Памятник Первопоселенцу
Экскурсия наша начинается с единственного в мире деревянного планетария. Здание, построенное в 1928 году для Народной обсерватории, затем занимала гидрометеослужба, а с 1954 года здесь расположился планетарий. Памятник Владимиру Ильичу Ленину стоит не просто так - с 1855 по 1863 годы в Пензе заведовал метеорологической станцией Пензенского дворянского института отец Ленина, Илья Николаевич Ульянов.
Планетарий уже десять лет как закрыт и находится вроде бы на реконструкции, но следов работ не видно, и здание медленно ветшает дальше.
Копье в руках Первопоселенца на КДПВ подчеркивает, что город был заложен первоначально как крепость для отражения набегов кочевников с юго-востока. Тут у меня случился небольшой когнитивный диссонанс, потому что расположенная к востоку Уфа, из которой я приехал, примерно на век старше (основана в 1574). Спустя 12 лет была заложена Самара, расположенная с востока еще ближе, а еще спустя 8 лет - Саратов, к югу-юго-востоку. И только спустя 73 года, в 1663, заложили Пензу. Очевидно, кочевников хватало на все крепости в избытке.
За спиной Первопоселенца можно почувствовать себя стрельцом 17 века, обозревающим окрестности со смотровой площадки, направлена она как раз на юго-восток. Слева от Первопоселенца в небольшом домике 19 века (виден на общем плане выше) расположилась весьма редкая штука - музей одной картины. Он назван в честь Георга Мясникова, человека, в советское время выступившего инициатором создания множества необычных достопримечательностей Пензы и окрестностей.
Если повернуться спиной к Первопоселенцу и подняться на небольшой холм, справа окажется Спасский кафедральный собор v2.0 (мы его еще увидим), а слева - сквер М.Ю. Лермонтова. Вообще, очень много всего в Пензе названо в честь Белинского (провел недалеко детство) и Лермонтова (тоже провел детство и юность неподалеку).
Неподалеку в скверике памятник Карлу Марксу. Пенза - первый в мире город, где был поставлен ему памятник, в 1918. Увы, его изготовили из глины, и уже очень скоро он треснул. Версия на фото появилась позже, в 1960 году, в 2011 ее демонтировали, потому что памятник стоял на месте взорванного в 1934 году Спасского кафедрального собора v1.0, где в начале десятых решили возводить новый собор. А в 2014 Карла Маркса поставили снова.
Пензенская областная картинная галерея, крупнейший музей области. Симпатичное здание построено в 1897, а один из архитекторов потом работал над проектом банка в Нижнем Новгороде (если вы там бывали, то можете помнить необычное здание, похожее на терем).
Колокольня Спасского кафедрального собора v2.0.
Справа памятник борцам, отдавшим жизнь за дело пролетарской революции. 28-29 мая 1918 года город после примерно суточного боя был взят белочехами во время восстания Чехословацкого корпуса.
За памятником табличка с именами похороненных в братской могиле красных. Обратите внимание на большое количество нерусских фамилий - чехословацкие отряды не были едины в вопросе отношения к большевикам, и так получилось, что в Пензе в 1918 сражались в том числе и белые чехи против красных чехов. А примерно в это время к востоку, в районе Самары, агитацией за красных занимался известный чешский писатель Ярослав Гашек.
Памятник матери. Злые языки ехидничают, что это памятник матери-одиночке - мужчины рядом не наблюдается, а фигура матери выглядит, будто она в лохмотьях по причине нищеты.
Вид на собор сбоку.
А вот это сооружение злые языки называют памятником коррупции. Еще до революции в городе возникла идея воздвигнуть памятник Александру II. Собрали деньги, построили постамент, но деньги внезапно закончились и дальше дело не пошло. Ни одна из последующих идей установить на постамент что-нибудь тоже не была реализована. А сейчас внутри постамента бар.
Аутентичные барельефы и современная вывеска. Понятно, что маркетинг требует ярких вывесок, но результат выглядит не очень.
