?

Log in

No account? Create an account

Научно-популярно о космосе и астрономии

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Посадка Crew Dragon и видео выстрела по астероиду
lozga
Фотографии космических событий в хорошем качестве появляются обычно не сразу. Что с МКС, что с межпланетной станции, их надо передать и обработать. Поэтому стыковку Crew Dragon пришлось иллюстрировать кадрами интернет-трансляции невысокого качества. А сейчас, в качестве своеобразного смыслового завершения двух моих предыдущих материалов, я расскажу о посадке Crew Dragon, а также мы посмотрим появившиеся фотографии полета корабля в высоком качестве и вышедшее на прошлой неделе видео выстрела по астероиду японского зонда Hayabusa-2.

01.jpeg
Crew Dragon, поднятый после успешного приводнения на палубу судна GO Searcher. Фото NASA

Прибытие


Символическим сравнением с новой эрой космических полетов стал подход Crew Dragon к МКС на фоне восходящего Солнца.

02.jpeg
В полном размере

По мере приближения корабля экипаж станции сделал несколько фотографий.

03.jpeg
В полном размере

Если бы не попавшая в кадр часть манипулятора Canadarm2, получилось бы практически идеальное фото. Отлично различимы выдвинутый стыковочный узел и тормозные двигатели ориентации.

04.jpeg
В полном размере

Отстыковка и посадка


За пять дней пребывания корабля на МКС экипаж станции разгрузил 181 кг припасов, разместил 136 кг грузов, которые нужно было возвратить на землю и вместе с ЦУПом наблюдал за состоянием Crew Dragon. Незадолго до отстыковки космонавты и астронавты в последний раз заглянули в корабль, пофотографировались и закрыли люки в 20:39 МСК 7 марта.



Отстыковка произошла в 10:32 МСК. Любопытно, что использовалась другая техника - "Союзы", "Прогрессы" и шаттлы отталкивались пружинами в стыковочном узле и отходили на определенное расстояние перед включением двигателей. Это делалось для обеспечения чистоты стыковочного узла. На Crew Dragon иная конструкция, поэтому корабль выдал импульс длительностью 1,5 секунды и начал отходить от станции со скоростью 0,15 м/с. Спустя несколько секунд был выдан еще один такой же импульс, а через 40 секунд - более длительный импульс отхода (departure burn), увеличивший скорость расхождения до 0,65 м/с.



Второй импульс отхода довел скорость расхождения до 1,25 м/с. Затем корабль развернулся и спустя 53 минуты провел третий маневр отхода, а через 1 час 39 минут - четвертый. После пяти часов свободного полета Crew Dragon приступил к посадочным операциям. Сервисный отсек с солнечными панелями был сброшен в 15:48 МСК, корабль перешел на питание от аккумуляторов. В 15:53 начался пятнадцатиминутный маневр торможения. Район посадки находился в Атлантическом океане, к северо-востоку от побережья штата Флорида.

05.jpeg
Источник

В 16:33 Crew Dragon прошел высоту 121 км, и это стало началом торможения в атмосфере. Всего семь минут спустя, в 16:40, корабль закончил этот этап и перешел к последним посадочным операциям. Два тормозных парашюта открылись в 16:41, а четыре основных - в 16:42. И примерно в 16:45 корабль успешно приводнился.



06.jpeg
Снижение на парашютах

07.jpeg
Dragon Crew на борту корабля GO Searcher

Этот экземпляр корабля ждет еще одно испытание. Он будет использован в проверке системы аварийного спасения. Корабль стартует на Falcon 9 с обычной первой ступенью и макетом второй, и на примерно шестидесятой секунде будут активированы двигатели САС Super Draco. Ожидается, что ступень не переживет этого испытания, но, когда аналогичную проверку провели на суборбитальном носителе New Shepard, его ступень пережила отлет корабля и смогла совершить мягкую посадку.

