?

Log in

No account? Create an account

Научно-популярно о космосе и астрономии

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Работа над носителями по всему земному шару
lozga
Последние дни выдались весьма бодрыми в области новостей о работах над различными носителями. Появились свежие фотографии компонентов центрального блока сверхтяжелой ракеты SLS, SpaceX привезла на испытания финальную модификацию Falcon 9 - Block 5, в Китае начались испытания двигателя "Великого похода 5" в рамках исправления причины прошлогодней аварии, а формулировка "над ракетами-носителями" в заголовке заменена на более общую из-за продолжения рулежных испытаний самолета-носителя Stratolaunch.

01.jpeg
Фото:Stratolaunch

Сборка SLS


Центральный блок (вторая ступень по российской классификации) ракеты-носителя SLS состоит из пяти больших частей: двигательного отсека, бака водорода, межбакового отсека, бака кислорода и переходного отсека.

02.jpeg
Схема центрального блока SLS, рисунок NASA

Наиболее продвинулись работы по переходному отсеку. Его прочность сочтена избыточной, поэтому для него не стали изготавливать дублер для прочностных испытаний. На летный экземпляр уже установили разъемы сопряжения со стартовым комплексом и нанесли теплозащиту.

03.jpeg
Переходный отсек SLS, фото Philip Sloss/NSF

Сейчас проводится монтаж кабельной сети, отдельно проходит испытания электроника. В переходной отсек установят три бортовых компьютера, инерциальную навигационную систему и один из передатчиков телеметрической системы с антенной.

04.jpeg
Электроника на испытаниях, фото Philip Sloss/NSF

Одновременно изготовляются летные экземпляры и технологические макеты для прочностных испытаний остальных элементов ракеты-носителя.

Межбаковый отсек выполняет сразу несколько задач. Прежде всего, он должен выдерживать нагрузки и вибрацию в полете. Ситуация дополнительно осложняется тем, что к нему будут крепиться боковые ускорители. Там же расположена электроника, приборы телеметрии, аккумуляторы, датчики и контроллеры. Ну и, наконец, через него проходят трубопроводы верхнего (кислородного) бака. Из-за производственных особенностей корпус летного экземпляра межбакового отсека собрали раньше, чем макет. Поэтому первый уже покрыли грунтовкой и теплозащитой, а последний еще только везут на испытания.

05.jpeg
Летный экземпляр межбакового отсека, фото Philip Sloss/NSF

06.jpeg
Технологический макет, фото Philip Sloss/NSF

Летный экземпляр кислородного бака тоже обогнал свой макет - его уже успели провести через неразрушающие испытания и промыть. Следующий этап - покрытие антикоррозийной грунтовкой и теплозащитной пеной.

07.jpeg
Баки водорода (длинный) и кислорода (короткий) в цехе, фото NASA

08.jpeg
Технологический макет бака кислорода, фото NASA

Летный экземпляр водородного бака успел пройти только пневматические испытания.

Двигательный отсек пока еще не собран из двух частей. Зато его дублер уже прошел прочностные испытания. Здесь будут установлены двигатели, их гидравлические приводы, различные контроллеры и другая аппаратура.

09.jpeg
Хвостовая часть двигательного отсека, фото Philip Sloss/NSF

Работа в сборочных цехах Мишуд (Michoud Assembly Facility, MAF) в Новом Орлеане идут буквально круглосуточно. Собранный центральный блок для первого полета SLS должен покинуть цеха в конце этого или начале следующего года.

Block 5 в МакГрегоре


10.jpeg
Falcon 9 Block 5, фото Gary Blair/NSF, оно же в большом размере

Финальная версия ракеты-носителя Falcon 9, Block 5, прибыла для испытаний на тестовом стенде SpaceX в МакГрегор. На ней собираются воплотить сразу несколько изменений. Прежде всего, упрощается межполетное обслуживание. Маск заявлял, что эта версия будет готова к полету всего спустя сутки после посадки. Новые посадочные опоры можно будет складывать усилиями обслуживающей команды (до этого их приходилось снимать целиком), ступень получит теплозащиту для облегчения торможения в атмосфере, и алюминиевые рули заменят на титановые. Новые рули уже были испытаны на запуске Iridium NEXT-2 летом 2017.

11.jpeg
Новые рули, фото SpaceX

Далее, реализуются строгие требования NASA по безопасности полетов - меняется конструкция баков наддува и турбонасосов двигателей - изучение летавших и проходивших испытания двигателей обнаружило трещины в турбонасосах. По требованию NASA перед полетом с экипажем "замороженная" версия ракеты, без новых изменений, должна будет совершить семь успешных полетов.

Исправленные двигатели для "Великого похода-5"


Второй запуск ракеты-носителя "Великий поход-5" прошлым летом был аварйным. Высказанная тогда по анализу трансляции версия, похоже, оказалась верной - в ноябре анонимные источники сообщили, что причиной аварии стало перекрытие топливного тракта одного из двигателей оторвавшейся крышкой кожуха вала ротора турбонасоса.

12.jpeg
Сборка двух двигателей YF-77, схема CALT

Как и ожидалось, локализация и устранение проблемы заняли уже полгода, и работа еще не завершена. По официальной информации исправленный двигатель приступил к огневым испытаниям с середины февраля. Дата следующего полета "Великого похода-5" все еще неизвестна, и это продолжает сдвигать вправо интересную китайскую миссию "Чанъэ-5" с возвратом на Землю лунного грунта.

