?

Log in

No account? Create an account

Научно-популярно о космосе и астрономии

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Звезда пленительного знанья
lozga
Вы, скорее всего, уже слышали про образовательный центр “Сириус”. Учрежденный в 2014 году и созданный на базе олимпийской инфраструктуры, центр не только работает с одаренными детьми, но также повышает уровень преподавателей и ищет новые формы обучения. Этим летом мне представилась возможность две недели преподавать там космическую каникулярную программу. Под катом экскурсия по центру, рассказ о том, чем именно я занимался и бытовые зарисовки. Всего 56 фотографий на 18 мегабайт.

kdpv.jpg

Экскурсия


Парк науки и искусств образовательного центра “Сириус” расположен в здании бывшего Главного медиацентра Олимпиады-2014 и по размерам сравним с немаленьким заводом - ширина фасада составляет четыре сотни метров, а масштаб лучше всего виден на спутниковом снимке.



Обратите внимание на темные полосы - это стеклянная крыша галерей. В 2017 году у главного входа установили изделие 0.03 - комплексный испытательный стенд “Бурана”.

02buran.jpg

“Комплексный стенд” означает, что этот экземпляр оснастили штатным набором оборудования и провели огромное количество испытаний, отловив 21168 багов.

03tail.jpg

ОК-КС - один из наиболее сохранившихся кораблей и макетов программы. Например, “Буран” на ВДНХ собран из трех разных изделий. А здесь разве что бросается в глаза отсутствие теплозащиты и двигателей ориентации. Для удобства испытаний в стенде проделали несколько люков, отсутствовавших в летных экземплярах. Один из них расположен в колесной нише и закрыт на висячий замок.

04chassis.jpg

В левом (северном) вестибюле рядом с абстрактным макетом спутника стоит макет двигателя второй ступени (центрального блока) ракеты-носителя “Энергия” РД-0120. Центр активно наполняется экспозициями и различными артефактами, например, белое обрамление слева было входом в модуль геопространственных технологий, который заменяют на “Генетику и науки о жизни”.

05rd.jpg

Поднимаемся на второй этаж. Здесь стоят планетарий и полноразмерный макет корабля “Клипер”.

06kliper.jpg

Вид на “Клипер” сзади.

07kliperback.jpg

Свободного места еще много, и второй этаж неуловимо похож на аэропорт. Блики плитки пола создают иллюзию бассейна.

08corridor.jpg

Индустриальный масштаб помещений позволяет проводить здесь мероприятия с сотнями и тысячами участников.

09cantene.jpg

Возвращаемся назад на первый этаж. Схема аудиторий еще раз наглядно показывает размеры центра. Альфа - лаборатории биохакинга и нанотехнологий, Бета - прототипирование, схемотехника, космос и автотранспорт, Гамма - живопись, гончарное дело и мозаика, Дельта - аудитории и конференц-залы, Сигма - выставки.

10map.jpg

Начнем мы, конечно же, с космических лабораторий. В коридорах стоят модели - ледоколы, реакторы, “Луна-16”, “Энергия”, “Союз”, “Протон” и “Ангара”.

11models.jpg

Автографы космонавтов, посещавших центр.

12autograph.jpg

Удивление и восхищение вызывает оснащение лабораторий в целом, и космических - в особенности. При содействии компании Sputnix здесь установили полноценное оборудование для проверки космических аппаратов. Два стенда позволяют проверять системы ориентации - имитатор магнитного поля и прожектор, играющий роль Солнца, создают обстановку, похожую на то, с чем спутник столкнется на орбите, а аэроподвес имитирует условия при поворотах спутников в невесомости.

13magnet.jpg

Аэростол убирает трение в двух плоскостях, позволяя экспериментировать с работой двигателей спутника.

14table.jpg

А вот это - стенд с двигателями на сжатом газе, который перемещается по аэростолу.

15gasengine.jpg

Термобарокамера позволяет проверить готовность спутника к работе в вакууме.

16barocam.jpg

Вибростенд - нагрузки при выведении спутника на ракете-носителе.

17vibro.jpg

От проектной смены, которая длится месяц, остались макеты спутников. Деревянные корпуса на скотче с термоклеем ничуть не уменьшают ценности полученных на реальной электронике знаний и опыта. И после посещения этой лаборатории совершенно не удивляешься новостям о запуске с МКС созданных учащимися “Сириуса” и проверенных на этом самом оборудовании настоящих спутников.

18schoolsat.jpg

Переходим в лаборатории прототипирования. Здесь можно быстро и разными способами реализовать в материале какую-нибудь замечательную идею. 3D-принтеров целая батарея, и, сколько я не проходил мимо, хотя бы один что-нибудь постоянно печатал.

