?

Log in

No account? Create an account

Научно-популярно о космосе и астрономии

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
«Пора заняться бизнесом» наконец полетела
lozga
11 ноября, с третьей серии попыток, наконец, отправилась в полет первая коммерческая миссия ракеты-носителя Electron "It's Business Time" ("Пора заняться бизнесом"). Пуск прошел успешно, и сейчас, будто бы споря с восьмимесячными переносами, Rocket Lab собирается проверить свои возможности запускать ракеты быстро - следующий четвертый старт Electron запланирован уже на декабрь.

01.jpeg
Фото Rocket Lab

Хроника и циклограмма


На стартовое окно выделили девять дней - с 11 по 19 ноября. Но вопреки уже сложившимся традициям, когда запуску постоянно мешает погода или мелкие технические неполадки, в этот раз ракета отправилась в полет в первый день (с 19:46).



Похоже, что за 2018 год в конструкции ракеты произошли изменения. В более ранних версиях циклограммы полета первая ступень сбрасывалась на 2:42, а сейчас - на 2:33. Топливо заканчивается раньше, значит, логично предположить, что Rocket Lab сумела увеличить тягу двигателей. Есть еще вариант, что в первую ступень залили меньше топлива, но это менее вероятно. Другие отметки циклограммы тоже претерпели изменения - головной обтекатель теперь сбрасывается на пару секунд позже - 3:08 вместо 3:06. Это может говорить о небольшом изменении траектории на более пологую - обтекатель весит немало, и без надобности никто его везти на ракете ни одной лишней секунды не будет.

02.jpeg
Отделение первой ступени, кадр из трансляции

На 7:10 проводится операция, которую пока что делают только на Electron - сброс двух блоков литий-ионных батарей. Напомню, что для простоты и удешевления двигателей топливо в них подается не турбонасосными агрегатами а электрическими насосами. На второй ступени стоят три блока батарей для питания насосов, и два из них сбрасываются в полете.

03.jpeg
Сброс батарей, кадр трансляции

Косвенно об увеличении тяги говорит и время отделения второй ступени - 9:09 в новой версии вместо 9:20. В этот момент третья ступень находилась на орбите 210х500 км. Третья ступень летит с выключенным двигателем до апогея 500 км и включает свой двигатель "Кюри" там. Время включения в старой и новой версиях циклограммы отличается на одну секунду, что говорит об одинаковых параметрах орбиты. Интересно, что в новой версии третья ступень проработала на 38 секунд больше, выключившись в 52:45 вместо 52:07.

При этом масса полезной нагрузки со временем увеличивалась - число спутников к лету выросло с трех до пяти, а в итоге полетели семь. Но их общая масса находится в районе 40 кг, что заметно меньше планового значения 150 кг и максимальной грузоподъемности 225 кг.


Здесь нагружают корабль


Первое стартовое окно для It's Business Time должно было открыться 20 апреля. Но этому не суждено было случиться - из-за "необычного" поведения контроллера мотора 17 апреля старт перенесли на "несколько недель". Изначально полезной нагрузкой должны были стать три спутника - два LEMUR-2 производства Spire Global и аппарат CICERO, Tyvak Nano-Satellite Systems для GeoOptics Inc.

04.jpeg
LEMUR-2, фото Spire Global

"Лемуры" используются главным образом для отслеживания кораблей и стартуют попутной нагрузкой на разных ракетах, их произвели уже больше восьмидесяти. Но еще они измеряют прохождение сигнала навигационной системы GPS сквозь атмосферу, фиксируя ее температуру, давление и влажность.

CICERO использует тот же принцип, что и "Лемуры", кроме того он измеряет отраженный от поверхности сигнал GPS и Galileo, изучая характеристики океана и льда.

Второе стартовое окно решили открыть с 23 июня по 6 июля. В первый день возникла проблема с антенной наземной станции слежения, которую не смогли исправить до конца временного окна. Затем три дня пропали из-за погоды. А 27 июня снова проявилась проблема с контроллером мотора. В итоге пуск перенесли на ноябрь.

На второй попытке на ракете стояли уже пять спутников - добавились IRVINE01 и NABEO.

05.jpeg
IRVINE01, схема IrvineCubesat.org

Студенческий IRVINE01 несет камеру низкого разрешения для фотографирования Венеры и других небесных объектов. Данные с камеры будут использоваться для определения расстояния до звезд и точности системы ориентации самого спутника.

