?

Log in

No account? Create an account

Научно-популярно о космосе и астрономии

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Результаты расследования аварии «Союза МС-10»
lozga
В четверг состоялась пресс-конференция аварийной комиссии для журналистов, на которой назвали причину аварии "Союза МС-10". Слухи про не открывшийся клапан оказались верными, но не открылся он из-за того, что при сборке ракеты был поврежден датчик, который в норме формирует команду на это открытие.

01.jpeg
Кадр из видео Роскосмоса

Видео пресс-конференции



Нам показали видео аварии, зафиксированное бортовым регистратором.



Что же это за датчик, и где он находится?

Матчасть



02.gif
Пуск с космодрома Куру, видео Европейского космического агентства

В очень сокращенном и упрощенном виде, отделение боковых блоков (первой ступени) происходит в несколько этапов:


  1. Двигатели боковых блоков переводятся на режим пониженной тяги

  2. Разрываются нижние связи, хвостовая часть боковых блоков отходит в сторону

  3. Двигатели боковых блоков выключаются

  4. Боковые блоки отходят назад, выдвигаются из силовых креплений

  5. Отход фиксируется механическим датчиком, по команде которого открываются дренажные клапаны бака окислителя

  6. Под напором кислорода и газа наддува баки закручиваются


В случае "Союза МС-10" проблема проявилась на шаге 5 - датчик погнули, и всего 6°45' хватило, чтобы он не сработал и не "сказал" боковому блоку, что пора открывать клапан бака окислителя.

03.jpeg
Погнутый датчик, кадр из пресс-конференции

Датчик расположен на вершине "шарика", который находится на самом верху бокового блока. По информации с форума журнала "Новости космонавтики", это простой механический датчик с пружиной, который в норме должен выдвинуться и подать электрическую команду на открытие клапана бака окислителя.

04.jpeg
Датчик под красным колпаком справа сверху, клапан закрыт круглой красной крышкой левее и ниже, фото КИК СССР

На боковом блоке нет самостоятельной системы телеметрии, и механический датчик логи не пишет, так что комиссии при расследовании пришлось проанализировать гипотезы, что датчик был погнут, когда верх ступени пропарывал центральный блок или же он повредился при падении ступени на землю.

05.jpeg
Врио директора РКЦ "Прогресс" Дмитрий Баранов показывает местоположение датчика Дмитрию Рогозину во время его визита в Самару 17 октября, фото Роскосмоса

Таким образом, авария повторяет сценарий тридцатидвухлетней давности
26.03.1986 — Союз-У — Байконур — Нештатное отделение бокового блока Г первой ступени от центрального блока А второй ступени РН из-за не отвода верхней части бокового блока Г вследствие не поступления команды на пирозамок БУ302-0М раскрытие крышки Б4300-845М реактивного сопла бака окислителя по причине не выхода штока контактного датчика Б4411-0А в результате его заклинивания в корпусе вследствие деформации штока при сборке «пакета» на космодроме, вызванной стыковкой бокового блока Г со случайным отступлением от требований технической документации по взаимному положению блоков в момент стыковки и ввода сферической опоры в подпятник


Пара слов о САС


После пресс-конференции Роскосмос опубликовал хронологию работы системы аварийного спасения. Когда боковой блок разрушил центральный, ракету сильно закрутило (мы успели это заметить на видео из кабины корабля), и, сработавшая САС увела корабль в сторону.

06.jpeg
Схема Роскосмоса

Заключение


Любопытно, что процесс сборки именно этой аварийной ракеты есть на видео ТВ Роскосмоса. И похоже, что фатальную ошибку совершили именно тогда.