Несмотря на то, что полет Crew Dragon в целом прошел успешно, он наверняка выявил мелкие недоработки. Поэтому многие издания предполагают, что пилотируемая миссия DM-2 сдвинется с июля на более поздний срок и называют более реалистичной дату старта "до конца 2019 года".

Отстрелялись


В позапрошлом материале я рассказывал про то, как японский зонд "Хаябуса-2" коснулся астероида Рюгу и выстрелил в него танталовой "пулей". В начале прошлой недели японское космическое агентство опубликовало видео из кадров, снятых камерой аппарата при снижении, выстреле и подъеме.

08.gif

Полностью.



Сейчас зонд, кстати, не теряет времени зря. 7 марта "Хаябуса-2" совершил снижение до 22 метров над районом S01, по которому в апреле собираются выстрелить снарядом, чтобы создать кратер. А вот последнюю, вторую танталовую пулю, возможно, так и не используют.

09.jpeg
Район S01 на карте астероида, изображение JAXA



В качестве эксперимента запущены пуш-уведомления. Нажмите эту кнопку, и вам будет приходить сообщение, когда выйдет мой новый пост.


Я в социальных сетях:
Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube

attentioneer.jpg

Записи из этого журнала по тегу «космические аппараты»

  • Охота на космические инспекторы

    Когда на орбите оказался первый спутник, инструкции, как его можно наблюдать, публиковали в газетах. Но почти сразу к мирным научным и…

  • Как изменился Starlink от SpaceX

    Быстро бежит время. Кажется, еще вчера мы удивлялись сверхамбициозным планам SpaceX вывести на орбиту 12 000 спутников, а сейчас новостью недели…

  • Салют от «Хаябусы-2»

    Чуть больше месяца назад японский аппарат "Хаябуса-2" произвел свой самый эффектный выстрел по астероиду Рюгу. Зонд сбросил импактор со взрывчаткой…

  • Отмена телескопа WFIRST и россияне на орбите Луны

    Ситуация, когда ресурсов хватает на все желаемые проекты, обычно встречается только в компьютерных играх, причем на низком уровне сложности. В…

  • «Хаябуса-2» впервые коснулся астероида

    Первый зонд "Хаябуса" с честью преодолел множество проблем - выходили из строя маховики системы ориентации, один за другим отказывали двигатели,…

  • Половина пути «Юноны»

    После официального продления летом прошлого года работы юпитерианского зонда "Юнона" до 2021 года получилось, что половина ее миссии выпала на…


promo lozga november 4, 2014 17:00
Buy for 50 tokens
Привет! Добро пожаловать в блог, посвященный популяризации космонавтики, астрономии, и, шире, науки и прогресса человечества. Если вы зашли ко мне впервые, рекомендую почитать длинные серии постов по тегам: Серия "Незаметные сложности космической техники". Рассказы о том, как и почему ракеты и…

  • 1
Вот спасибо, я как раз искал этот снимок.
Это называется "вид спереди" и "вид сбоку" :)

Аполлоны имеют СМЕЩЁННЫЙ центр тяжести (как и все американские капсулы), соответственно - они входят в атмосферу "задницей вперед" - если считать "мордой" ту сторону, где боковой люк. И эту ориентацию они держат в течение всего "до-парашютного" участка спуска. Поэтому у них обгорает одна сторона гораздо сильнее другой.

Не-обгорающую сторону легко определить по следующим деталям:
*** строго по центру этой стороны расположен боковой люк, по естественной причине - минимизировать перепады температур - с тем, чтобы уменьшить шанс заклинивания.
Правда, на снимках издалека (или на кадрах с 16-мм киноплёнки) тоненькая окантовка люка видна плохо или вовсе не видна, но даже тогда работает другое:
*** строго над боковым люком находятся два отсека тормозных парашютов - в виде здоровых чёрных дырок - которые видны всегда - совершенно отчётливо.

