
Кадр из фильма "Полеты во сне и наяву"
"Зимняя вишня"
Вообще, конечно, это мелодрама, а не артхаус, но она удивительно легла в общее впечатление от фильмов - мужские персонажи странные, инфантильные и/или неприятные, а женских персонажей жалко.

Кадр из фильма
Сюжет вызвал у меня ощущение, что я как минимум лет на десять промахнулся в своих оценках времени распада семьи в России: главная героиня разведена, одна ее подруга тоже, а другая живет в гражданском браке с абьюзером. Мрачная картина выглядит как норма - здоровых семей в фильме не заметно (при том, что параллельно и даже позже в "бездуховных" США снимали "Парней, что надо" и "Аполлон-13" с прекрасными семьями). Мужской контингент вызывает омерзение: абьюзера я уже упомянул, также появляется невообразимый инфантил, живущий в 36 лет с мамой, и, наконец, присутствует аморальный и бесхребетный женатый коллега, любовницей которого является главная героиня. На этом фоне "принц" на белом мерседесе смотрится как нечто нереальное.

Главная героиня с любовником
Не знаю, может я слишком прагматичный и бездушный. Или меня испортили тринадцать лет брака? Но принятое в кульминации фильма решение главной героини выглядит совершенно иррациональным и абсурдным с любой представимой точки зрения. И в трагичности финала фильм все-таки приближается к артхаусу.
"Осенний марафон"

Кадр из фильма
Краткий сюжет: главный герой, Андрей Бузыкин, хороший специалист и грамотный переводчик, никуда не успевает, не может ни на что решиться, и в результате жизнь его летит в тартарары по всем фронтам: он не справляется с работой, в личной жизни разрывается между женой и любовницей, подводит дочку, зато бегает по утрам с иностранным гостем и не может отказать соседу, который приходит к нему как к себе домой и требует выпить посреди бела дня.

Слева направо: сосед, иностранный гость, Бузыкин
В описаниях фильма можно найти мнение, что это фильм про кризис среднего возраста, но я не могу согласиться. На мой взгляд картина про бесхарактерность и то, куда может завести жизнь в общем-то неплохого (если не считать наличия любовницы, конечно) человека, который плывет по течению. И в кульминации наш герой дергается было, чтобы хоть на что-то решиться, но все заканчивается печально.
"Отпуск в сентябре"

Утро интеллигента
Инженеру Зилову, казалось бы, жить да радоваться - семья, работа, друзья, квартиру только что получил. Но вся эта красота будет разрушена, и в конце (и одновременно начале) фильма Зилов окажется один в окружении бутылок. Главный вопрос картины, на мой взгляд, почему так получилось?

За окном жена Зилова
Фильм тоже часто воспринимается как история кризиса среднего возраста, но лично у меня есть ощущение, что картина про то, как в человеке тайные пороки становятся явными. Зилов омерзителен - он не хочет работать, волочится за каждой юбкой и обвиняет жену в изменах, отвратительно относится ко всем своим знакомым и выглядит как этический антиэталон. Именно кризиса, когда человек с какими-то достоинствами стал метаться, не понимая, как отвечать на новые вызовы, в Зилове не видно, кажется, что он всегда был таким, и с него просто спала маска, скрывающая истинную харю.
"Полеты во сне и наяву"

Главный герой, жена и, да, вы угадали, опять любовница
У Сергея Макарова, работающего в архитектурном бюро, жизнь летит под откос в канун сорокалетия. По короткому описанию будет сложно отличить его от Зилова, потому что в кадре опять халтура на работе, молодая любовница и безобразный скандал на празднике. Но здесь картина все-таки удаляется от горького реализма, потому что наличествует сюрреалистическое путешествие.

Опять же, я бы мог согласиться, что картина про кризис среднего возраста, если бы нам этот кризис показали в динамике. А если Макаров всегда таким был?
А от излишнего поиска глубокого смысла предостерегает поучительная история от режиссера:
Например, в фильме есть кадр, где главный герой бежит по полю к стогу сена. А на нем кроссовки с красной подошвой. Критик писал: «Это не просто подошвы — это красные подошвы. Потому что у него горит земля под ногами!» А я вспоминаю, как на площадке орал на реквизитора: «Дура, ты что, не могла найти обувь с нормальными подошвами?!»
Эпилог
Если посмотреть картины подряд, то возникает удручающее ощущение, что в стране сорок лет назад никто не работал (в лучшем случае только старались что-то сделать, как Бузыкин, но и у них не получалось), мужчины вели аморальный образ жизни (серьезно, супружеская измена в КАЖДОМ фильме!), горько пили и устраивали отвратительные скандалы, а красивые и сильные женщины от них страдали (жалко до слез). Но о потраченном времени не жалеешь - невольно начинаешь думать о себе лучше на фоне таких неприятных персонажей, фильмы рождают вопросы, сидящие в сознании занозами и не дающие эмоционально зачерстветь. Похоже, за прошедшие годы люди и то, как они смотрят на сюжет и персонажей, действительно изменились - мне постоянно попадались оправдания и чуть ли не воспевания героев, у которых я не вижу ни одного положительного качества.
Нажмите эту кнопку, и вам будет приходить сообщение, когда выйдет мой новый пост.

Я в социальных сетях:Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube
Поблагодарить деньгами: Яндекс.Деньги, PayPal, Webmoney

Journal information