?

Log in

No account? Create an account

Научно-популярно о космосе и астрономии

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Два успеха частной космонавтики
lozga
На прошлой неделе произошло два достаточно важных события для частной космонавтики. Прежде всего, два пилота Virgin Galactic могут сверлить дырки в своих костюмах под значки астронавтов - поднявшийся 13 декабря до 82,7 км SpaceShipTwo оказался выше линии 50 миль, которая определяет астронавтов по американским критериям. А Rocket Lab сумели отправить в полет Electron всего через месяц после предыдущего пуска, что подтверждает осуществимость их планов запускать свои ракеты часто.

01.jpeg
Старт ракеты-носителя Electron, фото Brady Kenniston

Полет SpaceShipTwo


13 декабря состоялись очередные испытания суборбитального туристического космоплана SpaceShipTwo. Это был уже пятнадцатый полет второго аппарата в серии (первый потерпел катастрофу в 2014). Четыре полета были проведены в 2016 без отсоединения SS2 от самолета-носителя. Затем 7 испытаний были планирующими без включения ракетного двигателя. И в 2018 провели 4 полета с включением двигателя и постепенным увеличением максимальной достигнутой высоты: 25,7 км в апреле, 34,9 в мае, 52 км в июле и 82,7 сейчас. Теперь перед Virgin Galactic остается всего один шаг - полет на полную длительность работы двигателя и подъем выше 100 км. Аппарат не выйдет на орбиту, но подарит пассажирам несколько минут настоящей невесомости с возможностью сделать селфи на фоне примерно такого вида из иллюминатора.

02.jpeg

SpaceShipTwo пилотировали два человека, Фредерик Стеркоу и Марк Стуки. Стеркоу - опытный астронавт и пилот, налетал больше 6 тысяч часов на 60 типах самолетов и совершил четыре полета в космос на Спейс Шаттле. Стуки раньше в космосе не бывал, но налетал больше 9 тысяч часов на почти двух сотнях типов самолетов. Теперь они оба по праву получают "крылышки" коммерческих астронавтов, став третьим и четвертым в списке. Первые два места принадлежат Майку Мелвиллу и Брайану Бинни, которые пилотировали суборбитальный космоплан SpaceShipOne в 2004 году. Напомню, тогда SpaceShipOne выиграл Ansari X Prize, дважды в течение двух недель запустив пилотируемый корабль выше 100 км. То, что сейчас SpaceShipTwo не долетел до 100 км, в данном случае неважно, потому что по американским правилам астронавтом считается человек, поднявшийся выше 50 миль, а 82,7 км в милях это 51,4. Успешные испытания уже породили волну поздравлений, потому что для США это первый пилотируемый полет со своей территории после прекращения эксплуатации шаттлов. Virgin Galactic поздравили и вице-президент США Майк Пенс, и глава NASA Джим Бранденстайн. Есть легкая ирония в том, что суборбитальные аппараты обгоняют космические - первая мягкая посадка многоразовой первой ступени ракеты, которая поднимается выше 100 км - это New Shepard, а не Falcon 9, а сейчас Virgin Galactic формально начали производить астронавтов раньше Boeing и SpaceX.

03.jpeg
Изображение Virgin Galactic

Радость настолько велика, что Ричард Брэнсон в своей речи предпочел "забыть" SpaceShipOne и назвал этот полет "первым в истории случаем, когда пилотируемый корабль, построенный для коммерческой перевозки пассажиров, достиг космоса". Это, увы, некорректно - SpaceShipOne мог поднять в космос одного пилота и двух пассажиров, и, если бы не желание миллиардера Пола Аллена передать его в музей, первые космические туристы могли бы отправиться в суборбитальный полет еще в далеком 2004.

04.jpeg
Изображение Virgin Galactic

Любопытно, что SpaceShipTwo начал брать на борт научные грузы. На New Shepard попутные нагрузки возят уже давно, а вот для SpaceShipTwo этот опыт стал первым. В полет отправились четыре эксперимента - изучающий столкновения с пылью в вакууме COLLIDE (уже летал на New Shepard 2016), эксперимент, изучающий поведение жидкостей и газов в невесомости, эксперимент с растениями в невесомости и экспериментальная платформа, изолирующая полезную нагрузку от вибраций аппарата-носителя (летала на New Shepard летом этого года).

Незадолго до посадки SS2 выполнил бочку, символический жест, аналогичный кругу почета у спортсменов.



