Научно-популярно о космосе и астрономии (lozga) wrote,
Научно-популярно о космосе и астрономии
lozga

Categories:

"Туннель": фильм-предупреждение

Технический прогресс не только дает новые возможности, но и порождает новые опасности. Топор прекрасно колет дрова, но может поранить. Лошадь тянет тяжелый груз, но может убить, сбросив или лягнув. Паровой котел - взорваться, машина - разбиться, лифт - упасть. А туннель, одновременно с возможностью быстро доехать, куда надо, несет в себе опасность стать смертельной ловушкой, из которой будет очень непросто выбраться. Особенно если меры безопасности устарели, а оборудование обслуживается недостаточно. Вышедший на днях фильм "Туннель: опасно для жизни" предупреждает о хрупкости нашей технологической цивилизации, необходимости обновлять и обслуживать технику и важности знания о том, как себя вести в чрезвычайных ситуациях.






Настроение картины устанавливается на самых первых секундах:
В Норвегии больше 1100 туннелей. Большинство без аварийных выходов и пунктов первой помощи. Обеспечение безопасности возложено на самих пользователей туннелей, каждый спасается своими силами. С 2011 года в туннелях произошло 8 крупных пожаров, только благодаря счастливым случайностям и героизму обошлось без жертв. Фильм основан на тех событиях.


Завязка прекрасно показывает снежный ком мелочей, который действительно может окончиться катастрофой - канун Рождества означает повышенный трафик на дорогах и аварийно-спасательные бригады, дежурящие в минимальном составе без оперативных резервов. Плохая погода повышает время реакции спасателей. Усталому дальнобойщику легче ошибиться и неадекватно среагировать. Результат печален - авария, пробка, пожар и десятки погибших.

Как это часто бывает в фильмах-катастрофах, параллельно развивается личная драма героев - дочь главного героя (естественно, спасателя) не может принять его новые отношения после смерти матери, и, по законам жанра, оказывается в роковом туннеле.


Слева направо: главный герой, его подруга, его дочь

Интересной особенностью являются малые сюжетные линии, где, в том числе, показаны и люди, случайно избежавшие аварии. В этом фильм реалистичен - жизнь и смерть не зависят от того, насколько герой хороший человек. Кому-то повезло просто не попасть в туннель. Кому-то, наоборот, выпало оказаться в эпицентре, из которого нет спасения. А выживание в "серой зоне" зависит от силы духа, знаний и везения. Сдался, выбрал неправильный вариант действий, не повезло - исход один, гибель.


Диспетчер и ее непосредственный начальник

Драмы добавляют попытки диспетчерской службы разобраться, где произошла катастрофа (есть только одна камера на одном из въездов) и что делать. Если норвежские диспетчерские центры действительно используют показанные в фильме алгоритмы, то это серьезная проблема, требующая решения - советы диспетчера прямо привели к гибели людей, которые имели шансы спастись, если бы действовали по-другому. Выбор из всего двух простых действий "бежать или ждать помощи" нелегок, и я, например, несмотря на всю свою техническую грамотность, выбрал бы неправильный вариант и, оказавшись в фильме, погиб бы.

Если вы помните инструкции по покиданию самолета в случае пожара, там есть рекомендация держать голову ниже, где может оставаться чистый воздух. В фильме показана быстро движущаяся сплошная стена дыма. Но это как раз реалистично - исследование настоящих пожаров в туннелях дает скорость распространения дыма больше 1 метра в секунду, при которой нет расслоения на дым вверху и чистый воздух внизу. Большая скорость дыма, как и в фильме, делала малореальной возможность пешего спасения (а автомобили намертво застревали в пробках).

Очень просто и реалистично показано, что жизнь и смерть в технологической цивилизации зависят от оборудования - если у тебя нет дымозащитного капюшона, кислородного оборудования или изолирующего противогаза (с которым еще надо уметь обращаться!), то шансы на спасение резко уменьшаются, особенно если в диспетчерской неправильно включили систему вентиляции.



