?

Log in

No account? Create an account

Научно-популярно о космосе и астрономии

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Еще больше сверхлегких ракет-носителей
lozga
Распространение ракетных стартапов привело к анекдотической ситуации. Одним прекрасным днем журналисты канала ABC7News пролетали на вертолете над городом Аламида (залив Сан-Франциско, штат Калифорния), когда пилот заметил внизу настоящую ракету. Оказалось, это еще одна частная ракетная компания с подходящим названием Stealth Space втихаря испытывала свою ракету-носитель. И, судя по слою гари около стенда, не в первый раз.

01.jpeg
Кадр из видео ABC7

Вот репортаж ABC7. Забавно, им не удалось пообщаться с представителями компании, поэтому комментарии дают сотрудники местной пивоварни.



Тем не менее, журналистам удалось выяснить название ракеты - Astra и ее официальные характеристики в сравнении с другими ракетами-носителями.

02.jpeg

Также можно найти контракт NASA с компанией Astra Space (судя по совпадению города, это одна и та же компания) на разработку и летные испытания ракеты-носителя на двигателях с электрической подачей топлива. Таким образом, таинственная ракета оказывается прямым аналогом и конкурентом "Электрона" Rocket Lab.

По видео совершенно непонятно количество ступеней у "Астры". Это может быть и одноступенчатая геофизическая ракета, и 2-3 ступенчатая ракета-носитель. Единственное, что можно увидеть - достаточно необычное количество и расположение двигателей - их пять штук, и они установлены по кругу.

03.jpeg
Кадр из видео ABC7

Как бы ни были скрытны сотрудники Astra Space или Stealth Space, со временем мы узнаем об их ракете больше. Но ожидание не будет скучным, компаний, создающих сверхлегкие ракеты, сейчас удивительно много.

Альфа-светлячок


Первый пуск ракеты-носителя Firefly Alpha был запланирован на март 2018 (до сих пор эта дата указана в видео на официальном YouTube канале), но по новостям от конца 2017 он уже съехал на 2019. Это сравнительно большая ракета, которая должна будет выводить одну тонну полезного груза на низкую орбиту или же 600 кг на солнечно-синхронную орбиту. Двигатели используются вполне обычные - кислородно-керосиновые открытого цикла, зато в конструкции, как и на ракете "Электрон", собираются широко применять композитные материалы.

04.jpeg
РН Firefly Alpha, скриншот с официального сайта

На официальном YouTube канале можно посмотреть на испытания двигателя.



ООО "Вектор"


Ракету Vector начали испытывать в 2017 году, и она уже успела совершить два суборбитальных полета. В геофизической модификации на ней стоит один двигатель тягой 2,7 тонны. Легкая версия Vector-R с тремя двигателями на первой ступени должна будет выводить 66 кг, а тяжелая с шестью двигателями - 110 кг на низкую орбиту. Стартап впечатляет внешним видом двигателей - такое ощущение, что их делали вручную. Официально, впрочем, заявлена 3D-печать и всего 15 деталей.

05.jpeg
Фото Michael Howar/Spaceflight Insider

Видео второго пуска.



Дутая звезда


Очень необычный способ отправить полезную нагрузку в космос предлагает компания Zero2Infinity. Трехступенчатая ракета-носитель будет подниматься на гелиевом стратостате и включать двигатели уже на высоте примерно 30 км. Заявлена полезная нагрузка в 150 кг и повторное использование всех ступеней (что будет очень сложно сделать для третьей ступени, которой придется возвращаться с орбиты).

06.jpeg
Скриншот с официального сайта

Анимация миссии.



В 2017 году компания провела испытания, в которых включили двигатель на несколько секунд и достигли скорости 61 м/с.



Несмотря на то, что подъем ракеты в стратосферу немного облегчает дорогу в космос, переоценивать эту идею не стоит. Орбита - это скорость, а не высота, и для систем воздушного старта гораздо важнее разогнаться в атмосфере на бесплатном кислороде, чем подняться повыше.

РакетаНосительОдин


Конгломерат Virgin Group занимается не только суборбитальным туризмом (Virgin Galactic, SpaceShipTwo), но и запуском спутников (Virgin Orbit, LauncherOne). Здесь тоже планируется использовать воздушный старт, в качестве носителя выбран "Боинг-747", который должен будет запускать двухступенчатую ракету с кислородно-керосиновыми двигателями и грузоподъемностью 200 кг. Испытательные полеты ожидаются уже в этом году.

Анимация миссии.



Заключение


Множество компаний, реализующих самые разные подходы к тому, чтобы сделать космос доступнее, - это замечательно, и наблюдать за ними будет очень интересно. Путь в космос сложен и тернист, и далеко не у всех получалось его пройти. Пожелаем удачи новым игрокам на рынке частного космоса.


Я в социальных сетях:
Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube

attentioneer.jpg

Записи из этого журнала по тегу «частный космос»


promo lozga november 4, 2014 17:00
Buy for 50 tokens
Привет! Добро пожаловать в блог, посвященный популяризации космонавтики, астрономии, и, шире, науки и прогресса человечества. Если вы зашли ко мне впервые, рекомендую почитать длинные серии постов по тегам: Серия "Незаметные сложности космической техники". Рассказы о том, как и почему ракеты и…

  • 1
Где-то так.
Это и есть чепуха. Ради 500 м, это 5% от всего, строить мегашар - представьте стоимость этого пепелаца.

Прекрасно.
В таком случае у нас имеется полное согласие по физической картинке.
А отличие только в лингвистике: "ничтожными" принято называть доли процента, то есть то, чем можно пренебречь в примерных расчётах. Но не сами проценты :)

А в этом конкретном случае - aero-launch - бонус получается больше, чем то, что мы только посчитали, причём в разы.
В добавку к 500 м/с мы получим:
*** 300 м/с скорости самолёта-носителя (0.9 маха - вполне реально);
*** идеальный пусковой азимут для конкретной целевой орбиты (в отличие от фиксировнного наземного старта);
*** оптимизированный для высотного пуска двигатель и сопло (как отметили выше) - вам ведь теперь не надо запускать его при 1 атм. Это ещё 100 м/с, как минимум;
*** и наконец, подняв точку старта на 10-15 км, вы убрали и большой кусок гравитационных потерь.
В целом - бонус системы aero-launch получается более 10%, а то и 15% - это лакомый кусок.
Именно поэтому мы видим НЕпрекращающиеся попытки - что-то такое сварганить :)

С другой стороны, я согласен с вами - вы верно обозначили главную сложность - стоимость "пускового сооружения".
Могу только добавить, что не только цена самолёта (дирижабля, аэростата) является барьером - но и сопряжённые риски.
Иными словами - даже если вы нашли деньги на конструирование и постройку такого монстра (однократный инвестмент), то потом вам надо СТРАХОВАТЬ его - ДЛЯ КАЖДОЙ попытки пуска. А это уже рекурентные расходы.

> В добавку к 500 м/с мы получим

+ пускать на ГПО можно с экватора.

P.S. Помнится я в своем ЖЖ как-то спорил насчет целесообразности самолетов с ядерной двигательной установкой. Оппонент предлагал воздушный старт в качестве одного из сценариев применения такого самолета. Полностью он меня не переубедил, но задуматься заставил.

  • 1