Научно-популярно о космосе и астрономии (lozga) wrote,
Научно-популярно о космосе и астрономии
lozga

Categories:

Кольская АЭС или стоя на реакторе

Стоять на кожухе работающего реактора - интересный опыт. Всего в нескольких метрах под твоими ногами 1375 мегаватт тепловой мощности, это плохо представимые воображением почти два миллиона лошадиных сил. Но ядерный распад беззвучен, и ты слышишь только слабый гул вентиляции и чувствуешь ногами едва заметную вибрацию от циркуляционных насосов. И, в общем, это не страшно - ты знаешь, какое количество техники и людей следят за безопасностью процесса. Но, из интереса, все равно достаешь из кармана дозиметр и наблюдаешь неизменные нули на табло. В рамках Нефорума Арктика блогерам организовали экскурсию на Кольскую АЭС, самую северную сухопутную атомную станцию в Европе, и мне повезло там побывать.



Кольская АЭС расположена в городе Полярные Зори. За три часа автобус пересекает почти весь Кольский полуостров - Мурманск южнее северного берега, а Полярные Зори расположены лишь слегка севернее южного.

За окном вроде бы такие же деревья, что и в средней полосе, но они заметно меньше ростом. Низкая облачность добавляет мрачной красоты в пейзаж.



Проезжаем Мончегорск. Справа отвалы рудников, разрабатываемых открытым способом.



Слева дымит производство никеля и меди.



Но в целом дорога пустынна, и типичная картина за окном - деревья, вода и провода ЛЭП.



Поворот на станцию и последнее место, где можно фотографировать свободно.



Снимать станцию снаружи нам не разрешили, так что это фото - с официального сайта. Ничего не поделать, АЭС - режимный объект. Но, к счастью, самое интересное мы таки засняли.



Перед тем, как что-то показывать и рассказывать, стоит провести очень короткий ликбез. Ядерный реактор вырабатывает тепло, которое греет воду, образовавшийся пар крутит турбины, соединенные с генераторами, вырабатывающими электричество. На Кольской АЭС стоят четыре реактора ВВЭР-440, два построены в первой очереди и два - во второй. ВВЭР - водо-водяные реакторы, и в них тепло от активной зоны реактора сначала греет воду первого контура, которая находится под давлением и не кипит. Затем в парогенераторах тепло передается воде второго контура, которая закипает, и уже ее пар крутит турбины и генераторы.

Мы посетили машинный зал, где стоят турбины и генераторы, блочный щит управления реактором, поднялись на сам реактор, а также посмотрели на отдельное производство по переработке радиоактивных отходов.



Общий вид с торца машинного зала. Слева корпус турбогенератора.



Более крупный план. Турбогенератор на ремонте и частично разобран. Поэтому в зале гораздо тише, чем обычно, и выданные в начале экскурсии беруши выглядят излишней предосторожностью.



Два этих блока, генератор и возбудитель, поднимут и поставят в левую часть на фото выше.



Станция работает, где-то в этом переплетении труб идет пар под давлением, небольшая часть которого внешне безобидно поднимается из трубы.



А вот выданная каска пригодилась не один раз. Несмотря на яркое обозначение пересекающих проход конструкций, я несколько раз замечал их только после удара.



Вид из середины машинного зала. Общая протяженность машзала - 520 метров.



Турбина крупным планом. Ее штатная частота вращения - 3000 оборотов в минуту или 50 в секунду. Именно так и рождается использующийся в промышленности и быту ток частотой 50 Гц.



Мостовой кран проходит над турбогенератором. Обратите внимание, что здесь генератор не разобран.



Следующая наша остановка - БЩУ (блочный щит управления). Именно отсюда управляют реактором.



Интересная особенность обозначений на АЭС - включенные и открытые элементы подсвечивают красным, а выключенные и закрытые - зеленым.