По словам главы Virgin Galactic Ричарда Брэнсона, следующий полет может состояться уже где-то через месяц. В идеале до начала коммерческой эксплуатации потребуется еще всего три испытания. SpaceShipTwo пока что вырвался вперед в суборбитальной гонке - Blue Origin планировали начать пилотируемые полеты в 2018, но, по последним новостям, планы съехали на 2019. Интересно, что соревнуются очень разные технические системы. SpaceShipTwo - это крылатый аппарат, который поднимается в воздух на самолете-носителе, разгоняется на гибридном ракетном двигателе (топливо твердое, окислитель жидкий), на всем протяжении полета управляется человеком, возвращаясь, тормозит поворотом хвостовых балок, превращающих аппарат в подобие бадминтонного волана, и совершает посадку по-самолетному. New Shepard же представляет собой сочетание ракетной ступени и обитаемой капсулы, стартует с наземного стартового сооружения, использует жидкостный ракетный двигатель на кислороде и водороде, управляется автоматикой и приземляется по отдельности - ракета на двигателях, капсула на парашютах с двигателями мягкой посадки.

На официальном канале Virgin Galactic видео пока не выложили, так что смотрим компиляцию из твиттера.



Electron


А в воскресенье состоялся уже четвертый пуск сверхлегкой ракеты-носителя Electron. После длительных мытарств с "Пора заняться бизнесом" новая ракета улетела всего лишь со второй попытки. Первое стартовое окно открылось 13 декабря, но пуск перенесли из-за погоды. Метеорологический прогноз обещал, что в следующие пару дней будет только хуже, поэтому вторую попытку перенесли сразу на 16. В этот раз проблем никаких не возникло - ракета стартовала, освещенная солнцем, и успешно вывела на орбиту 13 кубсатов по программе NASA ELaNa.

05.jpeg
Фото Trevor Mahlmann

Rocket Lab сохраняет традицию ироничных названий своих ракет. После "Это тест", "Все еще тестируем" и "Пора заняться бизнесом" в космос отправилась "Это за Пикеринга". Сэр Уильям Пикеринг родился в Новой Зеландии, руководил группой, создавшей Explorer 1, первый американский спутник, и возглавлял Лабораторию реактивного движения NASA.

06.jpeg
Спутники ELaNa-19

ELaNa - Educational Launch of Nanosatellites ("Образовательные пуски наноспутников") - программа NASA по выведению на орбиту наноспутников в образовательных целях. У Роскосмоса, кстати, есть аналогичная - студенческие спутники он готов запускать бесплатно. В рамках ELaNa на орбиту отправились уже более полусотни спутников, главным образом от вузов. Любопытно, что на сайте NASA в девятнадцатой миссии указаны 10 спутников, а в полет отправились 13, но для наноспутниковой мелочи это нормально. Главное, чтобы не просочились нелегальные аппараты (весной уже был прецедент). Известна общая масса полезной нагрузки - 78 кг. А самыми интересными являются CubeSail (два кубсата развернут между собой солнечный парус длиной 250 м) и RSat-P (прототип спутника-ремонтника с двумя распечатанными на 3D-принтере манипуляторами). Как и в предыдущих миссиях, спутники выведены на круговую полярную орбиту высотой 500 км.

07.png
RSat-P, изображение US Naval Academy

В твиттере Rocket Lab показали фото отделения третьей ступени (или разгонного блока) "Кюри", которая включается в верхней точке траектории на высоте 500 км и превращает орбиту в круговую.

08.jpeg
Изображение Rocket Lab

Вообще, судя по ролику, открывающему трансляцию, Rocket Lab в изобилии ставит камеры и на ракету, и на разгонные блоки, думаю, они нас еще порадуют красивыми кадрами.

Видео трансляции.



На 2019 год запланировано целых 11 пусков Electron, так что будет любопытно посмотреть, получится ли у Rocket Lab реализовать эти амбициозные планы.


В качестве эксперимента запущены пуш-уведомления. Нажмите эту кнопку, и вам будет приходить сообщение, когда выйдет мой новый пост.


Я в социальных сетях:
Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube

attentioneer.jpg

Записи из этого журнала по тегу «частный космос»

  • Как изменился Starlink от SpaceX

    Быстро бежит время. Кажется, еще вчера мы удивлялись сверхамбициозным планам SpaceX вывести на орбиту 12 000 спутников, а сейчас новостью недели…

  • Прыжки китайского «Кузнечика» от LinkSpace

    Китайская частная космическая компания LinkSpace построила тестовый ракетный стенд вертикального взлета и посадки, аналогичный "Кузнечику" от SpaceX,…

  • Как рос пилотируемый «Дракон»

    В первом беспилотном испытательном полете Crew Dragon 2 за минувшие выходные успешно выполнил две главные задачи из трех: стартовал и пристыковался к…