Обнаруженная случайно редкая и интересная вещь - боковой стенной глазок. Если задуматься, сейчас иногда ставят камеры, выполняющие аналогичную роль "проверить, не спрятался ли кто-то сбоку от двери".
Выходим на Московскую улицу. Будучи не самым крупным городом (население 500 тысяч), Пенза может похвастаться своим "Арбатом" - пешеходной улицей в центре города. Только небольшие участки с концов Московской улицы доступны для автотранспорта.
Памятник часам с кукушкой. Установлен также стараниями Георга Мясникова. К сожалению, не работает.
Издалека это выглядит как мурал по "Звездным войнам", однако нет. Эта мозаика еще советских времен и увековечивает крестьянское восстание 1861 года в селе Кандиевка Пензенской губернии, во время которого впервые на территории тогда еще Российской империи было поднято красное знамя.
Просто какая-то современная милота.
Муралов в Пензе мало, но в последнее время на них обратили внимание, и появляются все новые.
Любопытно, мне казалось, что доски почета в наших городах вымерли вместе с СССР. Ан нет, на мое удивление гид отвечает, что в Пензе их много.
Нынешний центр когда-то был базарной площадью на окраине. На фото рыбный пассаж, где до революции было ноу-хау, от которого пришли бы в восторг нынешние экологи. Здание стоит на небольшой речке. Когда-то живущие выше по течению (за левой границей фото) сбрасывали в нее всякий мусор, поэтому реку упрятали под землю. Вода очистилась, и при строительстве пассажа реку провели по подвалу. Продавцы установили клети, в которых содержалась рыба на продажу, прекрасно чувствующая себя в чистой проточной воде. Подвал сохранился, но сейчас это обычное офисное/торговое здание, и доступа туда нет.
Классическая советская классика - здание областной администрации и памятник Ленину.
Взгляд в обратном направлении. Собор выгодно расположился на возвышенности. А справа - здание бывшей гостиницы "Эрмитаж". До революции - кафе-шантан и гнездо разврата - субретки, шансонетки и номера с почасовой оплатой на втором этаже. После революции здание заняли чекисты и располагаются в нем до сих пор.
На этом месте был храм святых апостолов Петра и Павла. После революции здание использовали как тюрьму, а в 40-х снесли. В 1993 году тут установили памятник "Покаяние", посвященный жертвам политических репрессий. Можно поставить свечу и подсветить контробъем (пустое место в форме храма). Сочетание с яркой коммерцией на фоне смотрится, на мой взгляд, дико.
Мясной пассаж. Тоже отличался экологичными технологиями. Благодаря земляному полу и, возможно, еще каким-то решениям, в здании не пахло убоиной.
Справа переделанное в пожарную часть здание бывшей паровой мельницы. До революции тут был целый квартал паровых мельниц. Слева не элеватор, а надземная парковка.
Остатки былого деревянного зодчества. Собственники, живущие в доме, хотят, чтобы он побыстрее развалился, они думают, что тогда их переселят, и с текущим раскладом надежды на хорошую сохранность дома для будущих туристов мало.
Скульптурная композиция "Семья" еще советских времен. На фоне памятников бездетным Петру и Февронии, а также матери-одиночке у собора выглядит самой полной и счастливой семьей.
Редкое и довольно странное решение - кинотеатр в жилом доме. Говорят, что в 90-х кинотеатр закрылся, но на его месте устроили рок-клуб. Очевидно, чтобы окончательно добить жителей. Сейчас помещение в запустении.
Скульптура "Шкатулка "Русские народные пословицы"". В том же сквере есть еще скульптура "Пензяк Толстопятый". Может быть и китч, но симпатично.
Нажмите эту кнопку, и вам будет приходить сообщение, когда выйдет мой новый пост.
Я в социальных сетях:Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube
Поблагодарить деньгами: Яндекс.Деньги, PayPal, Webmoney
Journal information