Рабочая смена БЩУ длится восемь часов и состоит всего из трех человек. Я помню, что реактор работает на постоянной мощности, и, думая, что смена - дело скучное, спрашиваю, используется ли здесь аналог железнодорожного автостопа (оператор должен регулярно нажимать кнопку, чтобы подтвердить, что он не заснул). Мне отвечают, что работы хватает даже на установившемся режиме, и задремать нет времени.



Информация по работающему реактору. В отличие от РБМК, где возможна перегрузка топлива прямо на ходу, и в БЩУ показывается большая и красивая схема реактора с информацией по каждому каналу, на ВВЭР перегрузка топлива происходит при остановленном реакторе, и операторам достаточно информации по реактору в целом. А схема (круг в верхней части) в работе не используется.



Сотрудники говорят, что после выхода сериала “Чернобыль” от HBO их на экскурсиях спрашивают, где здесь кнопка АЗ-5. Вот эти красные кнопки - аварийная защита, которая используется и для штатного глушения реактора.



На противоположной стене БЩУ также расположены управляющие элементы. Радуешься, что не взял с собой рюкзак и не можешь им случайно что-то задеть.



Особо важные элементы закрыты крышками для защиты от случайного переключения. Две красные крышки вверху - участки, выключенные на время проведения работ.



Реактор и прочие потенциально радиоактивные места находятся так называемой зоне контролируемого доступа. Переодеваемся в средства индивидуальной защиты (рубаха, чепчик, штаны, куртка, каска, носки, обувь) и получаем дозиметры. В коридоре перед санпропускником висит забавный плакат - “В средствах индивидуальной защиты на работе можно почувствовать себя космонавтом”.



В зоне контролируемого доступа нет окон, а вентиляцией занимается отдельный немаленький зал с мощным оборудованием.



И вот мы в реакторном зале. Здесь расположены 3 и 4 энергоблоки, они были построены позже и отличаются по внешнему виду от 1 и 2. Вид на кожух 3 реактора. Оранжевые круги на полу - крышки главных циркуляционных насосов.



Вид на 4 энергоблок с кожуха третьего.



Селфи на кожухе работающего реактора. Синие каски - блогеры, зеленые - персонал станции. Рядом со мной в зеленой каске наш основной экскурсовод и инженер управления информации и общественных связей Юлия Макарихина.



Нули на дозиметре так и остались нулями в конце экскурсии. И правильно.



Переходим к четвертому энергоблоку. Здесь стоит перегрузочная машина, занимающаяся погрузкой и выгрузкой тепловыделяющих сборок в/из реактора. Она мобильна, может перемещаться между энергоблоками в зале и обычно стоит там, где выполнялись последние по времени работы.



Под потолком зала мостовой кран на 250 тонн.



Выходим из реакторного зала и видим информацию по радиационной обстановке. Мы гуляли по зеленой зоне, где можно находиться свободно. В желтые зоны нельзя зайти без наряда на радиационно-опасные работы. А если вдруг появится красная, то для доступа в нее будет необходимо разрешение отдела радиационной безопасности.



Ну и последняя наша остановка - комплекс переработки жидких радиоактивных отходов. Идея здесь простая - АЭС производит два вида отходов - обычные и радиоактивные. Обычные не представляют опасности, и их теоретически можно отправить на обычную свалку (в Европе так и делают, но у нас используют отдельные полигоны). А вот радиоактивные надо захоронить по всем правилам, чтобы они не представляли опасности для окружающей среды. И каждый килограмм цементируемых или витрифицируемых отходов стоит денег. Но, если применить продвинутые технологии, можно очистить отходы, и, несмотря на то, что очистка стоит денег, сэкономить гораздо больше на снижении объемов захораниваемых отходов.



Здесь уже далеко не всюду можно пройти без дополнительной защиты.



Помещение управления очисткой. На экране справа что-то регулярно стекает тонкой струйкой из трубы и исходит клубами пара.



