?

Log in

No account? Create an account

Научно-популярно о космосе и астрономии

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
«Пора заняться бизнесом» задерживается
lozga
Уже на среду, 27 июня, перенесли первый коммерческий пуск "It's Business Time" ракеты-носителя Electron. Первоначально она должна была стартовать 23 июня, но запуск отменили из-за проблем с наземным оборудованием, а в воскресенье, понедельник и вторник неподходящая погода.


Фото: Rocket Lab

Это не первый перенос пуска. Еще весной старт планировался на 20 апреля-3 мая, но был отложен из-за некорректного поведения контроллера двигателя. Зато пока команда разбиралась в причинах проблемы и занималась ее устранением, на ракету добавилось еще два спутника. В итоге на орбиту должно отправиться пять аппаратов - два "LEMUR-2" от Spire Global, школьный IRVINE01, метеорологический CICERO от GeoOptics и технологический демонстратор NABEO.


Спутники LEMUR-2, фото Spire Global

LEMUR-2 - серия спутников (уже пошел девятый десяток), предназначенных, главным образом, для наблюдения за движением кораблей. Также на них стоит оборудование для определения температуры, давления и влажности, фиксирующее изменения в сигнале от спутников GPS после его прохождения сквозь атмосферу Земли.



IRVINE01 создавали ученики пяти калифорнийских школ при помощи и поддержке университетов и экспертов индустрии. Главным его оборудованием является трехмегапиксельная камера, при помощи которой школьники собираются фотографировать звезды и планеты и измерять расстояния до них.


CICERO, рисунок Tyvak Nano-Satellite Systems

CICERO использует такой же как у LEMUR-2 метод измерения проходящих через атмосферу сигналов спутников GPS и Galileo, а кроме того он фиксирует отраженный от поверхности сигнал Galileo, определяя характеристики океана и льда. Полученные данные будут использоваться в метеорологии и климатологии.


NABEO, фото HPS GmbH

Ну и, наконец, NABEO является технологическим демонстратором пассивного сведения отработавших спутников с орбиты - после отделения четырех аппаратов он, оставаясь прикрепленным к третьей ступени, развернет ультратонкую пленку, чтобы быстрее свести ступень с орбиты.

Общая масса аппаратов оценивается в 40 кг, что в разы меньше грузоподъемности ракеты - номинальной 150 кг и максимальной 225 кг на орбиту высотой 500 км.


Electron на стартовом столе, фото Rocket Lab

В первый раз старт назначили на 23 июня и сумели дойти до отметки -23 минуты. Но продвинуться дальше не получилось - обнаружилась проблема в одной из антенн наземного комплекса слежения. Небольшая пауза быстро превратилась в час, а в итоге запуск в тот день отменили.



Воскресенье и понедельник уже выпали из-за погоды. Стартовое окно открыто две недели - с 23 июня по 6 июля с 12:30 по 16:30 NZST (00:30 – 04:30 UTC, 03:30-7:30 МСК), и, по опыту прошлого раза, не факт, что ракета таки улетит во вторник. Второй пуск, в начале этого года, состоялся с шестой попытки, и после него сотрудники Rocket Lab ходят в футболках "Я не хочу больше никаких остановок". Фраза идет из диалога при подготовке к отмененному пуску:
- Вы хотите еще точки остановки?
- Не понял
- Вы хотите еще останавливать предстартовый отсчет, в -18 или -20 минут, например?
- Я не хочу больше никаких остановок


Начиная со второго пуска на ракете стоит третья ступень "Кюри" (в честь физиков Пьера и Марии Кюри, изучавших радиоактивность), работающая на экологичном однокомпонентном топливе, с двигателем тягой 120 Н (12 кг).


Ступень Curie, фото Rocket Lab

И, если все будет в порядке, то ракета полетит по следующей циклограмме:


  1. 00:00 Старт

  2. 02:42 Выключение двигателей первой ступени

  3. 02:45 Отделение первой ступени

  4. 02:48 Зажигание второй ступени

  5. 03:06 Сброс головного обтекателя

  6. 09:15 Выключение двигателей второй ступени, орбита 500х250 км, наклонение 85°

  7. 51:01 Зажигание двигателя третьей ступени

  8. 52:07 Выключение двигателя третьей ступени, орбита 500х500 км



Стоит отметить, что Rocket Lab взяла внушающий уважение темп - в мае готовилась к финальной сборке уже шестая ракета, а всего на 2018 год можно ожидать 8 пусков.

UPD: пуск перенесли уже на среду по погодным условиям

UPD: из-за снова появившейся проблемы с контроллером двигателя пуска в это стартовое окно не будет, дата следующего стартового окна пока неизвестна.

В качестве эксперимента запущены пуш-уведомления. Нажмите эту кнопку, и вам будет приходить сообщение, когда выйдет мой новый пост.


Я в социальных сетях:
Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube

attentioneer.jpg

Записи из этого журнала по тегу «ракеты-носители»


promo lozga november 4, 2014 17:00
Buy for 50 tokens
Привет! Добро пожаловать в блог, посвященный популяризации космонавтики, астрономии, и, шире, науки и прогресса человечества. Если вы зашли ко мне впервые, рекомендую почитать длинные серии постов по тегам: Серия "Незаметные сложности космической техники". Рассказы о том, как и почему ракеты и…

  • 1
---Начиная со второго пуска на ракете стоит третья ступень "Кюри" (в честь физиков Пьера и Марии Кюри, изучавших радиоактивность), работающая на экологичном однокомпонентном топливе, с двигателем тягой 120 Н (12 кг).