19printers.jpg

В некоторых случаях вырезать деталь будет лучше, чем напечатать, для этого есть высокоточный гравировально-фрезерный станок с ЧПУ.

20frezer.jpg

Альтернатива - станок лазерной резки, деревянные детали с характерными темными краями попадаются везде, он явно работает очень много.

21cutter.jpg

Местная достопримечательность - самодельный 3D-принтер, печатающий глиной. Как мне рассказывали, на нем пытались печатать еще и едой, но что-то нормальное получилось пока только с шоколадом.

22clay.jpg

На полках стоят эксперименты с редкой дельта-кинематикой 3D-принтеров.

23delta.jpg

Переходим в лаборатории гончарного дела. Вот результаты 3D-печати глиной, демонстрирующие возможность создания объектов со сложной поверхностью.

24printed.jpg

На крупном плане отлично видны слои, которыми наносился материал.

24acloseup.jpg

Аудитория с гончарными кругами.

25auditorium.jpg

Результаты более традиционного процесса производства. Милые котики и тарелка с надписью “Нет смысла бояться высоты, есть смысл учиться летать”.

26plates.jpg

Производство практически безотходное - неудачные эксперименты можно загрузить в машину, похожую на мясорубку, и превратить в однородную массу, из которой лепить что-нибудь новое.

27prep.jpg

А здесь изделия сушатся (крайний шкаф справа) и обжигаются (все остальные).

28dry.jpg

Следующее на очереди пространство “Полигоны” с растениями, современным искусством и информационными технологиями. На специальных стойках растут студенческие работы.

29racks.jpg

30racksclosup.jpg

Отсек, посвященный гидропонике, закрыт пластиковыми шторками для поддержания микроклимата. Здесь демонстрируются наиболее распространенные системы.

31hydroponics.jpg

Система с фитилем одновременно демонстрирует способность растений определять местную гравитацию и расти вверх. Отличным дополнением смотрелся бы клиностат, может быть, в будущем добавят.

32wick.jpg

Стендов с растениями много, и разных.

33plumb.jpg

Одна из стен выделена под современное искусство. Вот эта инсталляция, например, вдохновлена работами Павлова, не живая, но реагирует на движение.

34art.jpg

Следующий сектор посвящен человеко-машинному взаимодействию. Есть будка с тренажером эмоционального интеллекта, стенды управления взглядом и даже дыханием.

35interface.jpg

Симпатичный стенд показывает жизнь клетки на сферическом экране с плоским срезом.

36cell.jpg

Умный дом представлен в виде, буквально, избушки на механических ногах.

37house.jpg

Голографические свинки иллюстрируют работу системы, способной понять и ответить на вопрос, заданный в свободной форме.

38pigs.jpg

На лаборатории биохакинга и молекулярной биологии можно только смотреть снаружи, но, благодаря стеклянным стенам, этого достаточно. Оборудования много — есть даже ДНК-секвенсор.

39bio.jpg

40biolab.jpg

Ну и последний пункт нашей экскурсии - экспозиция “Умный город”, созданная при участии правительства Москвы. Здесь в виде наглядных игр для детей показываются современные концепции. Вот, например, стенд, иллюстрирующий работу Big Data.

41bigdata.jpg

А здесь можно попрыгать на интерактивной аэробике и узнать, чем могут быть полезны умные датчики.

42aerobics.jpg

К тому моменту, когда маленькие гости подрастут, “диагностика будущего” как минимум частично станет “диагностикой настоящего”.

43diag.jpg

Работа


В “Сириусе” есть программы разной длительности, направленности (по трем направлениям: “Наука”, “Искусство” и “Спорт”) и для разных возрастов. Меня пригласили на каникулярную программу длительностью одна неделя, для возраста 12-15 лет. За шесть дней и двадцать часов ученики должны сделать проект, который будет защищаться в финале. Я не преподавал с 2012 года, да и студенты там были постарше, но, к счастью, в Уфе уже много лет работает космическая школа, у руководителя которой, Алексея Алликаса, можно спросить совета. В итоге на базе того, что я умею (например, с “железом” я не работал и проектировать спутник учить не смогу) и опыта преподавания в похожих условиях сформировалась программа, состоящая из следующих частей:


  1. Теория: введение в космонавтику и астрономию, орбитальная механика, история космонавтики.

  2. Практика: полеты в космическом симуляторе Orbiter с последовательным увеличением сложности. Сначала смотрим на полеты без активного управления, параллельно изучая работу космической техники и получая базовые навыки, затем выполняем простые и все более сложные полеты.