Я против шельмования этих людей. У нас любят фразу "у каждой ошибки есть фамилия, имя и отчество" и начинают мечтать о как можно более строгих карах, но несовершенство нашего мира таково, что не ошибается тот, кто ничего не делает. И правильнее, на мой взгляд, улучшать процессы, чтобы неизбежные ошибки отлавливались последующими проверками и не наносили никакого вреда. Так что важнее всего, что на пресс-конференции сказали об изменении операций сборки. Через 32 года ракеты-носители "Союз" еще вполне могут летать, но именно эта ошибка снова проявиться уже не должна. Также происшествие показало как минимум две очень хорошие вещи:


  • Аварийные алгоритмы системы управления спуском корабля "Союз" сработали правильно, несмотря на то, что их нужно было разрабатывать для каждой новой БЦВМ (на "Союз-Т" появилась "Аргон-16", на "ТМА-М" - ЦВМ-101). Советских космонавтов на "Союзе-18-1" в 1975 году спасала совсем другая система управления.

  • Поисково-спасательная служба тоже оказалась на высоте при том, что последний раз искать приземлившийся не в плановом районе корабль им приходилось 10 лет назад, когда в баллистический спуск при возвращении с орбиты сорвался "Союз ТМА-11".


Так что в итоге при всех неприятностях от аварии, она показала прекрасную работу техники и людей, что вдвойне ценно, потому что эта работа мало заметна в нормальном полете, а десятилетиями без аварий сохранять готовность тяжело.


В качестве эксперимента запущены пуш-уведомления. Нажмите эту кнопку, и вам будет приходить сообщение, когда выйдет мой новый пост.


Я в социальных сетях:
Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube

attentioneer.jpg

Записи из этого журнала по тегу «космические происшествия»


Buy for 30 tokens
Заядлые любители тренингов знают: лучше гор могут быть только горы - в смысле, новые тренинги, на которых еще не бывал. Я и сам такой же любитель поучиться – более того, как вы наверняка знаете, я абсолютно убежден в том, что без постоянного обучения никакого успеха в жизни человека не будет.…

ого, не знал что это вторая авария с этой же проблемой

Не положено. Советскому пиплу положено знать, что схема разделения гениальна и срабатывает всегда.

Вот подборка кого-то, кто знает больше пипла:

"1. 20.06.1967 - Восход - Плесецк - Аварийное выключение двигательной установки центрального блока А второй ступени РН на 124.39 сек из-за вскрытия бака горючего центрального блока А второй ступени по причине соударения бокового блока Д первой ступени с центральным блоком А второй ступени на 122 сек при разделении вследствие не расстыковки телеметрического разъема.

2. 28.03.1981 - Союз-У - Байконур - Аварийное выключение двигательных установок центрального блока А второй ступени и боковых блоков Б, В, Г и Д первой ступени РН на 118.13 сек вследствие соударения бокового блока В первой ступени и центрального блока А второй ступени на 117.7 сек из-за неотделения бокового блока В в результате неотстыковки в расчетное время отрывного штепсельного разъема Ш144 бокового блока В в процессе штатного разделения боковых и центрального блоков вследствие отказа реле ДП-2 типа ДП-12 в приборе 11Л1126 или перетирания отдельных жил в кабеле Б11У в полете из-за случайного повреждения металлорукава кабеля.

3. 26.03.1986 - Союз-У - Байконур - Нештатное отделение бокового блока Г первой ступени от центрального блока А второй ступени РН из-за не отвода верхней части бокового блока Г вследствие не поступления команды на пирозамок БУ302-0М раскрытие крышки Б4300-845М реактивного сопла бака окислителя по причине не выхода штока контактного датчика Б4411-0А в результате его заклинивания в корпусе вследствие деформации штока при сборке «пакета» на космодроме, вызванной стыковкой бокового блока Г со случайным отступлением от требований технической документации по взаимному положению блоков в момент стыковки и ввода сферической опоры в подпятник."

Вы ведь твердо знали, что узел имел абсолютную советскую надежность?

Все ли это случаи? Нет. Аварии в отрасли СССР и России расследуются так, что бывают повторы аварийного срабатывания одного узла в полетах подряд. Притом, заметьте, никто почти на год пуски не прекратит, если партия требует.