Так вот, конспирологи вседа используют именно эти ракурсы для своих "доказательств".

Второе - они практически всегда используют снимки только тех Аполло, что возвращались с низкой околоземной орбиты (это А-7, А-9, три полёта к Скайлаб и Аполло-Союз) - они подгорали СУЩЕСТВННО меньше - поскольку меньше скорость входа в атмосферу. Что и понятно - термозащита Аполло была предназначена для возвращения с Лунной орбиты, и возвращение с околоземной орбиты было для неё легким.

Ещё один мошеннический приём конспирологов в этой теме - за "необгорелый Аполло" они выдают фото теренажерных макетов, на которых тернеровались команды аквалангистов. В принципе, такой макет НЕ являлся полной копией настоящего корабля, и их можно отличить по деталям. Но для этого надо ЗНАТЬ отличия :)
Есть способ гораздо проще:
Тренировки морских котиков и спасательных вертолётных экипажей проводились в погодных условиях ХУЖЕ идеальных, обычно - в услоиях близких к предельно допутимым. А вот реальные Аполло практически всегда садились в идеальный штиль и ясную погоду. Поэтому, если очередной конспиролог предъявляет очередной снимок очередного некопчённого Аполло, ОДНАКО - на снимке пасмурная погода и пенные бурунчики на верхушках волн - это не Апполо, а тренажёрный макет.

И ПОСЛЕДНЯЯ ДЕТАЛЬ:
Этот клиент, bioplant - всё это прекрасно знает. Только на моей памяти ему это объясняли как минимум раз пять - подробно и обстоятельно, с фотографиями и аэродинамическими схемами. Это представитель небольшой группы со "специфическими особенностями интеллекта".
Самое простое и разумное - игнорировать их.

Конспиролог - высокое для них звание, а по-моему, просто лжецы и звать их надо соответственно.

Этот лже-профессор smoliarm многократно пойман на тупости, лжи и подтасовках (как и все защщитники лунной опупеи):

https://photo-vlad.livejournal.com/89855.html

https://photo-vlad.livejournal.com/4365.html

https://photo-vlad.livejournal.com/4014.html


А почему американский флаг "на луне" развевается? Ведь в павильоне Голивуда ветра нет?

:))
На самом деле ответ немножко парадоксальный (и потому конспирологам недоступен):
Флаг в трансляции Аполло колышется потому, что снято это действительно на Луне, а на Луне - в отличие от закрытой студии - ЕСТЬ ВЕТЕР.
Это солнечный ветер, т.е., поток заряженных частиц, в основном - протонов и электронов. Поскольку лёгкие электроны - легче тормозятся, то они лучше улавливаются тканью флага. И он приобретает статический заряд. Ну а как ведут себя наэлектризованные ткани - мы все хорошо знаем :)

" Поэтому у них обгорает одна сторона гораздо сильнее другой" — ещё одна специфика конспиролухов в том, что они не понимают, что обгорают скорее не стороны, а абляционная защита, которая снизу.
А нагары по сторонам это скорее то, что отложилось/въелось после обгорания абляционного покрытия. По взгляду на Heat Shield ни один упоротый коспиролух не сможет заявить, что что-то там не обгорело. Но ума и них посмотреть на то, что действительно спроектировано для обгорания почему-то не хватает, видимо, по причине отсутствия мозгов как таковых:


Кстати, если понимать, что обгарает абляционный щит, то следует упомянуть ещё два пункта, от которого зависит степень "обгорелости":
1) наклон стенок аппарата, у Аполлонов они больше, чем у Дракона и Союзов. Следовательно частицы нагара будут меньше налипать на боковые стенки.
2) материал, из которого сделаны стенки. У Аполлонов там применялось же что-то специфическое (не упомню что) и к тому же не покрашенное. К такому покрытию обгоревшие частицы хуже пристают.

Если бы они имели смещенный центр тяжести, разве импульсы маршевого двигателя не приводили бы к его закручиванию?

>>Если бы они имели смещенный центр тяжести
- "бы" здесь совершенно ни при чём, я здесь сообщил тривиальный общеизвестный факт.
Вы это прочтёте в ЛЮБОЙ книжке про Аполло, в разделе о командном модуле.

>>Если бы они имели смещенный центр тяжести, разве импульсы маршевого двигателя не приводили бы к его закручиванию?
- конечно, нет.
Для этого необходимо и достаточно, чтобы вектор тяги двигателя проходил _примерно_ через центр масс комплекса CSM.
Причём границы примерности довольно широкие, так как система RCS на Аполло весьма эффективная.

У спускаемого аппарата центр смещён, у целого корабля с агрегатным отсеком совсем другая центровка.

Спасибо большое за пояснения!

Можно спросить подробностей про момент с погодой:

>>А вот реальные Аполло практически всегда садились в идеальный штиль и ясную погоду.

Я так понимаю на момент старта погоду в районе посадки - на неделю вперед - можно предсказать лишь с определенной вероятностью.

Аполлоны на пути с Луны выбирали район приводнения коррекциями курса? Или точка посадки жестко фиксировалась в момент старта в области где чисто статистически в этом сезоне погода всегда приемлемая?

>>Этот клиент, bioplant - всё это прекрасно знает.

Клиента подстрелили практически на взлете :)
Зато ниже клон владика вылез.

>>Спасибо большое за пояснения!
- Пожалуйста. Для вас - и таких, как вы, я и пишу. Не для биоплантов :)

>>Я так понимаю на момент старта погоду в районе посадки - на неделю вперед - можно предсказать лишь с определенной вероятностью.
- ну тут надо отметить, что качество прогнозов погоды у басурман в те времена было на порядок выше, чем ... чем то, что нам привычно :)
Кроме того, прогнозирование погоды "в середине Тихого Океана" - несколько легче, погодные явления там обладают изрядной инерцией.

>>Аполлоны на пути с Луны выбирали район приводнения коррекциями курса?
- вы переоцениваете возможности техники в те времена :)
Mid course corrections были напаравлены на то, чтобы НЕ промазать мимо Земли и не сгореть "к едрене фене".

>>Или точка посадки жестко фиксировалась в момент старта
- нет.
ЕМНИП, ситуация с районами посадки была примерно такая:
На момент старта имелось несколько районов посадки, практически во всех океанах земли (кроме Ледовитого), где уже были оборудованные корабли-самолёты-вертолёты, и куда можно было перебросить самолётом специально оттренированных спасателей в считанные часы.
Уже на обратном пути, где-то за пару дней до посадки, из всех вариантов оставалось лишь два района - основной и запасной.
За несолько часов до посадки делался выбор между основным и запасным районами - бесповоротно.
И наконец непосредственно перед входом в атмосферу (десятки минут до интерфейса атмосферы) им давалась _рекомендация_ - а какую часть посадочного района целиться, т.е. - где условия получше.
Дело в том, что Аполло CSM имел изрядные запасы по топливу и, соответственно - большую свободу манёвра.
В рамках посадочного района это транслировалось в СОТНИ миль. Можно было уйти от непогоды.
Но тут стоит отметить, что сообщения из Центра по погоде были именно рекомендациями, окончательное решение принимал командир экипажа.

То-то в ветку мгновенно сбежались все ЖЖшные прохвосты типа лже-профессора smoliarm

> Самое простое и разумное - игнорировать их.

Совсем игнорировать не надо, чтобы у неофитов не создавалось впечатление "им нечего ответить!"

А вот как сбоку выглядят "Союзы" при нормальном спуске



И термоизоляция сохранилась даже на "Востоке":





[1] Экскурсия в музей РКК Энергия 2017, ЧАСТЬ 1 - 30 Октября 2017

  • 1