?

Log in

No account? Create an account

Научно-популярно о космосе и астрономии

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
«Пора заняться бизнесом» задерживается
lozga
Уже на среду, 27 июня, перенесли первый коммерческий пуск "It's Business Time" ракеты-носителя Electron. Первоначально она должна была стартовать 23 июня, но запуск отменили из-за проблем с наземным оборудованием, а в воскресенье, понедельник и вторник неподходящая погода.


Фото: Rocket Lab

Это не первый перенос пуска. Еще весной старт планировался на 20 апреля-3 мая, но был отложен из-за некорректного поведения контроллера двигателя. Зато пока команда разбиралась в причинах проблемы и занималась ее устранением, на ракету добавилось еще два спутника. В итоге на орбиту должно отправиться пять аппаратов - два "LEMUR-2" от Spire Global, школьный IRVINE01, метеорологический CICERO от GeoOptics и технологический демонстратор NABEO.


Спутники LEMUR-2, фото Spire Global

LEMUR-2 - серия спутников (уже пошел девятый десяток), предназначенных, главным образом, для наблюдения за движением кораблей. Также на них стоит оборудование для определения температуры, давления и влажности, фиксирующее изменения в сигнале от спутников GPS после его прохождения сквозь атмосферу Земли.



IRVINE01 создавали ученики пяти калифорнийских школ при помощи и поддержке университетов и экспертов индустрии. Главным его оборудованием является трехмегапиксельная камера, при помощи которой школьники собираются фотографировать звезды и планеты и измерять расстояния до них.


CICERO, рисунок Tyvak Nano-Satellite Systems

CICERO использует такой же как у LEMUR-2 метод измерения проходящих через атмосферу сигналов спутников GPS и Galileo, а кроме того он фиксирует отраженный от поверхности сигнал Galileo, определяя характеристики океана и льда. Полученные данные будут использоваться в метеорологии и климатологии.


NABEO, фото HPS GmbH

Ну и, наконец, NABEO является технологическим демонстратором пассивного сведения отработавших спутников с орбиты - после отделения четырех аппаратов он, оставаясь прикрепленным к третьей ступени, развернет ультратонкую пленку, чтобы быстрее свести ступень с орбиты.

Общая масса аппаратов оценивается в 40 кг, что в разы меньше грузоподъемности ракеты - номинальной 150 кг и максимальной 225 кг на орбиту высотой 500 км.


Electron на стартовом столе, фото Rocket Lab

В первый раз старт назначили на 23 июня и сумели дойти до отметки -23 минуты. Но продвинуться дальше не получилось - обнаружилась проблема в одной из антенн наземного комплекса слежения. Небольшая пауза быстро превратилась в час, а в итоге запуск в тот день отменили.



Воскресенье и понедельник уже выпали из-за погоды. Стартовое окно открыто две недели - с 23 июня по 6 июля с 12:30 по 16:30 NZST (00:30 – 04:30 UTC, 03:30-7:30 МСК), и, по опыту прошлого раза, не факт, что ракета таки улетит во вторник. Второй пуск, в начале этого года, состоялся с шестой попытки, и после него сотрудники Rocket Lab ходят в футболках "Я не хочу больше никаких остановок". Фраза идет из диалога при подготовке к отмененному пуску:
- Вы хотите еще точки остановки?
- Не понял
- Вы хотите еще останавливать предстартовый отсчет, в -18 или -20 минут, например?
- Я не хочу больше никаких остановок


Начиная со второго пуска на ракете стоит третья ступень "Кюри" (в честь физиков Пьера и Марии Кюри, изучавших радиоактивность), работающая на экологичном однокомпонентном топливе, с двигателем тягой 120 Н (12 кг).


Ступень Curie, фото Rocket Lab

И, если все будет в порядке, то ракета полетит по следующей циклограмме:


  1. 00:00 Старт

  2. 02:42 Выключение двигателей первой ступени

  3. 02:45 Отделение первой ступени

  4. 02:48 Зажигание второй ступени

  5. 03:06 Сброс головного обтекателя

  6. 09:15 Выключение двигателей второй ступени, орбита 500х250 км, наклонение 85°

  7. 51:01 Зажигание двигателя третьей ступени

  8. 52:07 Выключение двигателя третьей ступени, орбита 500х500 км



Стоит отметить, что Rocket Lab взяла внушающий уважение темп - в мае готовилась к финальной сборке уже шестая ракета, а всего на 2018 год можно ожидать 8 пусков.

UPD: пуск перенесли уже на среду по погодным условиям

UPD: из-за снова появившейся проблемы с контроллером двигателя пуска в это стартовое окно не будет, дата следующего стартового окна пока неизвестна.

В качестве эксперимента запущены пуш-уведомления. Нажмите эту кнопку, и вам будет приходить сообщение, когда выйдет мой новый пост.


Я в социальных сетях:
Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube

attentioneer.jpg

Записи из этого журнала по тегу «ракеты-носители»


promo lozga november 4, 2014 17:00
Buy for 50 tokens
Привет! Добро пожаловать в блог, посвященный популяризации космонавтики, астрономии, и, шире, науки и прогресса человечества. Если вы зашли ко мне впервые, рекомендую почитать длинные серии постов по тегам: Серия "Незаметные сложности космической техники". Рассказы о том, как и почему ракеты и…

  • 1
---1. Нет требования соосности. Двигатель управляется в значительно больших пределах, на порядки. Нет микронных допусков для одноразовых изделий. Это на выброс. Гироскопы и в авиации справляются, с известной жесткой связью бардака и авиации.

Вы бредите. Посчитайте допуск на опорную точку первой ступени Союза, исходя из допустимых углов отклонения от вертикали и вздрогните. А ведь там конструкция, сборная на шарнире... :)

---2. Tesla - совсем другое дело, потому и не может (хотя может) сделать то, что другие сильные фирмы вырабатывали поколениями. Космическая система - кустарщина именно в сравнении с автомобилями.

Тесла - это полукустарное артизанство, которое попытались превратить в крупносерийное производство. К сожалению, одно другому не товарищ...



На все остальное кажись ответил в другом месте.

1. Нет вы бредите. Почитайте.

2. Щели там меньше, чем на ВАЗ. А производство очень похоже на BMW по станочному оснащению. Меняете тему.

1. Что именно почитать?

2. Да, но на БМВ на щели не жалуются, в отличие от Теслы. :)

1. Общедоступные отчеты для общественности.

2. Жалуются. А Tesla обещает, что уже исправили.

  • 1