?

Log in

No account? Create an account

Научно-популярно о космосе и астрономии

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Сериал «Первые»: Темные стороны космонавтики
lozga
ЖЖ, май 2031 г.

01.jpeg

Трагедия корабля Providence 1, свидетелями которой мы сегодня стали, увы, укладывается в историю космонавтики. Как и большинство космических катастроф ее можно было избежать. И не в том ужас, что по неизвестной причине произошел взрыв в районе твердотопливного ускорителя, а в том, что система спасения астронавтов, специально предназначенная для такого случая, вообще никак не проявила себя. Возникает сюрреалистическое ощущение, что мы смотрим фильм, в котором сценаристы просто выкинули ее с ракеты по сюжетным соображениям.

14 сентября на стриминговом сервисе Hulu вышел созданный совместно с британским каналом Channel 4 сериал "Первые" ("The First", КиноПоиск, IMDB). Первый сезон посвящен двум годам подготовки экипажа к полету на Марс. И, несмотря на наличие звездной команды - шоураннер и сценарист "Карточного домика" Бо Уиллимон, главная роль - лауреат двух "Оскаров" Шон Пенн, на мой взгляд, сериал получился противоречивым. Он отлично показывает непарадные стороны космонавтики, но увы, не лишен недостатков.



Сначала о технике


Научным консультантом фильма выступил Чарльз Элачи (Charles Elachi), бывший директор JPL. И в целом сериал действительно производит впечатление реалистичного. Но, к сожалению, не обошлось без технических ляпов.

Прежде всего, по сюжетным причинам сценаристам надо было убить первый экипаж. Придумать реалистичную аварию сложно, поэтому мы смотрим на повторение катастрофы "Челленджера" 1986 года. Проблема - на шаттле не было системы спасения, а на SLS она есть, и в фильме "шпиль" САС отчетливо показали.

02.jpeg
Слева - фото катастрофы "Челленджера", справа - кадр из фильма

03.jpeg
Кадр из фильма



Система спасения SLS не имеет ограничений по высоте и скорости и способна увести корабль с экипажем в сторону от взрывающейся ракеты хоть со старта, хоть на большой высоте. Так что по сценарным соображениям систему спасения не только выключили, но и никак не упоминают во избежание ненужных вопросов.

Далее, причину катастрофы не стали копировать с "Челленджера" (это было бы слишком странно), но то, что придумали, совершенно смехотворно. С одной стороны, кто-то (подозреваю, что это был Элачи), совершенно правильно описал конструкцию передних двигателей отделения и увода боковых твердотопливных ускорителей Спейс Шаттла/SLS. Дело в том, что на самом шаттле есть крышки маневровых двигателей для защиты от дождя. Большую часть программы их делали из бумаги, а под конец переключились на тайвек. Эти крышки штатно отделялись при старте под напором набегающего воздуха, а иногда отваливались сами по себе еще до пуска.

04.jpeg

Но на твердотопливных ускорителях сверху действительно стоят подпружиненные крышки.

05.jpeg
Слева верхние двигатели отделения и увода, справа нижние

Эти крышки открываются при включении двигателей, как нам и показали в сериале.

06.jpeg

Но вот любой посторонний предмет в реальности ударил бы вскользь по достаточно толстому слою теплоизоляции внешнего бака шаттла (или центрального блока SLS) и не мог бы причинить заметного вреда. В реальных запусках двигатели отделения успевали выжечь в теплоизоляции немаленькие участки, и ничего.



Вообще, выбор SLS в качестве носителя весьма странный. Дело в том, что астронавты стартуют на отдаленно напоминающем Orion корабле, который на низкой околоземной орбите стыкуется с марсианским транспортным кораблем. Масса "Ориона" из фильма не больше 30 тонн, а SLS block 1, показанный в сериале, выведет на низкую орбиту 70.

Поскольку "Орион" из фильма не является точной копией реального, Элачи, похоже, не стали спрашивать, а зря, потому что мелких ляпов в сценах с ним оказалось немало.

При отделении третьей ступени явно цитируются исторические кадры американской лунной программы, но, в отличие от реальности, кораблю и ступени придано совершенно неуместное вращение.

07.jpeg

На выведении напутали с циклограммой, и баллистическая крышка с системой спасения отделяется от корабля только в самом конце, после выключения третьей ступени. В реальности ее можно сбрасывать вскоре после отделения первой ступени (боковых ускорителей) - уже на второй-третьей минуте полета высота растет до ~50 км, и сопротивлением атмосферы можно пренебречь.

В головах создателей фильма шаттл смешался с Orion, и совершенно непонятно, как работает электросистема корабля - у него показывают открытие солнечных панелей и одновременно обсуждают включение топливных элементов. Первое есть у Orion, второе было у шаттлов, в реальном корабле достаточно чего-то одного, а для короткого полета к марсианскому транспортному кораблю вообще хватило бы банальных аккумуляторов.

Очень забавный ляп есть в конструкции стыковочных узлов. На псевдо-"Орионе" нарисовали стыковочный узел российского "Союза" с системой "штырь-конус", а на марсианском транспортном корабле андрогинный узел. При всей радости за российскую космонавтику, продающую стыковочные узлы США даже в 2030-х, эти конструкции несовместимы.