06.jpeg
NABEO, фото HPS GmbH

NABEO представляет собой технологический демонстратор пассивной системы сведения спутников с орбиты. Первоначально предполагалось, что он останется прикрепленным к третьей ступени, развернет полотнище на фото выше и будет ее тормозить. Но сейчас программу изменили - спутник отделился от третьей ступени и будет сходить с орбиты самостоятельно. А третья ступень выполнила маневр торможения на своем двигателе.

Ну и, наконец, к осени на ракете появились еще два спутника Proxima компании Fleet Space Technologies. Создаваемая группировка спутников Proxima займется интернетом вещей, предоставив спутниковый доступ в интернет для различных датчиков на Земле.

Стоит отметить, что космодром расположен в не очень удачном с точки зрения погоды месте, ну и новая техника все еще преподносит сюрпризы. Так что пуск в первый день стартового окна был приятной неожиданностью.

Большие планы


Пуск прошел успешно, и заказчики радуются сигналам своих долгожданных аппаратов. Громче всего, наверное, слышно создателей IRVINE01, студенты, как-никак.



Тем временем Rocket Lab подтвердила озвученные ранее амбициозные планы запускать по одному "Электрону" в месяц. По словам главы компании, Питера Бека, темпы производства ракет уже приближаются к требуемым, осталось научиться их запускать. На сайте компании говорится об успешном масштабировании работ про производству ракет и подготовке их к пуску, когда разные операции начинают выполняться на разных площадках, и к концу 2020 Rocket Lab собирается запускать по одной ракете в неделю. Возвращаясь в настоящее, следующий пуск запланирован на декабрь, когда в полет должен отправиться миссия NASA ELaNa 19 с 10 кубсатами.


В качестве эксперимента запущены пуш-уведомления. Нажмите эту кнопку, и вам будет приходить сообщение, когда выйдет мой новый пост.


Я в социальных сетях:
Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube

attentioneer.jpg

Записи из этого журнала по тегу «ракеты-носители»

  • Два успеха частной космонавтики

    На прошлой неделе произошло два достаточно важных события для частной космонавтики. Прежде всего, два пилота Virgin Galactic могут сверлить дырки в…

  • Результаты расследования аварии «Союза МС-10»

    В четверг состоялась пресс-конференция аварийной комиссии для журналистов, на которой назвали причину аварии "Союза МС-10". Слухи про не открывшийся…

  • В тени Большого Космоса

    Широко известно, что запуск первого спутника Советским Союзом стал большим сюрпризом для всего мира. И если на орбите сделанный человеком объект…

  • Суборбитальная осень

    Конец лета и начало осени принесли обильный урожай суборбитальных пусков частных компаний - 25 августа впервые стартовала американская SARGE…

  • Жизнь двигателя после смерти ракеты

    Спейс шаттлы прекратили полеты почти ровно семь лет назад, но их двигателям SSME (RS-25) оказалась уготована более долгая жизнь. Сейчас они активно…

  • «Пора заняться бизнесом» задерживается

    Уже на среду, 27 июня, перенесли первый коммерческий пуск "It's Business Time" ракеты-носителя Electron. Первоначально она должна была стартовать 23…


promo lozga november 4, 2014 17:00
Buy for 20 tokens
Привет! Добро пожаловать в блог, посвященный популяризации космонавтики, астрономии, и, шире, науки и прогресса человечества. Если вы зашли ко мне впервые, рекомендую почитать длинные серии постов по тегам: Серия "Незаметные сложности космической техники". Рассказы о том, как и почему ракеты и…

Батарейка вдребезги или под куполом спустится?

Вдребезги. Но идея спасать хорошая в принципе.

все таки перевод "пора приниматься за работу" мне кажется литературно более правильным.

Было интересно смотреть вчера. Интересный диктор был.
спутник NASA ELaNa 19 - это не спутник, это спонсируетмая NASA миссия - "19-й Образовательный Запуск Наноспутников".
NASA уже много лет помогает привлечь и удержать в науке студентов, помоагая их проектам. Спутники запускают на всех возможных носителях.
Например 11-я миссия запускалась с сверхсекретмым X-37B в 12015-м.
В 19-й миссии идёт дюжина наноспутников.


