Научно-популярно о космосе и астрономии

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Первые испытания со включением двигателя второго SpaceShipTwo
lozga
4 апреля испытания второго суборбитального космоплана SpaceShipTwo, VSS Unity, успешно прошли важный этап - после отделения от носителя двигатель включили, и аппарат разогнался до 1,87 скоростей звука, поднявшись на 25,7 км. Это больше, чем получилось достичь на испытаниях первого корабля до катастрофы в 2014 году. Virgin Galactic выложила уже два видео полета, на которых можно рассмотреть любопытные детали.

01.jpeg
Кадр из видео Virgin Galactic



VSS Unity является вторым кораблем SpaceShipTwo. Первый, VSS Enterprise, потерпел катастрофу 31 октября 2014 года, в которой погиб второй пилот, Майк Олсбери. Это отбросило программу испытаний на годы, при том, что разработка суборбитального космоплана к тому времени и так задерживалась на много лет. Расследование показало, что причиной катастрофы стала ошибка экипажа, возникшая в условиях недоработки конструкторов и проблем с документацией и процессами испытаний - второй пилот разблокировал замки системы торможения слишком рано, и приводы хвостовых балок не справились с аэродинамическими нагрузками. На какой-то момент даже возник вопрос, сможет ли Virgin Galactic вообще оправиться от этого удара, но компания нашла силы и ресурсы, чтобы достроить второй экземпляр корабля, в котором, как было объявлено, устранили недоработки, способствовавшие катастрофе. Теперь система управления не позволяет преждевременно разблокировать механизм торможения.

В злополучном полете 2014 года испытывался новый вид топлива. Дело в том, что в первой версии суборбитального космоплана, SpaceShipOne, который успешно поднимался до высоты 100 км в 2004 году, стоял гибридный ракетный двигатель, использующий полибутадиен с концевыми гидроксильными группами (HTPB) в качестве топлива и закись азота в качестве окислителя. HTPB по консистенции похож на резину и горит не совсем равномерно. Возникала тряска, которая была терпима на маленьком SpaceShipOne, но стала опасной на большем по размерам SpaceShipTwo. В полетах VSS Enterprise двигатель включали максимум на несколько секунд. Топливо решили заменить на твердый полиамид. Однако испытания провести толком не удалось - первый же полет с новым топливом закончился катастрофой. Двигатель был ни при чем, тем не менее, в 2018 году на VSS Unity решили вернуться к старому топливу - HTPB. Похоже, что за прошедшие годы инженеры нашли какой-то способ сделать тряску от неравномерного горения приемлемой.

02.jpeg
Взлет SpaceShipTwo с самолетом-носителем VMS Eve, фото Virgin Galactic

Полет 4 апреля стал двенадцатым в программе испытаний, идущих с 2016 года. Четыре раза VSS Unity поднимали на носителе без отделения. Семь раз космоплан сбрасывался и планировал, совершая посадку самостоятельно. В девятом полете на борт взяли 450 кг воды в качестве балласта и стали сливать ее, меняя в полете центровку аппарата. В одиннадцатом сразу после отделения VSS Unity направили в крутое пике, достигнув скорости 0,9 звуковой.

03.jpeg
Кадр с бортовых камер, фото Virgin Galactic

Интересной особенностью полета стало выполнение полупетли - аппарат все увеличивал угол тангажа, пока не оказался вверх ногами. Скорее всего, такой маневр будет использоваться для того, чтобы продемонстрировать пассажирам красоты Земли с высоты - в потолке кабины окна есть, а в полу - нет.

04.jpeg
Кадр из второго видео, изображение Virgin Galactic



Любопытно, что в обоих видео вырезан красивый момент торможения путем складывания хвостовых балок.

05.jpeg
Один из полетов VSS Enterprise, фото Virgin Galactic

Но разводить конспирологию о том, что торможения не было в реальности, нет смысла. Еще на первом космоплане аэродинамические расчеты были проверены в реальном полете - аппарат плавно набирал скорость с выключенным двигателем и разблокированными балочными замками. Приводы хвостовых балок не могут удержать их, начиная с определенной скорости и нагрузок, и колебания балок были зарегистрированы в примерно расчетный момент времени.