08.jpeg
Слева - псевдо-"Орион", справа марсианский транспортный корабль

В сцене сближения и стыковки для коррекции скорости в 4 м/с совершенно излишне разворачиваться. Марсианский транспортный корабль выглядит слишком пустым, в отличие МКС с висящим по всем стенам барахлом. Вообще конструкция вызывает вопросы - на корабле, очевидно, нет оранжереи, значит, астронавты летят с невосполнимыми запасами, и корабль выглядит слишком маленьким для этого. Отдельно стоит отметить то, что художники, рисовавшие корабли, похоже, услышали про троирование (трехкратное резервирование), поэтому излишне часто встречаются блоки по три двигателя, когда обычно их два, но это не является невозможным. А вот ионный двигатель у марсианского корабля один, без всяких резервов, что странно. И совершенно непонятно, откуда берется энергия для него - солнечных панелей мало, а радиаторов охлаждения атомного реактора не видно.

09.jpeg

Так что, невольно полемизируя с уже опубликованной на Хабре рецензией, транспортный корабль из "Марсианина", на мой взгляд, выглядит реалистичней.

Процессы


Дух работы космической отрасли в сериале показан хорошо. Наблюдая на экране перипетии работы с родственниками или формирование экипажа, невольно вспоминаешь мемуары настоящих астронавтов, выглядит весьма похоже. Но, увы, не обошлось без странностей. У первого экипажа есть дублеры, а у второго - нет. И нельзя сказать, что они есть, но не показаны - вместо исключения/добавления людей в команду (к чему тоже есть вопросы) логичней было бы обсуждать перемещения астронавтов между вторым и третьим экипажами.

А вот организация процессов миссии вызывает серьезные сомнения. В ситуации, когда возникли дополнительные риски на отлетной ступени, которая находится на Марсе и производит топливо для взлета, фактически принимается решение лететь на "авось" вместо устранения проблемы, что совершенно нереалистично. Наверняка эта проблема принесет неприятные сюрпризы в следующих сезонах (несмотря на всю критику, я бы хотел, чтобы они были).

Люди


Прекрасно показаны переживания родственников, но это характерно для эры шаттлов, у которых не было систем спасения, сейчас риски воспринимаются по-другому. Наглядный пример - во времена шаттлов у Майка Маллейна каждый старт был кошмаром для родных, а в мемуарах Криса Хэдфилда идет гораздо более спокойное моделирование с выводом жены "наверное, мне не стоит уезжать в глушь без связи, если Крис погибнет на орбите, то я должна узнать это из ЦУПа, а не от репортеров".

С семьями астронавтам очень не повезло. В сериале единственная нормальная семья, где твой партнер поддерживает тебя, а не создает проблемы - это однополый брак бывшего командира второго экипажа. У всех остальных либо дочь-наркоман, либо муж, требующий сдать в хоспис (надеюсь, не эвтаназировать, четкой формулировки нет) страдающую деменцией мать, либо муж, который хочет детей, либо родные, с которыми ты не поддерживаешь отношений. Глава частной корпорации, отправляющей астронавтов в полет, которую явно списали с Маска, очевидно, в разводе. В жизни бывает всякое, но концентрация личных проблем в сериале зашкаливает, и поневоле с грустью вспоминаешь здоровые семейные отношения, показанные в "Аполлоне-13".

Символизм


Сериал выполнен в реалистичном ключе, но, к сожалению, авторы не удержались от попыток добавить глубокий смысл. Таинственный персонаж, собирающий телефоны, вызывает ассоциации с фильмом "Контакт" и что-то символизирует, но в первом сезоне его личность и предназначение не раскрывают. Вообще, при просмотре последнего эпизода первого сезона у меня возникла мысль "а что если все происходящее окажется его бредом", но, к счастью, полет к Марсу скорее всего реален.

Очень важный вопрос


В нескольких сериях поднимается вопрос смысла экспедиции - зачем им вообще лететь на Марс. И, на мой взгляд, создатели фильма не сумели дать хороший ответ. Речь руководителя компании воспринимается в совершенно противоположном ключе, мол, загадили Землю, давайте теперь полетим загаживать Марс. И даже аргумент к красоте от командира не выдерживает контраргумента - "а давайте отправим спутник с 4К камерами и будем снимать космические красоты в свое удовольствие". Увы, проблемы со смыслом подобного полета есть и в реальной космонавтике (раз, два). Хорошо, что сценаристы не придумали простого, но нереалистичного решения, и плохо, что не смогли дать ответ, оставаясь в рамках реализма.

Заключение


К достоинствам сериала стоит отнести общий реализм техники (несмотря на ляпы), людей и атмосферы. К недостаткам - местами слишком мрачный настрой. В целом, на мой взгляд, достоинства перевешивают, и мне бы хотелось надеяться на выход следующих сезонов.


В качестве эксперимента запущены пуш-уведомления. Нажмите эту кнопку, и вам будет приходить сообщение, когда выйдет мой новый пост.


Я в социальных сетях:
Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube

attentioneer.jpg

Записи из этого журнала по тегу «культурные артефакты»

  • Первый интроверт в трясущемся мире

    Каждый новый фильм о космосе - это шанс заинтересовать людей тем, чем прекрасна космонавтика. И, теоретически, у байопика "Первый на Луне" ("First…

  • "Примадонна": глубина смыслов казалось бы простой комедии

    Мы привыкли к тому, что известность получает человек талантливый. Но свое место в истории заняла Флоренс Фостер Дженкинс, которую совершенно…

  • Альбом Изохайку: два в одном

    Заканчивается сбор средств на издание сдвоенного альбома изохайку (фантастические рисунки с коротким текстом) художника Игоря Савина. Выглядят они…

  • Медвежьи хроники

    Чем хороши фильмы "про природу" - у них из всех жанров наименьшая вероятность оказаться неприятными. Идешь смотреть без затаенного страха получить…

  • Два часа с Роми Шнайдер

    Спутник, фотографирующий Землю, будет иметь наилучшее пространственное разрешение, если полученное изображение будет панхроматическим (черно-белым).…

  • Человек, который падал и поднимался

    Наши переводчики иногда слишком вольно обращаются с названиями фильмов. Бывают удачные варианты вроде "В джазе только девушки", но чаще получается…


Buy for 30 tokens
Заядлые любители тренингов знают: лучше гор могут быть только горы - в смысле, новые тренинги, на которых еще не бывал. Я и сам такой же любитель поучиться – более того, как вы наверняка знаете, я абсолютно убежден в том, что без постоянного обучения никакого успеха в жизни человека не будет.…

Самый реалистический полет в сериалах - полет Воловица в "Теории большого взрыва" на "Союзе" и МКС .

Edited at 2018-09-24 05:10 (UTC)

Романтика заканчивается, когда начинается работа.

Не соглашусь. В хорошей работе есть место романтике. Но в небольших дозах.

Честно попытался посмотреть сериал, но дальше третьей серии не пошло. Из плюсов только красивая графика, но с кучей ляпов. Из минусов все остальное. Плевать мне на высосанные из пальца семейные перепитии главного героя или негритянской лесбиянской астронавтки. Даже политика показана неубедительно.

Может до конца асилю, чтобы у сериала был чуть получше рейтинг, но без удовольствия.

Я так сильно подозреваю, что технические ляпы призваны привлечь внимание к сериалу.
Идеальное отталкивает...
Хотя вопрос - как они будут стыковаться с такими узлами - очень интересен.

"Аполлон-13" - эталон реализма, прекрасный и интереснейший фильм.

Трудно быть космическим перфекционистом :)

Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal России! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Заклепочничество - не просто грех, а смертный грех. Фактически ересь, за которую еретики подлежат сожжению на костре


А как там вопрос с радиацией решается?

1. САС активируется вручную с земли. Для этого нужно, чтобы оба оператора (объективного контроля и визуального наблюдения) повернули ключи. Если при этом будут УЖЕ отсоединены кабели и забит радиоканал - отстрела не произойдет и спасения экипажа не произойдет,

2. Шаттл вообще не имеет системы спасения экипажа. Что Колумбия, что Челленджер. Из многоразовых челноков система спасения предусматривалась только на Спирали (спасаемая капсула) и частично на Буране (только для двух пилотов, причем в очень ограниченном диапазоне скоростей и высот - что исключало спасение как на начальном этапе старта, и так и на завершении полета вплоть до предпосадочного маневрирования)

Edited at 2018-09-24 10:34 (UTC)

Насчёт Бурана вас кто-то обманул, предусматривалось спасение даже на нулевой высоте (причём отдельной строкой предусмотрели такую траекторию катапультируемых кресел, чтобы они не врезались в космодромные сооружения).

это однополый брак бывшего командира второго экипажа.
Одноногой черной лесбиянки?

почитал комменты (не здесь), пишут, что сериал тягомотный, много соплей, и вообще полет начался только в 8й серии.
Типа, "можно смотреть спокойно первые 2 и последние 2, ничего не пропустите".

>единственная нормальная семья, где твой партнер поддерживает тебя, а не создает проблемы - это однополый брак
истину глаголят, ахаха

>причину катастрофы не стали копировать с "Челленджера" (это было бы слишком странно)
вполне логично. кстати у СЛС это слабое место, доставшееся от системы Спейс Шаттл.

У СЛС разборка ускорителя назад на секции не предусмотрена.

С трудом таки посмотрел сериал. Короче как по мне эта нудная и довольно тошнотворная драма-мелодрама где декорациями на заднем фоне служит тема полёта на Марс. Хотел бросить смотреть,но была надежда что фильм разойдётся,будет больше космоса,реальных тренировок,решения технических задач...,но вместо этого отвратительные семейные склоки,лесбиянки,у командира экспедиции психованная дочка торчок которая нереально бесит и т.п. Даже не вижу смысла разбирать технические ляпы,на спектакле в драм театре никто же не жалуется что декорации нарисованы кое-как на фанере.