?

Log in

No account? Create an account

Научно-популярно о космосе и астрономии

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Счетная Палата США предупреждает: SpaceX и Boeing ждут новые задержки, возможен перерыв США в полета
lozga
На прошлой неделе вышел сорокасемистраничный отчет Счетной Палаты США о происходящем в программе Commercial Crew Program. Выводы тревожные - аудиторы считают, что сегодняшние даты сертификации кораблей SpaceX и Boeing будут сдвинуты больше, чем на год. Хуже того, поскольку места на "Союзах" заканчиваются в начале 2019, американские астронавты могут на 9 месяцев потерять возможность полететь на МКС.

01.jpeg
Недавние испытания парашютной системы Boeing Starliner (слева) и SpaceX Crew Dragon (справа). У Dragon испытывается сценарий аварии с нераскрытием одного парашюта из 4. Фото NASA, SpaceX

Препятствие сертификации


Контракты NASA со SpaceX и Boeing составлены так, что перед тем, как начать возить астронавтов на МКС, кораблям нужно пройти сертификацию - компании должны доказать NASA, что корабли соответствуют требованиям по функциональности и безопасности. При этом и SpaceX и Boeing неоднократно прямо заявляли, что ставят перед собой амбициозные, а не реалистичные цели. Это может мотивировать команду и хорошо смотрится в новостях, но в реальности приводит к постоянным переносам сроков. С момента подписания контрактов в 2014 году прошло 13 квартальных проверок прогресса работ. И Boeing докладывал о задержках сроков на 7 проверках, а SpaceX на 9. Сроки сертификации уже сдвинулись с 2017 года на 2019, и по методике оценки рисков NASA вероятность того, что любая из фирм уложится в них, равна нулю. Средние ожидаемые расчетные сроки сертификации составляют для Boeing - декабрь 2019, а для SpaceX - январь 2020.

02.jpeg
График задержек, круг - исходная дата, квадрат - текущая ожидаемая дата, диапазон со звездочкой справа - сроки сертификации по расчетам рисков NASA. Изображение GAO

Риски и задержки


На сегодняшний день для обеих компаний существуют риски, которые могут дополнительно задержать сертификацию.

Для Boeing:


  • Система спасения может не справиться с управлением кораблем. Выяснилось, что в некоторых сценариях капсула может начать кувыркаться, что может представлять опасность для экипажа. Для борьбы с этой проблемой Boeing провела обширное тестирование в аэродинамической трубе и собирается провести тест работы системы спасения со стартовой площадки в июле 2018.

  • В парашютной системе передняя теплозащитная крышка после сброса может ударить о корабль и повредить парашюты. По расчетам Boeing это может случиться только в случае нераскрытия одного из двух тормозных парашютов крышки, и даже в этом случае шансы удара ничтожны. Однако расчеты NASA показывают, что это может произойти даже в случае успешного раскрытия обоих парашютов. Если риск посчитают неприемлемым, для Boeing это будет означать переделку парашютной системы и как минимум шестимесячную задержку.

  • Ракета-носитель является одним из самых больших рисков программы и безопасности астронавтов. Неизвестно, удастся ли получить достаточно информации от оператора ракеты-носителя, United Launch Alliance, чтобы определить опасность потенциально катастрофичных трещин. Это может занять весь четвертый квартал 2018 года. Также информация по двигателю РД-180 ограничена отдельным договором РФ-США, и работы по получению нужных данных для сертификации ракеты-носителя все еще идут.



Для SpaceX:


  • Композитные баки наддува ракеты-носителя, из-за которых произошла авария в 2016 году, заменили на новые, но они еще не прошли квалификацию. Риск заключается в возможных проблемах и задержках с подтверждением пригодности и безопасности новых баков.

  • Трещины в турбонасосах должны исправить в версии Block 5 ракеты-носителя Falcon 9, но ракета еще не прошла квалификационное тестирование в NASA. Трещины, по мнению NASA, являются недопустимым риском для пилотируемых полетов, и, если проблема все еще не будет решена, то придется еще раз менять конструкцию.

  • Заправка ракеты топливом, когда астронавты уже в корабле является потенциальным риском, потому что раньше астронавты садились в корабль, стоящий на уже заправленной ракете. SpaceX согласилась продемонстрировать процесс заправки на окончательной конфигурации ракеты и корабля пять раз перед пилотируемым полетом (беспилотный запуск и испытания системы спасения на летящей ракете тоже засчитываются), это может внести дополнительные задержки.



План Б для МКС


Отдельной претензией Счетной Палаты было нежелание NASA рассказывать о расчетных сроках сертификации Конгрессу и отсутствие резервных планов на случай задержек. Дело в том, что места на "Союзах" закончатся чуть раньше половины расчетного срока, и в худшем случае 9 месяцев американские астронавты не смогут летать на МКС.

