. Пока что я бы не стал поднимать панику - у нас в любом случае нет доступа ни к чему кроме открытых источников, а слухи часто врут. Последняя по времени официальная информация датирована 4 января - посол России в Анголе сообщил, что спутник функционирует нормально. Есть еще материал на РИА Новости от 9 января, но он не несет полезной информации - "стабилизированное положение" относится к ориентации, которая на параметрах орбиты не видна. Будем следить за новостями.

UPD: Свежайшая официальная новость от РКК "Энергия":
Космический аппарат (КА) «Ангосат», созданный в РКК «Энергия» по заказу Министерства телекоммуникаций и информационных технологий Республики Ангола, проходит запланированные лётные испытания.

Поступающая со спутника телеметрия позволила выявить проблему в работе аппаратуры системы электроснабжения КА «Ангосат». Специалисты РКК «Энергия» завершают обработку имеющейся телеметрической информации и готовятся провести ряд тестов.

В ближайшее время космический аппарат «Ангосат», двигающийся вдоль геостационарной орбиты в западном направлении, покинет зону радиовидимости средств Центра управления полётом (г. Королёв).

Ввиду высокой ответственности манёвров на геостационарной орбите принято решение не осуществлять активного воздействия на космический аппарат до его возвращения в зону радиовидимости.

Возобновление работ, связанных с проведением лётных испытаний космического аппарата «Ангосат», планируется в середине апреля 2018 года.

Так что дрейф официально признан плановым, будем ждать апреля.

Я в социальных сетях:
Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube

attentioneer.jpg

Записи из этого журнала по тегу «космические происшествия»


promo lozga ноябрь 4, 2014 17:00
Buy for 20 tokens
Привет! Добро пожаловать в блог, посвященный популяризации космонавтики, астрономии, и, шире, науки и прогресса человечества. Если вы зашли ко мне впервые, рекомендую почитать длинные серии постов по тегам: Серия "Незаметные сложности космической техники". Рассказы о том, как и почему ракеты и…

Рождественское чудо) Я читал версию, что французский датчик астронавигации имел бОльшее разрешение, чем было принято российскими конструкторами, и из-за этого перегружал память системы управления. Программисты сделали патч и перезапустили систему.

еще на ФНК была версия о сторожевом таймере

На форуме НК стали специально придумывать бредовые версии, зная, что форум читают журналисты. Идея с заглохшим бензиновым двигателем не прокатила, а вот с датчиком астронавигации удалась. Прочитай исходное сообщение внимательно, это явная ахинея.

Другими словами он падает...да?


Для того, чтобы упасть на Землю с геостационарной орбиты нужно долго и упорно тормозить, чего не наблюдается.

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal России! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Оформляйте графики тщательнее, пожалуйста. Непонятно, почему перицентр отрицательный(!), в чём он измеряется, и совершенно избыьточны 0:00 на оси абсцисс.
Курсивное примечание внизу заметно далеко не сразу, да и непонятны причины вычитать 36000 км ровно - высота ГСО, если верить Вики, 35 786 км.

>> в трубопроводе забыли резиновые заглушки. 
вот это уровень, йобаный стыд (картинку с сотового приложить не получится)


Ох уж эти анонимные источники...

интересно, разгонный блок сводят с орбиты, или он так и остается болтаться чуть ниже геостационара?

Чуть выше. Ниже бы мешал вещанию и выводу следующих.

Edited at 2018-01-15 08:31 (UTC)

Одни ракеты на уме тех кто не хочет строить дома!

интересный материал,спасибо/не бросайте тему)

Похоже, что "Ангосат" с "Зумой" в таинственности соревнуются.

Будем надеяться, что как минимум получится запустить тВ Вещание.. а дальше молиться о том, что борт проживет гарантийный срок..

В связи с тем что аппарат ушёл из зоны видимости контрольного центра - следующая серия в апреле.

Спасибо за обзор!
Так что же в итоге официально названо причиной сбоя?

Электродвигатели спутника в нужный момент не включились из-за проблем в системе энергоснабжения.

Создавать себе проблемы
чтобы с ними героически бороться
это признак садомии. =))

Следует прекратить мучить задницу
если кроме жидкого стула
ничего родить не получается. =))