  3. Проект: сборка модели космического аппарата и выполнение полета на нем в Orbiter.


Если вы захотели научиться летать в Orbiter, посмотрите мои публикации:



Модели сначала предполагалось делать из бумаги, и я потратил массу времени на отбраковку тех, которые не подойдут из-за слишком большой сложности или трудоемкости, но, вовремя узнав о наличии в центре 3D-принтеров, переключился на поиски моделей, для которых есть интересные аддоны в Orbiter. Таких нашлось четыре - корабль “Союз” и сценарий ручной стыковки с МКС, корабль “Восток” и ручная ориентация корабля для посадки, “Протон” и выход на геостационарную орбиту и Mars Reconnaissance Orbiter с аэроторможением у Марса.

Печатаются модели, из этого вырастет “Протон”.

44print.jpg

Проекты защищают все направления каникулярных программ одновременно в общем зале. Это хорошо - результат обучения показывается не только своим родителям, но и участникам других программ с их родителями. Вот стыкуют “Союз” с МКС мои студенты.

45present.jpg

Гончарная программа показывала беспроигрышных котиков, их все любят.

46gonch.jpg

”Шаг к Вселенной” (8-11 лет) демонстрировали ракеты. Увы, практический пуск в зале провести нельзя, так что он выполнялся отдельно.

47rockets.jpg



Химические и физические опыты группы 12-15 лет.

48sci.jpg

Буеры, созданные на “школе цифрового производства” в зале без ветра, увы, не ехали, но смотрелись все равно симпатично.

49digprod.jpg

Но самая занимательная демонстрация была у школы робототехники (8-11 лет). Дети всю неделю собирали и программировали робота, а на защите устраивались полноценные соревнования с выдачей дипломов по результатам.

50robo.jpg

Лично я главным позитивным итогом своей работы считаю то, что студенты сами добровольно хотели летать и показывать свои умения. Есть надежда, что они поставят Orbiter дома и будут играть, параллельно изучая настоящую орбитальную механику, астрономию и космическую технику. А то, что уже прощаясь, некоторые ученики называли мою дисциплину самой интересной (а всем программам показывали мастер-классы других направлений) было вершиной педагогической радости.

51ithstudents.jpg

Бытовая часть


Жилой комплекс “Сириуса” - это бывший четырехзвездочный отель Azimut с соответствующим уровнем номеров. В первые минуты заселения было забавно осознавать, что номер совершенно аналогичен тюменскому четырехзвездочному отелю, где я был на Нефоруме блогеров.

52living.jpg

Расположение прекрасное, до моря 300 метров, на случай плохой погоды есть бассейн и спа. В правой части фотографии научный клуб. Также на территории есть пруд с фонтаном, способствующим научным размышлениям, тренажеры и временно закрытые на ремонт теннисные площадки.

53мшуц.jpg

Совсем рядом сооружения Олимпиады-2014.

54olymp.jpg

Кроме жилого комплекса и Парка науки и искусств спортивные занятия проводятся на арене “Шайба”. Между зданиями курсируют электрические автобусы-шаттлы.

55shuttle.jpg

Я же привез транспортной компанией (в самолете нельзя) моноколесо и ездил на нем.



Заключение


Образовательный центр “Сириус” производит очень вдохновляющее впечатление. Сочетание замечательного образовательного и бытового оснащения с людьми, которые любят и умеют делать свою работу, дает уверенность в будущем учеников и страны в целом. Для меня было большой честью работать там и внести свой небольшой вклад в то, чтобы сделать наше общее завтра лучше.


В качестве эксперимента запущены пуш-уведомления. Нажмите эту кнопку, и вам будет приходить сообщение, когда выйдет мой новый пост.


Я в социальных сетях:
Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube

attentioneer.jpg
Метки:

Записи из этого журнала по тегу «репортаж»

  • Тюмень цветущая

    НеФорум-2018 проходил в фантастически удачное время - в Тюмени цвели сирень, яблони и другие деревья. Но удача - это только половина дела, если бы…

  • Высокие технологии "трубы"

    Если вы еще думаете, что нефтегазодобыча - это примитивно и шутите про "трубу", то самое время перестать - прошли времена, когда можно было выкопать…

  • Счастье студента и популяризатора

    Лабораторная аудитория - классное место, ее задача делать сложное понятным. Так что когда я оказался в Технополисе Тюменского индустриального…

  • Нефорум-2018: Хроника

    11-12 июня я был на Нефоруме-2018 в Тюмени, послушал интересных спикеров, выступил сам, прошелся по городу и съездил в совершенно фантастический…