Среди погибших были и те, кто решил сделать селфи на фоне аварии, - неудивительно, мы привыкли жить в безопасном мире, не задумываясь о том, насколько часто нам встречаются места повышенной опасности. В детстве как-то по пути в школу я прошел мимо аварии с участием бензовоза, там была совершенно лишняя толпа зевак, и то, что тогда ничего страшного не случилось, не отменяет ненужного риска, которому они себя подвергали.

В фильмах-катастрофах часто любят выдумывать волшебные варианты спасения - то лайнер в воздухе починят, то вообще трос с люлькой между двумя самолетами протянут, то небоскребы перед лавой обрушат, а наверху горящего здания оказываются резервуары с водой, которые можно взорвать, и так далее. Здесь суровый нордический реализм, который мне очень понравился. Никакого волшебства - если в туннеле нет шкафов с оборудованием для защиты органов дыхания, то их могут только привезти извне. Нет сотовых станций - в хаосе неизвестности можно будет пытаться разобраться только по редким звонкам со стационарных телефонов.



Слабость, пассивность и психическая неготовность спасательных команд, возможно, действительно отражает норвежские реалии, но вот то, что редкие эвакуированные были спасены практически в нарушение приказов - моя главная, и, наверное, единственная претензия к фильму.

Уроки Монблана


Одна из самых известных аналогичных катастроф произошла в Монбланском туннеле и начиналась еще более прозаично. Фура с мукой и маргарином въехала в туннель в 10:46 утра 24 марта 1999 года. Спустя шесть минут водитель, бельгиец Жильбер Деграв, заметил, что встречные машины мигают ему фарами. Он остановил машину почти на середине туннеля, вышел и увидел идущий от тягача дым. Попытки бороться с огнем успехом не увенчались - спустя считанные секунды кабина оказалась охваченной огнем. Жильбер побежал в сторону Италии и в итоге спасся. Встречные машины, которые ехали из Италии во Францию, тоже смогли спастись. А вот успевшим въехать в туннель за Жильбером 10 автомобилям и 18 грузовикам, в которых было 50 человек, сильно не повезло. Теплоизоляция фуры при горении испускала токсичный дым, который, по закону подлости, естественный ветер нес в их сторону (из Италии во Францию). Ошибся и диспетчер, включив вентиляцию в сторону Франции. Маргарин расплавился, превратившись в аналог 23 000 литров масла, загорелись рядом стоящие машины, и в течение 10 минут температура пожара достигла тысячи градусов Цельсия.

Попавшие в пробку оказались в очень сложном положении - скорость распространения дыма делала невозможной бегство пешком, даже легковым машинам было непросто развернуться в туннеле, а вскоре из-за нехватки кислорода остановились двигатели. К тому же перегорели провода, и погасло освещение туннеля. В стенах были аварийные убежища, но они были рассчитаны на 2 часа, некоторые, модернизированные, на 4, в то время как пожар бушевал 53 часа. Попытки пожарных помочь окончились неудачей - двигатели глохли, пожарные были вынуждены переходить в аварийные убежища, спасать приходилось уже их, здесь тоже не обошлось без жертв. 27 водителей остались в своих машинах и погибли, 10 не сумели спастись пешком, также погибли один пожарный и охранник Пьерлучио Тинацци (по противоречивой информации он, возможно, спас десять человек на мотоцикле, либо это сделал другой, выживший мотоциклист). Из пятидесяти попавших в ловушку людей сумели спастись 12. В огне сгорело все, что могло сгореть, а туннель остывал еще неделю, прежде чем там смогли начать ремонтные работы.



