?

Log in

No account? Create an account

Научно-популярно о космосе и астрономии

Предыдущий пост Поделиться Пожаловаться Следующий пост
«Пора заняться бизнесом» задерживается
lozga
Уже на среду, 27 июня, перенесли первый коммерческий пуск "It's Business Time" ракеты-носителя Electron. Первоначально она должна была стартовать 23 июня, но запуск отменили из-за проблем с наземным оборудованием, а в воскресенье, понедельник и вторник неподходящая погода.


Фото: Rocket Lab

Это не первый перенос пуска. Еще весной старт планировался на 20 апреля-3 мая, но был отложен из-за некорректного поведения контроллера двигателя. Зато пока команда разбиралась в причинах проблемы и занималась ее устранением, на ракету добавилось еще два спутника. В итоге на орбиту должно отправиться пять аппаратов - два "LEMUR-2" от Spire Global, школьный IRVINE01, метеорологический CICERO от GeoOptics и технологический демонстратор NABEO.


Спутники LEMUR-2, фото Spire Global

LEMUR-2 - серия спутников (уже пошел девятый десяток), предназначенных, главным образом, для наблюдения за движением кораблей. Также на них стоит оборудование для определения температуры, давления и влажности, фиксирующее изменения в сигнале от спутников GPS после его прохождения сквозь атмосферу Земли.



IRVINE01 создавали ученики пяти калифорнийских школ при помощи и поддержке университетов и экспертов индустрии. Главным его оборудованием является трехмегапиксельная камера, при помощи которой школьники собираются фотографировать звезды и планеты и измерять расстояния до них.


CICERO, рисунок Tyvak Nano-Satellite Systems

CICERO использует такой же как у LEMUR-2 метод измерения проходящих через атмосферу сигналов спутников GPS и Galileo, а кроме того он фиксирует отраженный от поверхности сигнал Galileo, определяя характеристики океана и льда. Полученные данные будут использоваться в метеорологии и климатологии.


NABEO, фото HPS GmbH

Ну и, наконец, NABEO является технологическим демонстратором пассивного сведения отработавших спутников с орбиты - после отделения четырех аппаратов он, оставаясь прикрепленным к третьей ступени, развернет ультратонкую пленку, чтобы быстрее свести ступень с орбиты.

Общая масса аппаратов оценивается в 40 кг, что в разы меньше грузоподъемности ракеты - номинальной 150 кг и максимальной 225 кг на орбиту высотой 500 км.


Electron на стартовом столе, фото Rocket Lab

В первый раз старт назначили на 23 июня и сумели дойти до отметки -23 минуты. Но продвинуться дальше не получилось - обнаружилась проблема в одной из антенн наземного комплекса слежения. Небольшая пауза быстро превратилась в час, а в итоге запуск в тот день отменили.



Воскресенье и понедельник уже выпали из-за погоды. Стартовое окно открыто две недели - с 23 июня по 6 июля с 12:30 по 16:30 NZST (00:30 – 04:30 UTC, 03:30-7:30 МСК), и, по опыту прошлого раза, не факт, что ракета таки улетит во вторник. Второй пуск, в начале этого года, состоялся с шестой попытки, и после него сотрудники Rocket Lab ходят в футболках "Я не хочу больше никаких остановок". Фраза идет из диалога при подготовке к отмененному пуску:
- Вы хотите еще точки остановки?
- Не понял
- Вы хотите еще останавливать предстартовый отсчет, в -18 или -20 минут, например?
- Я не хочу больше никаких остановок


Начиная со второго пуска на ракете стоит третья ступень "Кюри" (в честь физиков Пьера и Марии Кюри, изучавших радиоактивность), работающая на экологичном однокомпонентном топливе, с двигателем тягой 120 Н (12 кг).


Ступень Curie, фото Rocket Lab

И, если все будет в порядке, то ракета полетит по следующей циклограмме:


  1. 00:00 Старт

  2. 02:42 Выключение двигателей первой ступени

  3. 02:45 Отделение первой ступени

  4. 02:48 Зажигание второй ступени

  5. 03:06 Сброс головного обтекателя

  6. 09:15 Выключение двигателей второй ступени, орбита 500х250 км, наклонение 85°

  7. 51:01 Зажигание двигателя третьей ступени

  8. 52:07 Выключение двигателя третьей ступени, орбита 500х500 км



Стоит отметить, что Rocket Lab взяла внушающий уважение темп - в мае готовилась к финальной сборке уже шестая ракета, а всего на 2018 год можно ожидать 8 пусков.

UPD: пуск перенесли уже на среду по погодным условиям

UPD: из-за снова появившейся проблемы с контроллером двигателя пуска в это стартовое окно не будет, дата следующего стартового окна пока неизвестна.

В качестве эксперимента запущены пуш-уведомления. Нажмите эту кнопку, и вам будет приходить сообщение, когда выйдет мой новый пост.