Насколько Электрон востребован для коммерческого использования, а не только для студенческих поделок и рекламных демонстраторов? Миниатюризация спутников это прекрасно, но имеет предел

Если они выйдут на планируемый вес - то вполне.
150 кг - это уже нормальный спутник. Тот же ТЕSS - 350 кг. А на нём сразу 4 телескопа.

Четверть сотни тыс. $ за кило ;)

/

Re: Четверть сотни тыс. $ за кило ;)

"Время - деньги!"©

---Топливо заканчивается раньше, значит, логично предположить, что Rocket Lab сумела увеличить тягу двигателей.

Тяга определяется двумя параметрами. Горением топлива в камере сгорания, и скоростью подачи топлива. Поскольку РД 1 ступени РН обычно работают в предельном режиме, без перепроектирования двигателя повышение тяги невозможно. Остается увеличение подачи топлива в пределах возможности двигателя его усвоить. Поскольку вместо ТНА в данном носителе используются электронасосы, возможно, был доработан инвертер питания - увеличена мощность и КПД, например, что позволило в рамках емкости батарей дать больший ток разряда. А возможно, была изменена схема подготовки батарей к пуску (например, из-за однократного использования ребята пошли на перезаряд), что дало большие возможности по мощности тока на один-единственный жизненный цикл батареи.

К слову сказать, единственная причина, по которой используются литиевые батареи в данном случае - удельная плотность энергии. По идее, однократные источники энергии (батарейки) теоретически могут давать еще большую плотность, просто в производстве пока только то, что коммерчески выгодно, то есть - недорого. Теоретически, возможны электрохимические источники типа "батарея" однократного использования, но еще большей удельной плотности энергии, при большей стоимости производства единицы, естественно. Что в случае космонавтики даже окупится.

Вообще же, разделение ТНА и топливной пары горючее-окислитель РД предполагает возможность создания ТНА на отдельном топливе. То есть, керосин-кислород для ступени, а гептил-амил для ТНА. Это может дать улучшенную отдачу по массе носителя при снижении сложности ТНА (самовоспламенение компонент) и его массы (отсутствует сопряжение с главным топливным контуром), а также раздельную эволюцию двигателя и ТНА, что в классической форме как бы слабо представимо. Для серийного производства большого количества двигателей малой и средней тяги - это фактор.

Так что вы обратили внимание на очень интересный аспект, спасибо.

"По идее, однократные источники энергии (батарейки) теоретически могут давать еще большую плотность"

Практика возражает. Везде аккумуляторы дают плотность энергии не хуже батареек и гораздо большую удельную мощность. Исключений я вот скажу разве что пару разновидностей литиевых батареек, и то на совсем скромных токах.
Вот перезарядить аккумулятор и снять предельный ток, наплевав на ресурс, это да, разумно.

Молодцы, что сказать. Уверенно и планомерно идут к цели, вопрос только - оправдаются ли ожидания насчет самой цели. В смысле, будет ли достаточно большим рынок маломерных спутников. Насчет Шаттлов тоже были большие планы, но не срослось, и одной из причин было именно отсутствие спроса на запуски в таком количестве. Да и конкуренция в этом сегменте раскручивается не слабая. Будем посмотреть.

оправдаются ли ожидания насчет самой цели

Вот это-то самое интересное и есть - см. недавнее интервью Кантрелла, например

Спасио за обзор. По теме сказать и добавить особо нечего (видимо не хватает глубоких знаний темы), но что удивительно приятно - уровень комментариев в целом весьма высок. Практически без "срачиков" и очень познавательно. Спасибо таким комментаторам.

Ну вот ты насрал. Спасибо тебе.

а столько грузов, чтоб прокормить эти многочисленные ракеты, найдется? или будет предложение - будет и спрос?

В связи с тем, что планы спутникового интернета, наконец, перешли к реализации - спрос явно будет возрастать (ибо спутников для мирового интернет-покрытия нужно МНОГО, да еще ведь их и заменять надо).

Про батарейки!

Есть ли информация, какие батареи они ставят? Перезаряжаемые аккумуляторы? Или одноразовые? Попадалась мне статья , про электро-вертолет, полноразмерный. Так там использовали одноразовые батареи, их преимуществом было, большая плотность энергии при меньшей массе. То что нужно в данном случае!

Как интересно жить...

Лет через 15-20 можно будет запускать в космос свою личную нагрузку, оформив заказ по сети.
Если они реально снизят цену раз в 10 - будет прорыв.

Забавно, что это событие совпадает с кончиной ЛИН-Индастриал.