Катастрофа, как это часто бывает, вскрыла проблемы в безопасности туннеля. Пожары в нем возникали примерно раз в два года, но обходилось без жертв, и особого внимания модернизации систем безопасности не уделялось. Зато после трагедии было принято множество дополнительных мер. Для грузовиков создали площадку осмотра с тепловизорами, чтобы не допустить перегревшуюся машину внутрь. В туннеле действуют: запрет на остановку, требования по минимальной дистанции и специальное радио, информирующее водителей. А сеть аварийных убежищ была серьезно расширена - теперь они стоят через каждые 300 метров, в конструкцию добавили шлюз и систему наддува, чтобы дым не мог в них попасть. А в случае необходимости можно эвакуироваться пешком через изолированный проход с отдельной системой вентиляции, пролегающий под полотном дороги. Посередине туннеля расположена пожарная часть с уникальным двухкабинным автомобилем и резервуарами воды. А разрозненные диспетчерские объединили в одну систему.



Заключение


В целом фильм мне очень понравился. Он камерный и с простым, даже примитивным сюжетом, но реализм по-настоящему цепляет. Простота не мешает глубине - кроме прямого предупреждения о необходимости улучшения систем безопасности норвежских туннелей картина напоминает о хрупкости нашей цивилизации и предупреждает зрителя: читай инструкции по эвакуации из самолета и не игнорируй инструктаж перед взлетом. Поднявшись на корабль, изучи, куда нужно бежать, и где находится спасательное оборудование. Даже в торговом центре (увы, у России есть свои печальные истории), знай план эвакуации и порядок действий в случае чрезвычайной ситуации. Наш технологический мир почти всегда хорош, приятен и безопасен, и погибнуть по неосторожности, незнанию или неумению будет очень обидно.

P.S. Во многих регионах кинотеатры уже закрыты, так что фильм посмотреть не получится, но это, в общем, та же самая история. Не делайте глупостей, не отправляйтесь на шашлыки, будьте в курсе актуальных рекомендаций и исполняйте их, чтобы бороться с той опасностью, которая подстерегает сейчас.


Благодарю администрацию Живого журнала за возможность ознакомиться с картиной.

Нажмите эту кнопку, и вам будет приходить сообщение, когда выйдет мой новый пост.


Я в социальных сетях:Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube
Поблагодарить деньгами: Яндекс.Деньги, PayPal, Webmoney

attentioneer.jpg
Tags: культурные артефакты
Subscribe

Posts from This Journal “культурные артефакты” Tag

  • Легко быть другом, если ты игрушка

    Хотите бесплатный лайфхак? Если вы смотрите программу кинофестиваля, не знаете, что выбрать и хотите повысить вероятность того, что фильм вам…

  • Слишком мало и слишком много

    Так получилось случайно, что две короткометражки из программы фестиваля ДОКер-2021 начались практически одинаково, сценами тумана, но потом…

  • "Я любила тебя", а надо было бежать

    Если бы вы могли повлиять на школьную программу, какие бы предметы вы добавили или убрали? Лично мне кажется, что сейчас важно учить молодежь,…

promo lozga november 4, 2014 17:00
Buy for 50 tokens
Привет! Добро пожаловать в блог, посвященный популяризации космонавтики, астрономии, и, шире, науки и прогресса человечества. Если вы зашли ко мне впервые, рекомендую почитать длинные серии постов по тегам: Серия "Незаметные сложности космической техники". Рассказы о том, как и почему ракеты и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “культурные артефакты” Tag

  • Легко быть другом, если ты игрушка

    Хотите бесплатный лайфхак? Если вы смотрите программу кинофестиваля, не знаете, что выбрать и хотите повысить вероятность того, что фильм вам…

  • Слишком мало и слишком много

    Так получилось случайно, что две короткометражки из программы фестиваля ДОКер-2021 начались практически одинаково, сценами тумана, но потом…

  • "Я любила тебя", а надо было бежать

    Если бы вы могли повлиять на школьную программу, какие бы предметы вы добавили или убрали? Лично мне кажется, что сейчас важно учить молодежь,…