Я в социальных сетях:
Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube

attentioneer.jpg

Записи из этого журнала по тегу «ракеты-носители»


promo lozga november 4, 2014 17:00
Buy for 50 tokens
Привет! Добро пожаловать в блог, посвященный популяризации космонавтики, астрономии, и, шире, науки и прогресса человечества. Если вы зашли ко мне впервые, рекомендую почитать длинные серии постов по тегам: Серия "Незаметные сложности космической техники". Рассказы о том, как и почему ракеты и…

  • 1
Вообще, есть давняя уже тенденция автомизации, сетевого управления, множество центров управления, укорочения линий передачи.

Скажем, на каждом ускорителе Space Shuttle, простом и тупом, была система управления. Вычислители и датчики все проще, разработка и отладка все дороже, приходится разделять.

---Вообще, есть давняя уже тенденция автомизации, сетевого управления, множество центров управления, укорочения линий передачи.


Тенденция - штука хорошая, но ее на хлеб не намажешь... :)

---Скажем, на каждом ускорителе Space Shuttle, простом и тупом, была система управления.

Сколько стоил запуск Шаттла? Сколько стоило все, что запускалось, вместе с нагрузкой в изготовлении? Наконец, сколько весил намерзающий на центральный бак лед? Каков был запас по топливу в каждой миссии? Какова была масса корабля и нагрузки? На этом фоне пару десятков килограмм, и даже пара сотен, на резервирование управления, то есть надежность - это была чистой воды сущая мелочь.

Кроме того, изолирование управления на каждом ускорителе позволяло парировать выход из строя СУ одного отработкой на другом, что повышало надежность системы в целом. Не знаю подробностей, но может быть - существовала и возможность переключения командных линий даже.

В текущем носителе масса нагрузки с гулькин нос, и оборудование приборного отсека весит, навскидку, не менее 10 кг. Составляя при этом существенную массу от массы конечной нагрузки. Чем больше коэффициент повторного использования - тем больше килограмм на большую высоту можно вывести. Учитывая массу и стоимость нагрузки, лично я предполагаю, что здесь система управления нерезервированная, чтобы сообщить минимальную стоимость запуска и максимальные характеристики.

Ну это тот случай, где пара килограмм и десяток километров высоты орбиты отделяют коммерческий заказ от коммерческого провала... :)

---Вычислители и датчики все проще, разработка и отладка все дороже, приходится разделять.

Вы неправы. Давайте смотреть в чем.

Союз-Фрегат. Два ИНС, две системы управления. У каждой - свой блок данных и свои алгоритмы. СУ Фрегата ждет пока СУ Союза не передаст управления. До этого момента, нравится фрегатовской СУ то, что дает ее интегратор ИНС, не нравится - она терпит и стойко переносит. И только получив управление, начинает с матюками приводить в, как ей кажется, норму (тот самый разворот злосчастный).

Два набора алгоритмов, два разных набора данных.

Здесь же мы говорим о том, что у нас один набор данных. На все три ступени. И в процессе полета происходит интегрирование. И если мы предположим, что независимо от нагрузки и полетного задания мы имеем один и тот же алгоритм для первой ступени, и один и тот же - для второй, это говорит о том, что процесс перехода от задачи "работа первой ступени" к задаче "работа второй ступени" происходит без потери и подмены данных. В противном случае у нас встала бы проблема того, что вторая ступень, получив в конце работы первой ступени отклонение от параметров траектории, начинала бы с матюками исправлять...

Я предполагаю, что используется один набор данных, и в значительной степени - общая библиотека алгоритмов. И вместо циклограммно-организованной программы управления (двигатель Фрегата включился до того, как был завершен разворот) используется адаптивная, которая комплексно работает с параметрами траектории, "исправляя" ее непрерывно. В этом случае программа СУ получается линейно-организованной, и мы имеем четкую блочную структуру, с поочередно срабатывающими блоками.

И отлаживать такую цепочку алгоритмов очень просто, не сложнее, чем один блок.

Edited at 2018-06-25 13:34 (UTC)

1. Тенденция не для намазывания. Ее следует принять к сведению или даже объяснить. Противоречить можно, если вы не с дивана.

2. Вот и почитайте, сколько стоил челнок. И нет, все траты там не считали не стоящими волнений. Кроме экономики тут политика, PR, ответственность перед общественным мнением. Три использования системы управления ускорителем оправдывали его спасения и усложнение конструкции в пользу кратности применения. Хотя общий выигрыш - лишь около $4 млн за полет, то есть меньше процента. Но из налогов.

3. Тяга и ее плечо ускорителей таковы, что отказы тут фатальны для успеха полета.

4. Нет, система управления с приводами весила многие сотни кг. Элементная основа 70-х, включая датчики, мощные быстродействующие приводы. Быстродействие, в том числе, для упрощения управления ими.

5. Гладко у вас в замысле, да забыли об исполнении. Четкость структуры - не то что оптимизируется.

Если датчики все на один вычислитель, а их все больше, то сколько проводов и помех на них? Как в "четкой структуре" обрабатывать отказы, противоречивые данные?

С этим борются созданием стойких автономных подсистем с раздельной отладкой и совместными испытаниями. Профессионалы борются, не на бумаге. Особенно теперь, повторяю, когда датчики можно ставить гроздьями, а контролер в каждый привод свой.

  • 1