03.jpeg
Бирюзовая зона - диапазон расчетных дат сертификации хотя бы одного корабля. Изображение GAO

Новые места на "Союзах" получать уже поздно - производство корабля и покупка мест занимают примерно три года, а остался всего один. В марте 2018 условия контракта с Boeing изменили - NASA получило возможность добавить третьего члена экипажа в первый испытательный полет и продлить его длительность при необходимости. Т.е. первый пилотируемый полет Starliner можно будет провести сразу к МКС, но это сработает только в том случае, если у корабля Boeing не будет задержек. Сейчас NASA размышляет, как можно сдвинуть посадку "Союза" с последним доступным местом с ноября 2019 на январь 2020, но это тоже только частичное решение, покрывающее два месяца из потенциальных девяти.

Распределение вероятностей


Ну и, наконец, Счетная Палата раскритиковала отсутствие единой метрики безопасности кораблей. В 2011 году была установлена допустимая вероятность гибели экипажа в 1/150. Однако в последующих документах появилась более трудно достижимая вероятность 1/270. Хуже того, в 2014 году обновили модель космического мусора, которая используется для оценки вероятности катастрофы. Новая модель опаснее старой, и Boeing со SpaceX могут не уложиться в 1/270. Ситуацию осложняет тот факт, что четыре разных подразделения NASA используют три разные вероятности - 1/150, 1/200, 1/270, причем для разных моделей космического мусора и прочих условий. Чтобы не произошло парадокса, когда компания-подрядчик сможет выполнить требования 1/270 по старой модели для одного подразделения, но провалит сертификацию по 1/150 с новой моделью в другом подразделении, в этой области надо навести порядок.

Обратная связь


В отчете также содержится ответ NASA на пять рекомендаций Счетной Палаты по итогам аудита:


  • С первой рекомендацией - внести свою расчетную оценку сроков в ежеквартальный отчет Конгрессу NASA не согласилось. По мнению агентства, существующая практика использования расчетных сроков подрядчиков является правильной. А по мере приближения дат пуска NASA будет следить, чтобы оценки агентства и расписания подрядчиков оставались согласованными.

  • Вторая рекомендация касалась разработки запасного плана для недопущения разрыва в полетах американских астронавтов на МКС. Здесь NASA согласилось, заявило, что уже ведет работы в этом направлении и ожидает их завершения к концу 2018.

  • Третья рекомендация была посвящена разнице в оценке рисков. Здесь NASA согласилось частично, заявив, что, несмотря на то, что наличие нескольких документов с разными требованиями может запутывать, главным в данном случае является документ HEOMD-CSD-10001 с вероятностью 1/270

  • Четвертая рекомендация касалась документирования ситуации с разными оценками вероятности на будущее. Здесь агентство согласилось.

  • Ну и, наконец, пятая рекомендация относилась к реорганизации подразделений для избежания совмещения технических и программных обязанностей, с чем NASA согласилось, теперь это будут две отдельные должности.



Заключение


Тот факт, что по оценкам самого NASA Starliner и Crew Dragon должны полететь заметно позже объявленных сроков - небольшая сенсация. Тем не менее, расчетный диапазон от мая 2019 до августа 2020 достаточно большой, чтобы попадание Boeing или SpaceX в его левую часть не вызвало серьезных проблем. Но для больших и технически сложных проектов нормой являются задержки и переносы сроков, так что интрига - кто полетит первым и когда, сохраняется.


В качестве эксперимента запущены пуш-уведомления. Нажмите эту кнопку, и вам будет приходить сообщение, когда выйдет мой новый пост.


Я в социальных сетях:
Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube

attentioneer.jpg

Записи из этого журнала по тегу «космические корабли»


promo lozga ноябрь 4, 2014 17:00
Buy for 20 tokens
Привет! Добро пожаловать в блог, посвященный популяризации космонавтики, астрономии, и, шире, науки и прогресса человечества. Если вы зашли ко мне впервые, рекомендую почитать длинные серии постов по тегам: Серия "Незаметные сложности космической техники". Рассказы о том, как и почему ракеты и…

Скоро и лететь некуда будет, затопят МКС.


Ну, до этого еще шесть лет минимум.

Вроде еще в начале года об этом речь шла.А это как то влияет на графики беспилотных миссий? Это же речь про "штамп в паспорте" по завершении сертификации? Как с Хеви- слетала в феврале а сертифицировали ее ВВС в июле,нет?

Людей до окончания сертификации пускать нельзя.

Интересно, если применить нынешние методики Наса к ракетам и полетам Гагарина и Шепарда ( вроде он первый в Штатах ) , какую вероятномть аварии они получат 1/2 или 1/5???

У Гагарина и Шепарда не было в качестве альтернативы билета на коммерческий борт Роскосмоса. Они понятно, за что рисковали.

