Научно-популярно о космосе и астрономии (lozga) wrote,
Научно-популярно о космосе и астрономии
lozga

Categories:

Советский артхаус глазами другого поколения

Уже скоро месяц в соцсетях постоянно пишут про Лукашина. Оно, конечно, понятно, Новый год, но как говорится, не "Иронией судьбы" единой жил советский кинематограф, неоднозначных персонажей хватало и в других фильмах, которые, однако, вспоминают реже. В прошлом году получилось так, что я смотрел много инди кино и артхауса, а еще, без преувеличения, открытием года в ЖЖ для меня стал блогер ygashae_zvezdu - давненько я не читал чей-то блог запоем. И в его постах мне попались незнакомые названия фильмов, по описанию сюжета, в общем, соответствующие тому, что я хотел посмотреть. Так что на новогодних каникулах мы с женой погрузились в пучины советского артхауса, который не успели застать просто в силу своих дат рождения, посмотрев "Зимнюю вишню", "Осенний марафон", "Отпуск в сентябре" и "Полеты во сне и наяву". Экскурсия получилась, на мой взгляд, небезынтересной.


Кадр из фильма "Полеты во сне и наяву"

"Зимняя вишня"


Вообще, конечно, это мелодрама, а не артхаус, но она удивительно легла в общее впечатление от фильмов - мужские персонажи странные, инфантильные и/или неприятные, а женских персонажей жалко.


Кадр из фильма

Сюжет вызвал у меня ощущение, что я как минимум лет на десять промахнулся в своих оценках времени распада семьи в России: главная героиня разведена, одна ее подруга тоже, а другая живет в гражданском браке с абьюзером. Мрачная картина выглядит как норма - здоровых семей в фильме не заметно (при том, что параллельно и даже позже в "бездуховных" США снимали "Парней, что надо" и "Аполлон-13" с прекрасными семьями). Мужской контингент вызывает омерзение: абьюзера я уже упомянул, также появляется невообразимый инфантил, живущий в 36 лет с мамой, и, наконец, присутствует аморальный и бесхребетный женатый коллега, любовницей которого является главная героиня. На этом фоне "принц" на белом мерседесе смотрится как нечто нереальное.


Главная героиня с любовником

Не знаю, может я слишком прагматичный и бездушный. Или меня испортили тринадцать лет брака? Но принятое в кульминации фильма решение главной героини выглядит совершенно иррациональным и абсурдным с любой представимой точки зрения. И в трагичности финала фильм все-таки приближается к артхаусу.

"Осенний марафон"



Кадр из фильма

Краткий сюжет: главный герой, Андрей Бузыкин, хороший специалист и грамотный переводчик, никуда не успевает, не может ни на что решиться, и в результате жизнь его летит в тартарары по всем фронтам: он не справляется с работой, в личной жизни разрывается между женой и любовницей, подводит дочку, зато бегает по утрам с иностранным гостем и не может отказать соседу, который приходит к нему как к себе домой и требует выпить посреди бела дня.


Слева направо: сосед, иностранный гость, Бузыкин

В описаниях фильма можно найти мнение, что это фильм про кризис среднего возраста, но я не могу согласиться. На мой взгляд картина про бесхарактерность и то, куда может завести жизнь в общем-то неплохого (если не считать наличия любовницы, конечно) человека, который плывет по течению. И в кульминации наш герой дергается было, чтобы хоть на что-то решиться, но все заканчивается печально.

"Отпуск в сентябре"



Утро интеллигента

Инженеру Зилову, казалось бы, жить да радоваться - семья, работа, друзья, квартиру только что получил. Но вся эта красота будет разрушена, и в конце (и одновременно начале) фильма Зилов окажется один в окружении бутылок. Главный вопрос картины, на мой взгляд, почему так получилось?


За окном жена Зилова

Фильм тоже часто воспринимается как история кризиса среднего возраста, но лично у меня есть ощущение, что картина про то, как в человеке тайные пороки становятся явными. Зилов омерзителен - он не хочет работать, волочится за каждой юбкой и обвиняет жену в изменах, отвратительно относится ко всем своим знакомым и выглядит как этический антиэталон. Именно кризиса, когда человек с какими-то достоинствами стал метаться, не понимая, как отвечать на новые вызовы, в Зилове не видно, кажется, что он всегда был таким, и с него просто спала маска, скрывающая истинную харю.