  • Минск астроаэрокосмический

    В минувшие выходные я посетил в Минске конференцию по тестированию программного обеспечения. Расписание удалось составить так, что перед началом…

  • Мои несколько дней космонавтики

    В этом году получилось весьма неплохо поучаствовать в мероприятиях, связанных с Днем космонавтики. Под катом: Видео новой лекции "Мирный…


promo lozga november 4, 2014 17:00
Buy for 20 tokens
Привет! Добро пожаловать в блог, посвященный популяризации космонавтики, астрономии, и, шире, науки и прогресса человечества. Если вы зашли ко мне впервые, рекомендую почитать длинные серии постов по тегам: Серия "Незаметные сложности космической техники". Рассказы о том, как и почему ракеты и…

  • 1
Очень позитивно.
А каким образом дети туда попадают?

Вот критерии отбора на месячные программы, судя по тому, что начал регулярно слышать, как отдаленные знакомые туда ездили, объемы там немаленькие, и пройти отбор вполне реально. На каникулярные программы можно попасть за успехи в учебе (у меня были победители олимпиад Краснодарского края) и за деньги.

все это очень хорошо, НО это учит и развивает детей, а вот потом когда они подрастут где они смогут все это продолжить? есть неприятное впечатление что продолжат они за рубежом где все это есть не только для детей но и для взрослых. Все это правильно, детей надо учить, в детей надо вкладываться, но очень глупо вложиться в детей а когда они станут студентами сказать им "идите куда нибудь в другое место"

Edited at 2018-09-10 04:45 (UTC)

В какой отрасли или стране эти дети бы потом ни работали, человечеству будет польза.

HID устройства (джойстики и иже с ними) не используются по религиозным причинам или от бедности? С одной стороны - да, с клавиатуры удобнее давать импульс, но с другой стороны, это не отвечает реальному положению вещей.

На Orbiter джойстики нужны только на крылатые аппараты вроде шаттла или Бурана. У реального "Союза" ручки, которые правильнее всего эмулировать кнопками.

Кучу денег угрохать на объект к олимпиаде и потом сделать из него непонятный лагерь, что бы ещё кучу денег тратить на содержание

Ну конечно, зачем тратить деньги на образовательный центр...
По вашему надо было с олимпийскими объектами в Сочи поступить как поступили в США, в Скво- Вэлли - использовать олимпийские постройки под тюрьму...
Ну или просто забросить ...хе-хе...чтоб не тратиться...

Был там в апреле. При всём положительном настрое осталось впечатление, что комплекс состоит на 90 процентов из показухи. Вот эти громадные залы с парой свинок и голографической моделью мозга и тп.
Выставочные залы с моделями космических аппаратов занимают места больше, чем лаборатория кубсатов.
И тд

Показуха все, что есть в путинской эрэфии.


Спасибо!!

Вы меня растрогали.
Хотелось бы чтобы такие центры были при каждой школе. Или школы при таких центрах?
Ну хотя бы в каждом городе были такие центры;-)

Расчувствовался и сделал перепосты:

https://marstraktor.livejournal.com/305347.html
https://shkola30.livejournal.com/193912.html
https://vchernik.livejournal.com/1012377.html
https://plus.google.com/u/0/communities/109076079641546819610

Извините, к вашему заголовку добавил слова "Отроки во Вселенной", получилось вот так: "Отроки во Вселенной: Звезда пленительного знанья".

Большой спасибо!


Вот вот… центры при школах или школы при центрах (хотя второе белее реальней)… не суть важно...
Главное - чтобы не одни спортивные центры и стадионы...
Спорт это хорошо и полезно для нации - но не спортом единым...должна жить нация...образование и наука необходимы не менее физкультуры и спорта, а пожалуй даже более...

спасибо! очень интересно.

"Гончарная программа показывала беспроигрышных котиков" — я подумал, Зелёный Кот себе эмблем поналепил!%))

а чего колесо в багаж не взяли

хохломы и спорта, конечно, много. но вобщем мне понравилось
непонятно, что там секвенсор делает и вообще биохкинг, похоже просто "чтоб было"

оборудование иностранное - тот же распознаватель голоса, поди просто интерфейс к гугловскому апи

ну и отбор детей мутный, по-моему, имело бы смысл какие-то кружки туда в полном составе направлять каждый сезон, а то, что школьник из регионов один раз в жизни на это посмотрит - толку не много, ну разве что впечатление и стимул "свалить"
или же много платных групп и родители Москвы/Питера отправляют детей?

  • 1