  • Космические последствия американского шатдауна

    Подписание Дональдом Трампом временного бюджета остановило рекордный 35-дневный шатдаун американских государственных агентств. Принятое решение…

  • «Пора заняться бизнесом» наконец полетела

    11 ноября, с третьей серии попыток, наконец, отправилась в полет первая коммерческая миссия ракеты-носителя Electron "It's Business Time" ("Пора…

  • Суборбитальная осень

    Конец лета и начало осени принесли обильный урожай суборбитальных пусков частных компаний - 25 августа впервые стартовала американская SARGE…


promo lozga november 4, 2014 17:00
Buy for 50 tokens
Привет! Добро пожаловать в блог, посвященный популяризации космонавтики, астрономии, и, шире, науки и прогресса человечества. Если вы зашли ко мне впервые, рекомендую почитать длинные серии постов по тегам: Серия "Незаметные сложности космической техники". Рассказы о том, как и почему ракеты и…

Полезная нагрузка SpaceShip 2

Вот что заносят в ящике на корабль https://www.nasa.gov/directorates/spacetech/flightopportunities/Four_NASA_Sponsored_Experiments_Set_to_Launch

Re: Полезная нагрузка SpaceShip 2

Спасибо, дополнил.

Лучший способ развития космонавтики - определить границу космоса в 0 метров над уровнем моря.

И мы все сможем носить значки!

Английский афоризм гласит: «Если джентльмены проигрывают, они меняют правила игры»
Было раньше у тех же американцев 100 км...
Линия Ка́рмана — высота над уровнем моря, которая условно принимается в качестве границы между атмосферой Земли и космосом и является верхней границей государств.

В соответствии с определением Международной авиационной федерации (ФАИ), линия Кармана находится на высоте 100 километров над уровнем моря.

Название высота получила по имени американского ученого Теодора фон Кармана. Он первый определил, что примерно на этой высоте атмосфера становится настолько разрежённой, что аэродинамическая авиация становится невозможной, так как скорость летательного аппарата, необходимая для создания достаточной подъёмной силы, становится больше первой космической скорости, и поэтому для достижения бо́льших высот необходимо пользоваться средствами космонавтики.

Эта высота с большим запасом даёт простор как для развития авиации, так и для космонавтики. Сегодня самые быстрые самолёты имеют практический потолок в пределах 25 км, самые лёгкие и большие аэростаты (метеозонды) редко пересекают границу в 50 км. С другой стороны космические спутники на высоте 100 км уже начинают вход в атмосферу и разрушаются. Обычно высота начала последнего витка не ниже 120—150 км

Edited at 2018-12-17 18:39 (UTC)

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal России! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

"астронавт"... "Сверлить дырки"...


Ага, манипуляции тоном. И еще видно, что Брэнсон автору не так приятен, как Безос. Дважды передернул в сторону Безоса.

учитесь делать деньги)

это не туриков на МКС возить)))

Ракета-носитель Союз, она же королёвская МБР Р-7, начала летать в 1957 году. Извините, но двигатели Семёрки РД-107/108 составлены из 4 модернизированных под керосин камер сгорания ракеты Фау-2. Когда создавалась эта ракета, Горьковский автозавод производил Победы М20, а МЗМА (АЗЛК) освоил выпуск Москвича 407. И это "рабочая лошадка" Роскосмоса в 2018 году... Вторая рабочая лошадка - это ракета Протон-М, она же УР-500, впервые полетела 16 июля 1965 года. Космический корабль Союз впервые (и неудачно) запустили в 1968 году. Не ахренеть, какие свежачки? Пока особого спроса на рынке космических запусков не было, то советско/российские ракеты имели спрос за счет относительной дешевизны....


не мой коментарий, но не могу не показать кусок. Но расклад примерно такой, что мы на корытах 19 века летаем. А частный сектор, скорее всего экскурсии на луну будет делать, при нашей жизни и по доступным ценам. А у нас будут дальше такс в воде топить, что тоже не охренеть какое достижение, потому что про эти жидкости я ещё в дошкольном возрасте видел, в научно образовательной программе. Тогда их ещё показывали. Щас есть НДВ, тогда во времена пионеров с гастуками и ЧБ телевизоров, были образовательные и культурные каналы. Я помню там человек живой дышал, под водой. У нас прогресс до таксы дошёл.

да, да, прочтя про "сверлить дырки" мысль сразу поехала не в том направлении )
А что за хлебные крошки Гензель разбрасывает на втором видео: 0:43, 0:49, 0:57?