А вот конечный результат того, что вытекало на фото выше. Это очищенные соли бора. В активной зоне реакторов ВВЭР вода первого контура циркулирует с добавлением борной кислоты. Это называется борным регулированием. Отработанные бораты становятся отходами. А сложная технология очистки жидких радиоактивных отходов позволяет их извлечь и, например, продать. Правда, промышленность потребляет гораздо больше солей бора, чем восстанавливается на АЭС, но главной является выгода от сокращения объема. Небольшое хранилище может содержать отходы за десятки лет работы станции, и сейчас в комплексе идет переработка того, что стало отходами еще в советские времена. Любопытно, что, по словам персонала, они натыкаются на аналоги “геологических слоев”, когда контейнеры из еще более давнего времени внезапно начинают перерабатываться хуже - в забытом восемьдесят каком-то году что-то меняли, и состав отходов стал отличаться. Приходится анализировать, что изменилось, и подстраивать технологический процесс.



В синих бочках безопасное сырье. А вот под нашими ногами контейнеры с радиоактивными отходами. Не верится, но небольшое хранилище, где содержатся отходы за десятилетия работы АЭС, почти пусто.



А вот это - контейнер для радиоактивных отходов. Здесь уже все серьезно - толстые металлические стенки и мощная крышка.



Начинаем движение назад. Но просто так из зоны контролируемого доступа не выйти. Надо убедиться, что ты чист от радиационного загрязнения. На фото один из множества постов радиационного контроля - встаешь на площадку, помещаешь руки в детектор, он измеряет активность.



Еще один пост радиационного контроля.



В санпропускнике сдаем средства защиты и дозиметры, умываемся и выходим обратно в зону свободного доступа. Пообедав (отличная, кстати, столовая), отправляемся обратно в Мурманск.



Видео в формате 360°.




Cпасибо Росатому за организацию Нефорума, а сотрудникам станции за замечательную экскурсию. Также благодарю команду Живого Журнала за приглашение и отличную компанию.



Нажмите эту кнопку, и вам будет приходить сообщение, когда выйдет мой новый пост.


Я в социальных сетях:Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube
Поблагодарить деньгами: Яндекс.Деньги, PayPal, Webmoney

attentioneer.jpg
Tags: репортаж
Subscribe

Posts from This Journal “репортаж” Tag

  • Экскурсия на космодром "Восточный"

    "Роскосмосу" стоит всячески поддерживать туризм по своим объектам. Потому что по окончании экскурсии по космодрому "Восточный" у группы блогеров…

  • Винтаж, иконы и космос

    В конце ноября я посетил с лекцией город Муром. Под катом рассказ об экспозиции Выставочного центра Муромского историко-художественного музея. В…

  • Нефорум Арктика: Хроника

    23-25 августа я был в Мурманске на Нефоруме Арктика. Под катом фотолытдыбр этих трех дней. Мелкие приятные случайности - рейс "Уфа-Москва"…

  • Экскурсия по ледоколу "Ленин"

    Между выступлениями на Нефоруме Арктика мне удалось попасть на экскурсию по ледоколу "Ленин". Под катом видео в формате 360° и немного фото.…

  • Почти осенний Мурманск

    Нефорум Арктика успел застать последние дни мурманского лета. В зеленой листве деревьев уже можно было найти отдельные желтые пятна, но только…

  • Атомэкспо-2019, часть 3: Матери за атом

    Я придержал этот материал до окончания сериала “Чернобыль”. Отлично снятое кино о действительно жуткой катастрофе может вызвать у людей страх…

promo lozga november 4, 2014 17:00
Buy for 50 tokens
Привет! Добро пожаловать в блог, посвященный популяризации космонавтики, астрономии, и, шире, науки и прогресса человечества. Если вы зашли ко мне впервые, рекомендую почитать длинные серии постов по тегам: Серия "Незаметные сложности космической техники". Рассказы о том, как и почему ракеты и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 75 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →