Научно-популярно о космосе и астрономии

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Airbus вступает в гонку повторно используемых ракет-носителей
lozga
В Интернете появилось видео, рассказывающее о проекте Advanced Expendable Launcher INnovative engine Economy (Adeline). Как явствует из названия, проект предполагает частично многоразовые ракетные ступени - пустые баки будут сбрасываться и разбиваться о землю, а двигатель - спасаться в специальном крылатом аппарате:


Разбор ролика


Понятно, что ролик необязательно рисовали люди, разбирающиеся в технике, но некоторые любопытные и забавные факты из него можно извлечь.

01.jpg

Очень забавно смотрятся в ролике стартовые сооружения для ракет-носителей семейства "Союз" в качестве старта новой ракеты. Это очевидная ошибка, потому что компоновка Adeline несовместима с "Союзами", которые подвешиваются на старте фактически за середину ракеты. Судя по закрытой башне обслуживания, создатели ролика вдохновлялись стартом в Куру:

02.jpg

Обратите внимание на боковые ускорители:

03.jpg

По своей форме и пропорциям они очень напоминают твердотопливные ускорители разрабатывающейся ракеты Ariane 6:

05.jpg

По информации с официального сайта, Adeline может быть совместимой с Ariane 6.

После отстыковки и торможения со скорости ~5 М, многоразовая часть раскрывает пропеллеры и может лететь на достаточно длительные расстояния. Разработчики говорят о возможности возврата на космодром, что актуально для того же Куру - к востоку от космодрома море, и взлетно-посадочных полос там нет.

06.jpg

Концепция складного пропеллера давно освоена, хотя широко встречается сейчас только в радиоуправляемых самолетах и мотопланерах:

07.jpg

Долетев до космодрома, многоразовая часть совершает посадку на аэродром:

08.jpg

В целом, схема полета выглядит так:

09.jpg

Также в Интернете есть фотографии испытаний масштабного макета Adeline:

10.jpg

11.jpg

Фичи


По словам разработчиков, проект будет обладать следующими особенностями:

  • Снижение стоимости запуска до 30%. Как утверждают создатели, двигатели стоят 70-80% ступени, поэтому их спасение будет выгодным.

  • Adeline представляет собой, фактически, оболочку для двигателя, поэтому ее можно производить в разных размерах и ставить на разные двигатели, что должно обеспечить большую гибкость.



Попытка оценки проекта


Идея отдельно спасать двигатели ступени достаточно очевидна. Дело в том, что пустая ракетная ступень очень хрупкая, а мягко ее посадить тяжело. Те, кто интересуется космонавтикой, наверняка в курсе, с каким трудом Элон Маск пытается сажать первую ступень Falcon 9, и, несмотря на множество попыток, это у него пока не получилось. Баки ракетной ступени - недорогая вещь. А если их сбросить, оставив только хвостовую часть с двигателем, то размеры и масса спасаемой части резко уменьшатся, и пытаться посадить ее будет проще.

Идея Airbus подкупает простотой технических решений. Да, придется тратить ракетное топливо на разгон крыльев, воздушных двигателей с топливом и шасси, но автоматический полет на крыльях с самолетной посадкой сравнительно легкого аппарата уже давно не представляет сложности.

Сейчас в ракетной технике очевидно увлечение многоразовостью. Очень похожий проект недавно представил ULA, но там двигатели спасаются на парашютах. Если сравнить эти проекты, парашюты легче, но посадка на парашютах неточная и менее комфортная для двигателей.

Не стоит забывать, что многоразовость может сделать ракеты дешевле, но на сегодняшний день опыт человечества здесь отрицательный - многоразовые Спейс Шаттлы вместо того, чтобы сократить на порядки стоимости вывода килограмма на орбиту, оказались самыми дорогими средствами выведения. Без просчитанного технологического процесса подготовки к повторному старту летавшей ступени никакой многоразовый проект не сможет быть успешным - выгоду от повторного использования съедят процессы межполетного обслуживания.

По тегу "облегчение доступа в космос" другие идеи по снижению стоимости вывода килограмма на орбиту - многоразовость, воздушный старт, "большой глупый носитель" и другие.
Самая первая публикация цикла - системы обеспечения мягкой посадки первой ступени ракеты-носителя.

Интересно? Подписывайтесь на обновления.

Записи из этого журнала по тегу «облегчение доступа в космос»


промо centercigr november 10, 10:40 5
Разместить за 30 жетонов
Девочка стала жертвой обстрела Еленовки подразделениями ВСУ, которые проводились с завидной регулярностью, и нуждалась в срочной операции. Ранение было серьезным, осколок повредил позвоночник, в результате чего у Вики отнялись ноги. Вика приняла на себя основной удар, в определённый момент…

  • 1
Мне нравится такой проект. Помимо того, что возвращаемая часть легче, крылатый аппарат в принципе посадить куда проще, чем болванку (в полёте стабильнее, можно на второй круг уйти при неудачном заходе, выхлоп не спалит сам двигатель при посадке и т.д.). К тому же не надо тратить ресурс этого самого дорогущего движка на посадку.

Ещё приятно, что не называют дикие цифры типа "снижение стоимости до 70%", как некоторые. 30% звучит куда разумнее.

Отбой, не панацея...
Продолжаем работать над антигравитацией.

А вы ждали чего-то другого от популяризатора? :)

Интересно. Как уже отметили - и посадка проще и не тратися ресурс ракетного двигателя. А масса крыльев-движка с пропеллером наверно не больше чем масса топлива для ракетной посадки.

Думаю, будет меньше. По расчетам еще поста 2013 года получалось 4-6 тонн, Adeline похоже будет легче.

Надо отправить Зеленому Коту)))

Мы взаимные друзья в ЖЖ, если он смотрит френд-ленту, увидит.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account