13.jpeg
Испытания двигателя YF-77, фото CASC

Новая скорость Stratolaunch


Начавшиеся в декабре рулежные испытания самолета-носителя Stratolaunch были продолжены 25 и 26 февраля. На них была достигнута скорость 74 км/ч. Очевидно, уже скоро нас ожидает первый полет самого большого на сегодняшний день самолета. Первый запуск ракеты-носителя с него ожидается в 2019, по сегодняшним планам это будет уже много раз летавшая ракета Pegasus.




Я в социальных сетях:
Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube

attentioneer.jpg

Записи из этого журнала по тегу «ракеты-носители»


promo lozga ноябрь 4, 2014 17:00
Buy for 20 tokens
Привет! Добро пожаловать в блог, посвященный популяризации космонавтики, астрономии, и, шире, науки и прогресса человечества. Если вы зашли ко мне впервые, рекомендую почитать длинные серии постов по тегам: Серия "Незаметные сложности космической техники". Рассказы о том, как и почему ракеты и…

Начавшиеся в декабре рулежные испытания самолета-носителя Stratolaunch были продолжены 25 и 26 февраля. На них была достигнута скорость 74 км/ч.
Может быть 740?

740 - это уже полет, а они только по ВПП ездили.

великая космическая держава дает всем лузерам фору

бгг)) а кстати, хороший ответ. Лет шесть так точно можно отвечать: мы даём фору... подпускаем поближе...

В китайской программе на этот год важен Великий поход 11 с морского старта. Этот легкий носитель при запуске из района экватора может быть высококонкурентным в коммерческом секторе.
на прошлой неделе китайское космичекое руководство пообещало еще в этом году выполнить первый морской старт. Сейчас главная проблема стабилизация платформы в условиях волнения моря.

Edited at 2018-03-05 05:20 (UTC)

а китайцы с кем-то конкурируют?
по-моему, они только своё запускают, а остальных по-конфуциански имели в виду

Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal России! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

В SLS столько труда вложить, и все это только на один полет. Дикость, и бессмыслица!

это вас спейсХ избаловали))

"... Изготавливали, монтировали, дорабатывали и переделывали этот блок ”А” уже три года. А работать ему предстояло всего первые 112 секунд, если полет будет нормальным. Потом он отвалится от ракеты, передав эстафету блоку ”Б”, и упадет в степь, превратившись в бесформенную кучу металла. И станет заботой специальной команды, которая обязана для сохранения секретности превратить двигатели и крупные детали в мелкие осколки, а затем все зарыть в землю.

Такова горькая судьба одноразовых ракет-носителей. Вот почему вывод в космос каждого килограмма полезного груза обходится во многие тысячи долларов.

Недалеко от меня монтажник ”Прогресса” доказывал контролеру, что согласно какому-то последнему извещению какой-то кабель переложен по более безопасному на случай взрыва ТНА пути. Они пришли к соглашению на формулировке: если опять рванет кислородный насос - никакая изоляция и перекладка кабеля не спасет.

Отрывая меня от неприлично долгих размышений, рабочий сказал: ”Вот у меня есть пара ребят, учеников, они по секрету просили, чтобы я объяснил им что к чему в этой ”комнате” на предмет будущего полета к Луне. Я говорю, дураки, ведь вся эта халабуда отвалится и упадет на землю совсем недалеко.
Все - в лепешку. Так они чуть не в слезы: обидно стало, что такой труд - и на сотню с небольшим секунд работы. А ребятам этим, между прочим, у нас в Куйбышеве еще много лет квартира не светит. В общежитии жить и жить. А тут вот один этот блок ”А” целой улицы многоквартирных домов стоит”.

Мы считаем, в инфографике SLS имеется критический недостаток смешения метрической и имперской систем указания мощности в лошадиных силах.

Ставлю банку колы на то, что "самый большой на сегодняшний день самолет" сложится пополам.

А вот очень не факт. При современных системах управления это считай два независимых самолёта, летящих синхронно и рядом, друг на друга почти не действующих. В замкнутой раме напряжения были бы гораздо хуже.

России нужно семейство унифицированных ракет хотя бы по двигателям.

К примеру 3 ракеты моноблока с 2-мя,3-мя, 4-мя двигателями Рд-191.

Тогда будут хоть какие-то перспективы по дешевизне.

вы про дешевизну пошутили? с чего 2,3,4 одноразовых ракеты
будут дешевле 1й 8(
с дорогущим 191РД где все на пределе...

и вообще? там с ПН чего?
на Луну, Марс? флаговтык? Колонизация?

Тут на Земле с извозом трабла, "жулик" Маск уже отобрал 60-70% рынка коммерческих запусков,ДАЛИ буде еще "веселее"

больше всего поражает Стратоланч -вот так захотеть и не продолжать мечтать и хотеть а сделать из двух списанных в металлолом 747х,без всякого конгресса,наса,инвесторов, на собственные "честно заработанные непосильным трудом" -даже если это будет неудача,-это крутая неудача

Edited at 2018-03-05 07:31 (UTC)

Новостей от Безоса и японцев не хватает

У Безоса очень интересная ракета с экологически чистым топливом - но что-то о ней ни слуху ни духу давно.

Помнится в этом Мак-Грегоре в конце пятидесятых испытывали спарку из "Агены" и спутника-шпиона "Корона". Маск это всё купил у правительства что-ли ?

Зачем купил? Так отдали!

Зачем купил? Так отдали!
80% маска финснсирует НАСА (налогоплатильщики США)
А прибыль и пиар маск кладёт себе в карман (ну не считая откатов)