"Полеты во сне и наяву"



Главный герой, жена и, да, вы угадали, опять любовница

У Сергея Макарова, работающего в архитектурном бюро, жизнь летит под откос в канун сорокалетия. По короткому описанию будет сложно отличить его от Зилова, потому что в кадре опять халтура на работе, молодая любовница и безобразный скандал на празднике. Но здесь картина все-таки удаляется от горького реализма, потому что наличествует сюрреалистическое путешествие.



Опять же, я бы мог согласиться, что картина про кризис среднего возраста, если бы нам этот кризис показали в динамике. А если Макаров всегда таким был?

А от излишнего поиска глубокого смысла предостерегает поучительная история от режиссера:

Например, в фильме есть кадр, где главный герой бежит по полю к стогу сена. А на нем кроссовки с красной подошвой. Критик писал: «Это не просто подошвы — это красные подошвы. Потому что у него горит земля под ногами!» А я вспоминаю, как на площадке орал на реквизитора: «Дура, ты что, не могла найти обувь с нормальными подошвами?!»


Эпилог


Если посмотреть картины подряд, то возникает удручающее ощущение, что в стране сорок лет назад никто не работал (в лучшем случае только старались что-то сделать, как Бузыкин, но и у них не получалось), мужчины вели аморальный образ жизни (серьезно, супружеская измена в КАЖДОМ фильме!), горько пили и устраивали отвратительные скандалы, а красивые и сильные женщины от них страдали (жалко до слез). Но о потраченном времени не жалеешь - невольно начинаешь думать о себе лучше на фоне таких неприятных персонажей, фильмы рождают вопросы, сидящие в сознании занозами и не дающие эмоционально зачерстветь. Похоже, за прошедшие годы люди и то, как они смотрят на сюжет и персонажей, действительно изменились - мне постоянно попадались оправдания и чуть ли не воспевания героев, у которых я не вижу ни одного положительного качества.



Нажмите эту кнопку, и вам будет приходить сообщение, когда выйдет мой новый пост.


Я в социальных сетях:Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube
Поблагодарить деньгами: Яндекс.Деньги, PayPal, Webmoney

attentioneer.jpg
Tags: культурные артефакты
Subscribe

Posts from This Journal “культурные артефакты” Tag

  • Легко быть другом, если ты игрушка

    Хотите бесплатный лайфхак? Если вы смотрите программу кинофестиваля, не знаете, что выбрать и хотите повысить вероятность того, что фильм вам…

  • Слишком мало и слишком много

    Так получилось случайно, что две короткометражки из программы фестиваля ДОКер-2021 начались практически одинаково, сценами тумана, но потом…

  • "Я любила тебя", а надо было бежать

    Если бы вы могли повлиять на школьную программу, какие бы предметы вы добавили или убрали? Лично мне кажется, что сейчас важно учить молодежь,…

promo lozga november 4, 2014 17:00
Buy for 50 tokens
Привет! Добро пожаловать в блог, посвященный популяризации космонавтики, астрономии, и, шире, науки и прогресса человечества. Если вы зашли ко мне впервые, рекомендую почитать длинные серии постов по тегам: Серия "Незаметные сложности космической техники". Рассказы о том, как и почему ракеты и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 480 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “культурные артефакты” Tag

  • Легко быть другом, если ты игрушка

    Хотите бесплатный лайфхак? Если вы смотрите программу кинофестиваля, не знаете, что выбрать и хотите повысить вероятность того, что фильм вам…

  • Слишком мало и слишком много

    Так получилось случайно, что две короткометражки из программы фестиваля ДОКер-2021 начались практически одинаково, сценами тумана, но потом…

  • "Я любила тебя", а надо было бежать

    Если бы вы могли повлиять на школьную программу, какие бы предметы вы добавили или убрали? Лично мне кажется, что сейчас важно учить молодежь,…