?

Log in

No account? Create an account

Научно-популярно о космосе и астрономии

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Посадка Crew Dragon и видео выстрела по астероиду
lozga
Фотографии космических событий в хорошем качестве появляются обычно не сразу. Что с МКС, что с межпланетной станции, их надо передать и обработать. Поэтому стыковку Crew Dragon пришлось иллюстрировать кадрами интернет-трансляции невысокого качества. А сейчас, в качестве своеобразного смыслового завершения двух моих предыдущих материалов, я расскажу о посадке Crew Dragon, а также мы посмотрим появившиеся фотографии полета корабля в высоком качестве и вышедшее на прошлой неделе видео выстрела по астероиду японского зонда Hayabusa-2.

01.jpeg
Crew Dragon, поднятый после успешного приводнения на палубу судна GO Searcher. Фото NASA

Прибытие


Символическим сравнением с новой эрой космических полетов стал подход Crew Dragon к МКС на фоне восходящего Солнца.

02.jpeg
В полном размере

По мере приближения корабля экипаж станции сделал несколько фотографий.

03.jpeg
В полном размере

Если бы не попавшая в кадр часть манипулятора Canadarm2, получилось бы практически идеальное фото. Отлично различимы выдвинутый стыковочный узел и тормозные двигатели ориентации.

04.jpeg
В полном размере

Отстыковка и посадка


За пять дней пребывания корабля на МКС экипаж станции разгрузил 181 кг припасов, разместил 136 кг грузов, которые нужно было возвратить на землю и вместе с ЦУПом наблюдал за состоянием Crew Dragon. Незадолго до отстыковки космонавты и астронавты в последний раз заглянули в корабль, пофотографировались и закрыли люки в 20:39 МСК 7 марта.



Отстыковка произошла в 10:32 МСК. Любопытно, что использовалась другая техника - "Союзы", "Прогрессы" и шаттлы отталкивались пружинами в стыковочном узле и отходили на определенное расстояние перед включением двигателей. Это делалось для обеспечения чистоты стыковочного узла. На Crew Dragon иная конструкция, поэтому корабль выдал импульс длительностью 1,5 секунды и начал отходить от станции со скоростью 0,15 м/с. Спустя несколько секунд был выдан еще один такой же импульс, а через 40 секунд - более длительный импульс отхода (departure burn), увеличивший скорость расхождения до 0,65 м/с.



Второй импульс отхода довел скорость расхождения до 1,25 м/с. Затем корабль развернулся и спустя 53 минуты провел третий маневр отхода, а через 1 час 39 минут - четвертый. После пяти часов свободного полета Crew Dragon приступил к посадочным операциям. Сервисный отсек с солнечными панелями был сброшен в 15:48 МСК, корабль перешел на питание от аккумуляторов. В 15:53 начался пятнадцатиминутный маневр торможения. Район посадки находился в Атлантическом океане, к северо-востоку от побережья штата Флорида.

05.jpeg
Источник

В 16:33 Crew Dragon прошел высоту 121 км, и это стало началом торможения в атмосфере. Всего семь минут спустя, в 16:40, корабль закончил этот этап и перешел к последним посадочным операциям. Два тормозных парашюта открылись в 16:41, а четыре основных - в 16:42. И примерно в 16:45 корабль успешно приводнился.



06.jpeg
Снижение на парашютах

07.jpeg
Dragon Crew на борту корабля GO Searcher

Этот экземпляр корабля ждет еще одно испытание. Он будет использован в проверке системы аварийного спасения. Корабль стартует на Falcon 9 с обычной первой ступенью и макетом второй, и на примерно шестидесятой секунде будут активированы двигатели САС Super Draco. Ожидается, что ступень не переживет этого испытания, но, когда аналогичную проверку провели на суборбитальном носителе New Shepard, его ступень пережила отлет корабля и смогла совершить мягкую посадку.

Несмотря на то, что полет Crew Dragon в целом прошел успешно, он наверняка выявил мелкие недоработки. Поэтому многие издания предполагают, что пилотируемая миссия DM-2 сдвинется с июля на более поздний срок и называют более реалистичной дату старта "до конца 2019 года".

Отстрелялись


В позапрошлом материале я рассказывал про то, как японский зонд "Хаябуса-2" коснулся астероида Рюгу и выстрелил в него танталовой "пулей". В начале прошлой недели японское космическое агентство опубликовало видео из кадров, снятых камерой аппарата при снижении, выстреле и подъеме.

08.gif

Полностью.



Сейчас зонд, кстати, не теряет времени зря. 7 марта "Хаябуса-2" совершил снижение до 22 метров над районом S01, по которому в апреле собираются выстрелить снарядом, чтобы создать кратер. А вот последнюю, вторую танталовую пулю, возможно, так и не используют.

09.jpeg
Район S01 на карте астероида, изображение JAXA



В качестве эксперимента запущены пуш-уведомления. Нажмите эту кнопку, и вам будет приходить сообщение, когда выйдет мой новый пост.


Я в социальных сетях:
Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube

attentioneer.jpg

Записи из этого журнала по тегу «космические аппараты»

  • Космические сверхзвуковые парашюты

    Мы привыкли к тому, что парашют - это то, что раскрывается на финальном этапе посадки. Но так происходит в наших, земных условиях. Плотности…

  • Охота на космические инспекторы

    Когда на орбите оказался первый спутник, инструкции, как его можно наблюдать, публиковали в газетах. Но почти сразу к мирным научным и…

  • Как изменился Starlink от SpaceX

    Быстро бежит время. Кажется, еще вчера мы удивлялись сверхамбициозным планам SpaceX вывести на орбиту 12 000 спутников, а сейчас новостью недели…

  • Салют от «Хаябусы-2»

    Чуть больше месяца назад японский аппарат "Хаябуса-2" произвел свой самый эффектный выстрел по астероиду Рюгу. Зонд сбросил импактор со взрывчаткой…

  • Отмена телескопа WFIRST и россияне на орбите Луны

    Ситуация, когда ресурсов хватает на все желаемые проекты, обычно встречается только в компьютерных играх, причем на низком уровне сложности. В…

  • «Хаябуса-2» впервые коснулся астероида

    Первый зонд "Хаябуса" с честью преодолел множество проблем - выходили из строя маховики системы ориентации, один за другим отказывали двигатели,…


promo lozga ноябрь 4, 2014 17:00
Buy for 50 tokens
Привет! Добро пожаловать в блог, посвященный популяризации космонавтики, астрономии, и, шире, науки и прогресса человечества. Если вы зашли ко мне впервые, рекомендую почитать длинные серии постов по тегам: Серия "Незаметные сложности космической техники". Рассказы о том, как и почему ракеты и…

  • 1
>>Спасибо большое за пояснения!
- Пожалуйста. Для вас - и таких, как вы, я и пишу. Не для биоплантов :)

>>Я так понимаю на момент старта погоду в районе посадки - на неделю вперед - можно предсказать лишь с определенной вероятностью.
- ну тут надо отметить, что качество прогнозов погоды у басурман в те времена было на порядок выше, чем ... чем то, что нам привычно :)
Кроме того, прогнозирование погоды "в середине Тихого Океана" - несколько легче, погодные явления там обладают изрядной инерцией.

>>Аполлоны на пути с Луны выбирали район приводнения коррекциями курса?
- вы переоцениваете возможности техники в те времена :)
Mid course corrections были напаравлены на то, чтобы НЕ промазать мимо Земли и не сгореть "к едрене фене".

>>Или точка посадки жестко фиксировалась в момент старта
- нет.
ЕМНИП, ситуация с районами посадки была примерно такая:
На момент старта имелось несколько районов посадки, практически во всех океанах земли (кроме Ледовитого), где уже были оборудованные корабли-самолёты-вертолёты, и куда можно было перебросить самолётом специально оттренированных спасателей в считанные часы.
Уже на обратном пути, где-то за пару дней до посадки, из всех вариантов оставалось лишь два района - основной и запасной.
За несолько часов до посадки делался выбор между основным и запасным районами - бесповоротно.
И наконец непосредственно перед входом в атмосферу (десятки минут до интерфейса атмосферы) им давалась _рекомендация_ - а какую часть посадочного района целиться, т.е. - где условия получше.
Дело в том, что Аполло CSM имел изрядные запасы по топливу и, соответственно - большую свободу манёвра.
В рамках посадочного района это транслировалось в СОТНИ миль. Можно было уйти от непогоды.
Но тут стоит отметить, что сообщения из Центра по погоде были именно рекомендациями, окончательное решение принимал командир экипажа.

>>- Пожалуйста. Для вас - и таких, как вы, я и пишу. Не для биоплантов :)

Эх, книжку бы. В стиле того же Первушина, но подробнее.

Общую идею с районами понял.

>>Mid course corrections были напаравлены на то, чтобы НЕ промазать мимо Земли и не сгореть "к едрене фене".

>>Уже на обратном пути, где-то за пару дней до посадки, из всех вариантов оставалось лишь два района - основной и запасной.

А эта пара районов именно выбиралась, или определялась по по факту, грубо говоря "куда траектория уперлась"?

>>Эх, книжку бы.
- так их ВАГОН, замучаешься перечислять.
Но это всё по-английски.
По-русски почти ничего нет.
Если вас интересуют технические детали, то вот такая книга:
http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/raketostr3/obl.html

>>В стиле того же Первушина, но подробнее.
- к его "стилю" у меня отношение резко отрицательное :)

>>А эта пара районов именно выбиралась, или определялась по по факту, грубо говоря "куда траектория уперлась"?
- не уверен, понимаю вопрос.
Попробую так:
Законы орбитальной механики и атмосферной баллистики оставляют мало свободы для *произвольного выбора*.

>>- так их ВАГОН, замучаешься перечислять. Но это всё по-английски.

С инглишем увы - удовольствие от прочтения не окупает затраченных усилий :(

>>Если вас интересуют технические детали, то вот такая книга:

Принято, заначил. Спасибо!

>>- к его [Первушина] "стилю" у меня отношение резко отрицательное :)

А расскажите, что с ним не так? Его "Лунная гонка" меня порадовала именно минимальной политической ангажированностью и большим количеством деталей.

>>Законы орбитальной механики и атмосферной баллистики оставляют мало свободы для *произвольного выбора*.

Я имел в виду что среди всех возможных, основной и запасной районы выбирал не Хьюстон, не экипаж, а "так получилось, что попадаем сюда".
И уже внутри районов искали зону где поспокойнее.

  • 1