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal России! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Филипп, при пусках Союза из Гвианского космического центра (SCG) лучше писать "пуск с космодрома Куру" или "пуск из Синнамари". Гвианцы обижаются ))))
Справка: SCG сначала располагался только в провинции Куру Французкой Гвианы . И сейчас ЦУП, а также управление SCG и стартовые сооружения Арианы и Веги располагаются в провинции Куру. Когда строили стартовое сооружение Союза, места в Куру уже не хватило и его построили в соседней провинции Синнамари.

Чудо, что не произошло взрыва. САС врядили бы помогла при взрыве - пять секунд был зазор от начала развития аварии до отделения отсека с экипажем.

при взрыве зазор был бы меньше, чем в вашей голове. потому что он и так был пять сотых секунды до включения первых двигателей, а не пять секунд. и две десятых до второй группы.

Edited at 2018-11-02 06:48 (UTC)

Как всегда - отличный сжатый обзор!! Спасибо!!

Но вот зачем они порезали видос? В момент старта и в момент отделения видео проскакивает.

Вот, да, на видео вырезан момент аварии. Примерно одна секунда.

В 1975 на "Союзе" (11Ф615) не было никакого "Аргон-16". Он появился на "Союзе-Т" (11Ф732).
А в 1975 космонавтов спасало электромеханическое счётно-решающее устройство, которое по отклонению на 7 градусов от программной траектории выключило движки и подало команду на разделение отсеков корабля.
P.S. В 1983 "Аргон-16" не успел поучаствовать в спасении экипажа - команда на срабатывание САС была отдана вручную, и дальше циклограмма работала тоже без "Аргона". На "Союзе-Т" был "аварийный аналоговый контур управления", и САС, в данном случае, управлялась от него.

Edited at 2018-11-02 07:52 (UTC)

а откуда кадр погнутого датчика?

Из пресс-конференции, там показывали

САС не связана с ЦВМ. Это отдельная система, аналоговая. Ее тоже хотели менять на цифровую, но так и не стали, нужен был контрольный отстрел со стартовой площадки а это гиморно и дорого...



Edited at 2018-11-02 08:37 (UTC)

Зачем? Давно же Зенит, потом давно Ангара. Теперь давно Русь или как там?

таймлапс гифка этого происшествия.

https://t.me/police_frequency/5060


а прикиньте, каково сейчас какому-то человеку, который ну скажем лет двадцать, собирал устройства для спасения экипажа в таких случаях, надо полагать собирал рутинно и обыденно и за весь этот его стаж работы его изделие ни разу не использовалось, а когда потребовалось - сработало на отлично

На фото-Рогозин повреждает датчик.

Ну, он - главная причина неудачи и потерь.

Т.е. почему вдруг датчик погнут комиссия не решилась высказать предположения в более конкретных выражениях?

Особенно, если «авария повторяет сценарий тридцатидвухлетней давности» и произошло «нештатное отделение бокового блока Г первой ступени… по причине не выхода штока контактного датчика Б4411-0А в результате его заклинивания в корпусе вследствие деформации штока при сборке «пакета» на космодроме» — деформация штока и деформация датчика всё же разные вещи.

Что мы видим: 30 лет назад результат был куда более конкретный.
Хотя и тогда (при Горбачёве) и сейчас, ничего не говорится про то, _почему_ произошли эти деформации.

как по другому сказать "ошибка сборщика"??
при этом результат сборки ни как не диагностируем?? то есть вся надежда на умелость и честность сборщика и бригадира? что если ошиблись при вводе кулака , то скажут об этом..

Любопытно, что процесс сборки именно этой аварийной ракеты есть на видео ТВ Роскосмоса. И похоже, что фатальную ошибку совершили именно тогда.

Похоже, советские технологии не работают с новыми людьми. Левши ушли, а имеющиеся кадры не справляются.

В СССР тоже падало, люди гибли. Старые.

Спасибо, Филипп

очень хорошо разобрано, единственное что я так и не могу понять
какой частью ББ "Д" шарахнуло по ЦБ ? он же в любом случае своей нижней частью уже отошел от ЦБ??

Re: Спасибо, Филипп

Верхней - она же в сторону не отходила.