?

Log in

No account? Create an account

Научно-популярно о космосе и астрономии

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Аварийный пуск «Союз МС-10» (экипаж спасен, трансляция окончена)
lozga
В конце второй минуты полета ракеты-носителя "Союз-ФГ" с космическим кораблем "Союз МС-10" произошла авария. Корабль отделился от ракеты и совершил мягкую посадку на территории Казахстана. Космонавты, Алексей Овчинин и Тайлер "Ник" Хейг, живы, и чувствуют себя хорошо. Под катом хроника событий



NASA-TV (с английским дубляжом)


Сейчас корабль выполняет спуск так же, как шла бы штатная посадка. Несмотря на определенную нервозность, техника должна работать так, как и в обычном полете. Необходимо определить место посадки и отправить туда поисково-спасательный отряд. NASA-TV показывает Хьюстон, скорее всего отключили трансляцию.

Последний раз подобная ситуация была в 1975 году на "Союз-18-1". Тогда все обошлось хорошо.

До места посадки поисково-спасательные службы будут добираться примерно полтора часа. Ждем 13:30 МСК.

12:12 МСК Пока нет обновлений, восстанавливаем по памяти картину произошедшего. Полет шел штатно первые две минуты. Успешно отделились четыре блока первой ступени, отделилась система аварийного спасения (Газета.ру уже написала, что она сработала, это не так). Отделился головной обтекатель. Затем пошел морзянкой сигнал "АН" - авария носителя. Кто-то успел заметить, что космонавтов заметно тряхнуло.

12:20 МСК Поисково-спасательные отряды установили связь с космонавтами. Алексей Овчинин и Тайлер "Ник" Хейг живы и чувствуют себя хорошо.

12:38 Пока нет новостей, вот примерная траектория полета корабля. Посадка произошла в Казахстане



12:47 Если отмотать трансляцию NASA-TV на район аварии видно преждевременное отделение одного блока первой ступени (справа-снизу)


В таких условиях система управления не смогла поддерживать управляемый полет. Физика разделения ступеней на "Союзе" такова, что в случае исчезновения тяги на одном из блоков он просто отделяется. Отсюда очевидная версия причины аварии - пропала тяга на одном из блоков первой ступени. Причину этого уже установит комиссия.

12:55 Интересно, что вопрос о срабатывании системы спасения остается открытым. По кадрам видео кажется, что вторую ступень сильно повело блок (это нормально из-за асимметрии тяги). Скорее всего сработали двигатели увода, стоящие на головном обтекателе (если он не успел отделиться). Это объясняет перегрузку 6 «же», которую почувствовали космонавты. С другой стороны в трансляции слышно «есть сброс ГО (головного обтекателя), есть сброс ДУ САС (двигательной установки системы аварийного спасения)». Но, поскольку трансляцию зачитывают по бумажке, она может не соответствовать реальным событиям. Мы посекундно узнаем, что было из результатов работы комиссии.

А вот так могло выглядеть отделение корабля под ГО на двигателях увода.


Видео аварии с трансляции Роскосмоса.



13:16 Поисково-спасательные отряды добрались до спускаемого аппарата и эвакуировали космонавтов.

Кадры аварии


14:06 ТАСС сообщает, с одной стороны, что здоровье экипажа "не совсем хорошее", и, затем что "специальной госпитализации не требуется". Пока информация основывается на анонимных "источниках в отрасли" (опять, увы), стоит подвергать ее сомнению. NASA-TV сообщает, что экипаж уже в вертолете, и повторяют, что состояние космонавтов хорошее.

14:27 На NASA-TV воспроизвели сеанс связи с МКС. Упоминается перегрузка, 6,7 "же". Очевидно, она была уже при спуске, когда корабль тормозил о все более плотные слои атмосферы. Высота на момент аварии была выше 40 км. Если бы авария случилась позже, когда корабль уже разогнался сильнее, то и перегрузки были бы больше, как у "Союза-18-1".

Немного статистики - до этой аварии надежность ракеты-носителя "Союз-ФГ" была 100% - 64 успешных пуска с 2001 года. Также это первая авария на участке выведения у пилотируемой космонавтики России - предыдущая была в 1975 году, еще при СССР. О других происшествиях можно почитать в серии "почти случившиеся космические катастрофы" (раз, два, три).

В твиттере Роскосмоса появились фотографии космонавтов, очевидно, после посадки.





Встреча космонавтов в аэропорту, трансляция RT



Комментарий: Аварии на участке работы первой ступени (это кажется очевидным по видео, но у нас нет телеметрии и прочих данных) не было достаточно давно. Вспоминается авария при выведении биологического и физического спутника "Фотон-М1" в 2002 году, когда ракета упала всего несколько десятков секунд спустя после старта. По очевидным причинам необходимости найти причину и устранить ее это означает перерыв в полетах как минимум несколько месяцев. "Союз МС-09" находится на орбите с июня, и других кораблей к МКС быстро запустить нельзя - Dragon V2 и Starliner еще не готовы. Пребывание на орбите трех космонавтов и астронавтов, которые находятся там сейчас, можно продлевать, но не бесконечно. Возможно, впервые с 2000 года, МКС будет какое-то время летать без экипажа. Также, на "Союзе МС-10" третье место занимал грузовой контейнер, потому что на нем собирались возвращать первого астронавта ОАЭ, который должен был отправиться на следующем корабле. Эти планы точно будут перенесены как минимум на полгода.

Заключение: Аварии были, есть и будут происходить. Главное, что космонавты живы и здоровы. Корабль "Союз" далеко не в первый раз показал свою надежность и способность спасти экипаж.


В качестве эксперимента запущены пуш-уведомления. Нажмите эту кнопку, и вам будет приходить сообщение, когда выйдет мой новый пост.


Я в социальных сетях:
Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube

attentioneer.jpg

Записи из этого журнала по тегу «космические происшествия»


promo lozga ноябрь 4, 2014 17:00
Buy for 20 tokens
Привет! Добро пожаловать в блог, посвященный популяризации космонавтики, астрономии, и, шире, науки и прогресса человечества. Если вы зашли ко мне впервые, рекомендую почитать длинные серии постов по тегам: Серия "Незаметные сложности космической техники". Рассказы о том, как и почему ракеты и…

  • 1
Жертв уже достаточно обеспечили шаттлы, поэтому их и отправили на свалку.

То есть на хомячков что жарились внутри их всем плевать:)

Прошу заметить, пламенный борец:) А ни чо так каламбур получился.

Через 8 лет и 30 полетов после аварии. Несомненно, именно из-за неё шаттлы закрыли!! )) ох, знатоки..


Бабки отбивали проклятые капиталисты.:) Страна жёлтого дьявола, ради прибыли рисковали своими космонавтами.

МКС строили.. Но вы не в курсе, конечно же. ))

Типа это оправдание полётов на откровенно опасных шаттлах:) Как же до этого то МИР без них то построили.

Ну, говорю же что вы не в курсе. "Как-то" могли выводить только автономные модули, со своими двигателями, жизнеобеспечением. Большим модулям нужен был корабль. Вариантов, кроме шаттлов, не было. Поэтому ими и собрали 80% станции.

Что тут, что у зеленого кота _внезапный_ наплыв ура-патриотичных личностей которые нифига про космос не знают.

ну, ведь каждый раз так.. )) Надо же как-то скрепу "защищать".

  • 1