Edited at 2018-07-16 06:26 (UTC)

Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal России! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Свежие шашлыки из астронавтов. Давно не было.

Ну что вы так клевещите !
Это же Маск ! :-)

Композитные баки наддува ракеты-носителя, из-за которых произошла авария в 2016 году, заменили на новые
------------------------
Заменили на новые. Композитные ?

Там не в композите проблема была, а в зазоре между композитом и герметичным баком.

Для Маска "День Х" это 16 сентября - первый запуск пилотируемого "Драгона" (без экипажа).

А так да - очень интересный документ, вызывающий вопрос - а в Думе не интересуются планами по эксплуатации "Ангар" и "Федерации" ?

Ангара не будет готова раньше Dragon V2, и даже Starliner она вряд ли обгонит - ей на испытания надо ещё 3-5 лет. Федерация теперь вообще непонятно когда будет - её не на что сажать: от пилотируемой Ангары отказались, а Союз-5 опять решили переделывать и готов он будет явно её не скоро.

А вот если бы не проблемы в 90-х, летали бы сейчас на Заре...



Мдям.

Посмотрим, что будет.

Edited at 2018-07-16 07:31 (UTC)

Если бы не проблемы 2000-х. Если бы не Путин, иначе говоря. В 90-е российская пилотируемая космонавтика развивалась - МКС.

Так опоздали уже - батутов 3 года ждать после предоплаты.

интресно, какая у Гагарина была вероятность? 1/2?

Королёв требовал минимум 2 удачных полёта ракеты до первого пилотируемого - это уже 1/3 для успешного вывода на орбиту минимум. Плюс была система аварийного спасения в виде катапульты - то есть вероятность погибнуть при выведении у него была 1/10 максимум. Сам корабль уже тестировался в такой конфигурации и вероятность отказа там была во много раз меньше.

То есть у Боинга претензии к кораблю а у SpaceX - к ракете.

На какой ракете вообще собирается лететь Боинг?

В том и дело, что Atlas V, как оказалось, пока тоже не сертифицирован и имеет замечания. Вот это для меня новость.

И нет "претензий к кораблю". Есть ход сертификации.

Edited at 2018-07-16 14:22 (UTC)

Непонятно.:-)
Название статьи-"США могут остаться без полетов в космос"

Прочитав саму статью,понял что идет гигантская работа,сделан задел на десятки лет вперед. Никого не привлекли к суду за хищение средств как на Восточном,никто не тырит ценный припой как в Воронеже и ни слова о батуде.

Цэ зрада чи пэрэмога?

Я могу, конечно, ошибаться, но в Воронеже как раз проблема была в использовании много более дорогого припоя. Вы бы, может, уточнили бы, перед тем как слоганы метать?

ОЖИДАНИЕ:
14 января 2004 года президент США Джордж Буш представил новую американскую космическую программу.
"Мы построим новые корабли, чтобы унести человека вглубь Вселенной, чтобы вновь ступить на ЛУНУ и приготовиться к путешествиям за пределы нашего мира. .... Мы решили исследовать космос, потому что это улучшит нашу жизнь и поднимет наш национальный дух. Так пусть путешествие продолжается. Да благословит нас Господь!"

План освоения космоса по Бушу таков:
2004-2008 - разработка пилотируемого космического корабля, который заменит шаттлы и сможет доставить людей на Луну.
2004-2010 - возобновление полетов шаттлов, прекращенных после катастрофы челнока "Колумбия", к Международной космической станции.
2010 - прекращение работ на МКС, замена челноков новыми кораблями.
2010-2014 - беспилотные полеты к Луне.
2015-2020 - пилотируемые полеты к Луне, создание на ней обитаемой базы.
После 2020 - подготовка экспедиции на Марс.

РЕАЛЬНОСТЬ:
2012 год: Наца впервые распробовала батуты

2016 год: "NASA не планирует продлевать контракт с Роскосмосом на доставку астронавтов к МКС после 2018 года, заявил журналистам замглавы американского космического агентства по пилотируемым программам Уильям Герстенмайер."

2017 год: NASA проплатило батуты до 2019 года.

2010 год: Попилено 9 ярдов, программа "Созвездие" бесславно закрыта.
2013 год: Барак Обама собирается на астероиде лететь на Марс.
2016 год:Обама заявил о намерении США совершить «гигантский скачок» на Марс.
....
2017 год: Маск пообещал гиперлупы на Марсе.
.... WTF?
2017 год: Трамп распорядился возобновить лунную (!!) программу.
Такая вот эволюция обещалок - колесо генотьбы прям.

Пендосы никуда не летали и не летают. Не было их на Луне и вряд ли они туда когда-нибудь попадут. И на "Марсе" у них ВНЕЗАПНО луговая собачка из аризонской пустыни засветилась. Что касается Маска - это вообще типичный жулик. Остап Бендер 21 века.