На сегодняшний день среди компаний, предлагающих услуги суборбитального туризма, есть два явных лидера - Blue Origin с кораблем New Shepard и Virgin Galactic со SpaceShipTwo. До сих пор ни одна компания не начала возить туристов, и, несмотря на катастрофу и задержку в несколько лет, Virgin Galactic не вылетела из гонки. Blue Origin абсолютно не торопится и предпочитает провести полноценный цикл испытаний. Если сравнивать корабли, получается довольно забавно - New Shepard безопасней и в целом лучше спроектирован (у него даже иллюминаторы по-настоящему огромные). Но у SpaceShipTwo есть неуловимая харизма крылатого аппарата и притягательная сумасшедшинка конструкций Берта Рутана. Хочется надеяться, что рынок суборбитальных пусков окажется достаточно большим для обоих аппаратов, но на этот вопрос ответит только практика, пока что возможны любые варианты от десятков компаний, запускающих туристов почувствовать несколько минут невесомости, до полной невостребованности услуги как таковой.


А сколько вы готовы заплатить за суборбитальный космический полет?


Я в социальных сетях:
Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube

attentioneer.jpg

Записи из этого журнала по тегу «частный космос»


промо centercigr апрель 13, 05:03 3
Разместить за 30 жетонов
Нас часто спрашивают, зачем мы помогаем Донбассу, ведь туда возят гуманитарную помощь от МЧС России, довольно разношёрстные отряды народного ополчения стали настоящей армией и теперь называются Народной милицией со своим бюджетом и снабжением, а в Донецке и Луганске созданы структуры…

  • 1
Очень круто, спасибо. А передняя стойка с лыжей вместо колеса - так изначально было? Туризм такой нафиг не нужен, а вот суборбитальные полеты Нью-Йорк - Париж почему бы и нет?

Да, лыжа на передней стойке была и на первом корабле - ему не надо рулить по дорожкам, а место экономится.

А что касается суборбитальных полетов Нью-Йорк - Париж, это только Маск анонсировал, ни New Shepard, ни SpaceShipTwo так не могут.

Edited at 2018-04-09 04:01 (UTC)

Красивый аппарат.

Сколько готовы платить люди - лишь вопрос их дохода. Я бы не пожалел месячной зарплаты.
Но есть люди которые зарабатывают мою месячную зарплату за один день, и даже за час или за минуту (как делает Джеф Безос, я подозреваю).

как делает Джеф Безос, я подозреваю
Вот кто такой этот Безос? Нет-ли в ваших словах безродного космополитизма, отрицания Поднятия Сколен?
У нас есть Сечин и Тищенко, у нас есть хозяин национального достояния: Миллер, есть в конце концов, лсду3 и йфяу9!

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal России! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Катапульты сначала пусть запилят, а то второго пилота уже угробили...

Он сам себя угробил. И, к тому же, расследование показало, что ему катапульта не помогла бы.

---А сколько вы готовы заплатить за суборбитальный космический полет?

За полет на этом - пусть мне еще и доплачивают, и я еще здорово задумаюсь...

полёты во сне и на яву...

В принципе все нормальные =люди= летают без вот этих вот сгорающих сзади из сопла огня ...Вот потому "овёс" для нас и дорог. На этих эсперементальных вот, аппаратах, я не готов лететь, - сколько уже и аварий было и вообще... Я-ж говорю, - только когда без шума и пыли, вот тогда - ДА. Остаётся пока только надеяться,что прилетит друг волшебник,откуда-то из созвездия хотя-бы Ориона,или Гончих Псов, и прокатит, в голубом звездолёте... Ведь говорят некоторых, прокатывали ... Ну,чтоб там... как говорится,- просвежиться... И чтоб Земля, была... в иллюминатор, видна... Некоторое время.

Работать с некриогенным компонентом проще на порядки.

Расскажите про российские суборбитальные аналоги. Хотелось бы со сравнением характеристик.


Есть "Космокурс", они пишут, что работают, но результатов пока не показывают, и первый пуск нескоро.

5 000 000 рублей не задумываясь

интересно как происходит дросселирование на таком топливе? если оно вообще происходит.

Подачей окислителя. Это гибрид.

А вот, кстати, правильный вопрос: а сколько было аварий-то?
Насколько я помню, в одной виноватыми назначили пилотов- крылья они разблокировали не ко времени.
А с двигателем, выходит, уже вторая?

С двигателем не было аварии - в испытательных полетах тряска была больше ожидаемой, и ее посчитали неприемлемой.

Народ, поправьте, если я неправа - я вчера только видео увидела - это же что-то вроде нашего Лаптя (Спираль) 60-х годов? Только у Лаптя нос был симпатичней :)

Нет, вы совсем не правы. Совершенно никакой связи или похожести. Да и Лапоть для орбитального полета.

Пииветик) напиши комент к любой записи) отвечу тем же ;)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account