Любопытно. Вижу блок гироскопов, разъемы командных интерфейсов, фидеры антенн, заправочную арматуру, отдельно исполненную радиостанцию телеметрической системы, компьютеры, аккумуляторы, блок ЦАП/АЦП. Ну кроме баллона вытеснительной системы и двигателя с баками.

Минимализма, однака!



Складывается три впечатления:

1. Вся электроника собрана тут, первая и вторая ступени вообще "тупые" - только датчики и органы исполнения.
2. Точности управления не хватает, и потому нужна вот эта ступень с двигателем относительно малой тяги для дотягивания параметров орбиты до расчетных. За счет малой тяги точность времени отсечки может быть в пределах нескольких секунд, а не миллисекунд, как при работе с большой тягой. Что указывает на такой себе контроль за параметрами полета ракеты в реальном масштабе времени на активном участке.
3. Очень сильно используется GPS.
4. Похоже, "кольцо" ступени не изготовлено целиком, а сварено из нескольких одинаковых штампованных секций. Подозреваю сварочный стенд-шаблон со сварочным роботом. Ибо на такой толщине металла дать ровный качественный шов - нужно быть очень профессиональным сварщиком, а тут скорее всего и не железо вовсе...

В общем и целом - смелое, но дешевое решение. Смелое. Но дешевое. Но смелое.

Блин, сарайная самоделка...

Блин, сарайная самоделка...как будто что-то плохое!

Нет, конечно, не плохое. Но сарайное... :)

Ракеты-носители - штучные кустарные изделия везде.

Вот реально, весьма странно критиковать проект, главной идеей которого является "сделать ракету в сарае" за то, что они делают ракету в сарае.

Мне кажется, третья ступень им нужна главным образом из-за полярной орбиты высотой 500 км. После работы второй ступени получаем 250х500, при этом находимся на 250 км. Чтобы поднять перицентр надо либо тащить с собой и еще раз включать вторую ступень, либо поставить вот такую вот третью.

Возможно. Однако многократного включения каталитический двигатель, и растянутая коррекция говорит о предусмотренном "дотягивании" параметров. В любом случае решение можно считать достаточно недорогим и рациональным. Интересно, возвращается ли блок назад, чтобы сгореть в атмосфере...

УПД. Слууушай, только что понял, что ты не подумал. Если апогей 500 формирует вторая ступень - она ведь тоже поднимается на 500 :) Смысл тогда в третьей ступени? Так что предполагаю, что вторая делает круговую +-250, а уже потом третья формирует сперва апогей 500, а потом дотягивает перигей. Растянутой коррекцией, сверяясь с GPS.

:)

Edited at 2018-06-25 11:04 (UTC)

Поднимается, но надо же будет ее ориентировать, осаждать топливо, включать еще раз. Апогейная третья ступень смотрится гораздо лучше. Плюс, она может разводить спутники при необходимости.

Нет смысла.
Вторая ступень формирует апогей 500, а вот перигей как получится, может и 60-100. Зато от неё не надо уметь второй импульс.
А потом третья импульсом в первом же апогее выводит на круг.
А у Маска ракета толстая, ему не лениво лишние 4 тонны металла (>50% веса ПН, между прочим!) вторым импульсом разгонять.

Смысл третьей ступени согласно формуле Циолковского просто теряется, ибо с учетом массы нагрузки если взять вот вместо всего этого богатства на фото эквивалентное количество топлива - будет лучше результат...
"Всё это богатство" топливом не заменишь, потому как оно ракетой управляет.
Т.е. по факту просто сбрасывается тяжёлый движок и баки второй ступени, где-то пара центнеров. Что даёт где-то центнер к ПН. (в полтора раза больше, в смысле)

В том и дело, что вряд ли автономные прежде первые ступени "тупые". Так что система управления удваивается, как на всех ракетах с разгонным блоком (по сути, в этом смысл попытки внедрения термина - РБ). Можно, конечно, часть оборудования снять, ту же навигацию. Но на деле, оставляют и двухголовость, что даже приводит их взаимонепониманию, как было недавно.

Смысл ступени в том, что часто нужно третье включение с перерывом после второго, разворачивающего в горизонт, в высшей точке орбиты для ее скругления. Иногда нужно несколько включений. Если верхняя ступень такое сделать не может, делают еще ступени попроще, но целом-то сложнее-опаснее и дороже.

Кольцо - не проблема заказать на стороне.

---Кольцо - не проблема заказать на стороне.

Вот тут вы как раз ошибаетесь, и сильно. Там только калибровка гироскопа по вертикали - тот еще геморрой, а еще проблема допусков при стороннем изготовлении... Скорее всего делают сами. А касательно дублирования ИУС - слишком много разъемов. Скорее всего сохранили два возможных конструктива, просто перенеся в трехступенчатой версии оборудование агрегатного отсека со второй ступни на третью целиком.

1 А может вы. Каковы отношения кольца и калибровки гироскопа по вертикали?

2. Проблема допусков - спецификация, контракт.

3. Пока значительно распространеннее решение с повторением всего управления. По сути, пуск разгонника с носителя. А еще есть система управления спутником со всеми делами и собственным двигателем.

То есть примеров переноса управления по ступеням не знаю, но были предложения для Союза, скажем, не помню, чем закончилось.

Вообще, есть давняя уже тенденция автомизации, сетевого управления, множество центров управления, укорочения линий передачи.

Скажем, на каждом ускорителе Space Shuttle, простом и тупом, была система управления. Вычислители и датчики все проще, разработка и отладка все дороже, приходится разделять.

Они запросто могут в "двухступенчатом" варианте прикручивать эту железяку намертво не ставя в неё движок - подставка под спутники всё равно нужна.

  • 1