"Аппарат не выйдет на орбиту, но подарит пассажирам..."
напомнило историю про надпись на этикетке:
"Этот костюм Бэтмена не дает возможности летать!" :)
Вы бы написали, что суборбитальный полёт на этом аттракционе (дорогом, технологичном, но лишь аттракционе) и настоящий орбитальный полёт разделяет прОпасть по требуемой энергетике на разгон модуля до первой космической скорости.

Никто не выдает суборбитальный полет за орбитальный. Это только ваша трудность.

А есть какие то коммерческие перпективы у SpaceShipTwo помимо странноватой идеи возить туристов в никуда? Ну например срочная почта из Нью-Йорка в Сан-Франциско за пол-часа?

Второй спейс шип разбился это третий.
31 октября 2014 года SpaceShipTwo VSS Enterprise потерпел крушение в пустыне Мохаве на юге Калифорнии при проведении испытаний обновлённого гибридного двигателя.

Спейс шип 2 Разбился! Погиб летчик испытатель один, второй выжил.
Этот космический корабль именной Юнити.

SpaceShipTwo - проект. Кораблей этого проекта хотят сделать много.

Назвать высоту 50 миль космосом, учитывая, что на большей высоте бывают облака, это как то...
СЕРЕБРИСТЫЕ ОБЛАКА–обычное, но редко встречающееся явление. Это тонкий слой пыле-ледяных облаков, образующихся на больших высотах (до 90 км) в верхней части мезосферы и в нижней ионосфере и состоящих как из вулканической и космической пыли (от следов микрометеоров) и мельчайших ледяных кристаллов.
Наблюдаются они чаще всего в Сев. части горизонта между 50 и 75 град. Сев. широты, а также 40 и 60 град. Юж. широты (в южной части горизонта). Особенностью Серебристых облаков является то, что перед восходом Солнца восходе или после его заката (когда Солнце на несколько градусов находится ниже линии горизонта) когда внизу темно и видны звёзды, эти высотные облака ярко освещены солнечными лучами и"ярко горят"на тёмном небосводе! Эти облака давно (с 17 века) их регулярно, хотя и редко, отмечают наблюдатели на метеостанциях (см. фото) .
Эти облака своим видом и красотой часто вызывают изумление "неподготовленного"(неграмотного в метеорологии) очевидца; их принимают за"знамения","сигналы других цивилизаций", "НЛО" и пр. А днём эти облака на фоне яркого небосвода, даже если они и наблюдаются, почти не видно из-за яркого голубого свечения небосвода. «Серебристые облака» описаны во всех метеорологических учебниках всех стран мира (и во всех справочниках и энциклопедиях) .

А причём облака? Да, атмосфера дает иногда выбросы в космос.

Спасибо. Текст мне нравится.

Но:

1. "На New Shepard попутные нагрузки возят уже давно" -- один раз, недавно.

2. "SpaceShipTwo пока что вырвался вперед в суборбитальной гонке" -- SpaceShip всегда был впереди в "гонке".

Астрономы из США и Канады измерили границу влияния атмосферных ветров и начала воздействия космических частиц. Она оказалась на высоте 118 километров, хотя само NASA считает границей космоса 122 км. На такой высоте шаттлы переключались с обычного маневрирования с использованием только ракетных двигателей на аэродинамическое с «опорой» на атмосферу.


https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

не могу не добавить.
и зачем тащат второй ступенью обтекатель, с ускорением и набором высоты, поднимают на 120 км или даже 150 км, когда тут некоторые уверяют, что космос уже с 82 км.

сброс головного обтекателя у Фалкона на 120 км https://pbs.twimg.com/media/DAH_Ez3W0AMuFrQ.jpg

сброс головного обтекателя, Роскосмос 121 - 151 км
http://vadim-andreev.narod.ru/ufo/raketa.htm

https://www.facebook.com/Roscosmos/videos/297-%D1%81%D0%B5%D0%BA%D1%83%D0%BD%D0%B4-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B0-%D1%81%D0%B1%D1%80%D0%BE%D1%81-%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BE%D0%B1%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F-%D0%B8-%D1%85%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BE%D1%82%D1%81%D0%B5%D0%BA%D0%B0-%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B0/1928750994046245/

кстати что скажете по этой книге Фернхольц Т.
Новая космическая гонка: Как Илон Маск, Джефф Безоси Ричард Брэнсон соревнуются за первенство в космосе

Приветствую!) У нас в уфимском ЖЖ появилось сообщество – «3 шурупа» (3_shurupa), в которое хотел бы Вас пригласить. С удовольствием увидим Вас и в качестве автора, и в качестве просто читателя!)))
Просмотреть сообщество можно здесь.
Присоединиться к сообществу – здесь.
Правила сообщества простые – они здесь.
Заглядывайте на огонёк!)

PS Сорри за оффтоп)